Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы уроков
Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям: 1. Классификация уроков по дидактическим целям: - комбинированный урок; -урок совершенствования знаний, умений, навыков; -урок изучения нового материала; - урок контроля; - урок обобщающего повторения; 2. Классификация уроков по этапам формирования навыка: - вводный урок; - тренировочный урок; - итоговый урок. 3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: - урок-практикум; - урок-семинар; - урок-лекция; - урок-зачет; - урок-игра; - урок-конференция; - урок-экскурсия и др. 4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: - урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава; - урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава; - урок работы в малых группах; - урок коллективного способа обучения. 5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения: - информирующий урок; - проблемный урок; - исследовательский урок; - эвристический урок. 6. Классификация уроков по типу межпредметных связей: - интегрированный урок; - библиотечный урок; - клубный урок; - медиаурок. Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения. Планирование урока Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной. Наибольшие затруднения у преподавателя вызывает формулировка целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. В помощь преподавателю можно предложить следующие возможные формулировки деятельности:
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД: · личностные · познавательные · регулятивные · коммуникативные
Табл 3
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Первое: § четко определить и сформулировать для себя тему урока; § определить место темы в учебном курсе; § определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; § и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. Второе: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица: Табл.4 Слова-ориентиры для определения целей урока
Третье: 1. Спланировать учебный материал 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: § узнавание нового материала; § воспроизведение; § применение знаний в новой ситуации; § применение знаний в незнакомой ситуации; § творческий подход к знаниям.- 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом " от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий: § задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала; § задания, способствующие осмыслению материала учащимся; § задания, способствующие закреплению материала учащимся. Четвертое: Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д. Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты. Табл.5. Формирование универсальных учебных
|