Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические основы принятия финансовых решений. Денежные потоки и методы их оценки во времени. Процентные и учетные ставки.
Этапы принятия финансовых решений: - выбор и ранжирование критериев; - формирование вариантов (стратегий), максимизирующих каждый критерий, и определение интервалов возможных значений критериев: выручка (оборот); прибыль; рентабельность; душевой доход; собственный капитал; финансовая устойчивость; - выбор целевой установки (задания точки цели изменения за период значений критериев); - выбор варианта финансово-экономической стратегии (траектории перехода из исходной точки в целевую): а) задание траектории; б) выделение лимитирующих факторов (узких мест); в) выбор направлении изменений; г) корректировка и утверждение финансово-экономической стратегии; выбор объема продаж (и точки безубыточности); выбор ассортимента; выбор самофинансируемого варианта финансовых потоков с минимальным дефицитом наличности; - выбор выгодного варианта объемов и сроков взятия заемных средств: а) определение минимально необходимых заемных средств; б) обоснование и выбор целесообразности взятия кредитов; - выбор рационального срока оборачиваемости; - выбор схемы использования прибыли (долей потребления и накопления); - выбор рационального изменения структуры капитала; - выбор рациональной структуры платежных средств (деньги, ЦБ, бартер и др.); - выбор рациональной структуры форм оплаты (предоплата, по факту, в рассрочку); - выбор налоговой политики; - выбор механизмов («правил игры») по экономическому стимулированию (образование трансфертных цен, переменной части оплаты труда и т.п.) подразделений и персонала; - выбор варианта бюджета организации и ее подразделений; - выбор правил и форм принятия решений при отклонении от плана. Для достижения целей нужно уметь решать основную плановую задачу: выбор плана с бездефицитным вариантом движения денежных средств (финансовых потоков) в динамике: - проверка финансовой реализуемости (бездефицитности) плана; - снижение дефицитности за счет внутренних возможностей в случае, если план нереализуем; - определение сроков взятия и минимально необходимых объемов заемных средств (кредитов); - анализ целесообразности (сточки зрения убытков) принятия мер (внутренних и внешних по взятию кредитов) по снижению дефицитности плана и выбор рекомендуемого варианта. Все эти подзадачи решаются на основе использования одного и того же инструментария - анализа финансовых потоков (динамики движения денежных средств). 1. Выбор бездефицитного варианта плана с максимальной финансовой прочностью (при расчете коэффициента финансовой прочности по месяцам), что приведет к минимизации срока выхода на приемлемый уровень. 2. Выбор бездефицитного плана с приемлемой финансовой прочностью с максимальной прибылью. Денежный поток – движение денежных средств. Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых в его деятельности. Оценка движения денежных средств предприятия за отчетный период, а также планирование денежных потоков на перспективу является важнейшим дополнением анализа финансового состояния предприятия и выполняет следующие задачи: - определение объема и источников, поступивших на предприятие денежных средств; - выявление основных направлений использования денежных средств; -оценка достаточности собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности; - определение причин расхождения между величиной полученной прибыли и фактическим наличием денежных средств. Основными методами расчета величины денежных потоков являются прямой, косвенный и матричный методы. Анализ движения денежных прямым методом позволяет судить о ликвидности предприятия, поскольку он детально раскрывает движение денежных средств на его счетах, что дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для уплаты по счетам текущих обязательств, а также осуществления инвестиционной деятельности. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия: 1. Позволяет показать основные источники притока и направления оттока денежных средств. 2. Дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам. 3. Устанавливает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период. Недостатком этого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия. Кроме того, данный метод требует больших затрат времени, чем другие методы оценки денежного потока, а полученная с его использованием отчетность менее полезна. Прямой метод направлен на получение данных, характеризующих как валовой, так и чистый денежный поток предприятия в отчетном периоде. Он призван отражать весь объем поступления и расходования денежных средств в разрезе отдельных видов хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. При использовании прямого метода расчета денежных потоков используются непосредственные данные бухгалтерского учета, характеризующие все виды поступлений и расходования денежных средств. Суть косвенного метода состоит в преобразовании величины чистой прибыли в величину денежных средств. Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах, и позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия; устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период. Преимуществом косвенного метода при использовании в оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. В долгосрочной перспективе косвенный метод позволяет выявить наиболее проблемные «места скопления» замороженных денежных средств и, исходя из этого, разработать пути выхода из сложившейся ситуации. Процентная ставка — относительная величина дохода за фиксированный отрезок времени. Отношение дохода (процентных денег — абсолютная величина дохода от представления денег в долг) к сумме долга. Учетная ставка - финансовый термин, финансовая категория, употребляемая для характеристики следующих процессов, связанных с кредитованием: - Под учетной ставкой понимается процентная ставка, по которой Центральный банк страны предоставляет кредиты коммерческим банкам. В российской практике наряду с термином учетная ставка для данной ситуации применяется термин ставка рефинансирования. Чем выше учетная ставка Центрального банка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими клиентам кредит и наоборот. - Под учетной ставкой понимается процент, курс, взимаемый банком с суммы векселя при «учете векселя» (покупке его банком до наступления срока платежа). Фактически, учетная ставка в данном случае — это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты. При учете Центральным банком государственных ценных бумаг или предоставлении кредита под их залог применяется термин официальная учетная ставка. Содержание и задачи управления активами предприятия. Классификация активов. Базовая модель оценки финансовых активов. Управление активами предприятия — деятельность предприятия по управлению собственными и привлеченными средствами с целью получения максимальной прибыли с минимальными рисками. Первоначальные задачи управления активами предприятия: 1.Увеличение объема активов. 2.Уменьшение объема пассивов. Для выполнения этих задач необходимо рационально использовать оборотные и внеоборотные активы предприятия. Внеоборотные активы включают долгосрочные финансовые инвестиции, вложения в материальные ценности, основные средства, объекты незавершенного строительства и прочие нематериальные активы. Внеоборотные активы не участвуют в производственном процессе предприятия. Управление оборотными активами предприятия — комплексная задача, включающая управление денежными средствами, товарными остатками, материалами и сырьем, дебиторской задолженностью и другими типами активов. Эффективное управление активами предприятия предполагает получение как можно большей прибыли. Прибыль считается полученной после того, как все риски по продукции передаются контрагенту (покупателю товара). Чем больше отгрузок товара, тем выше прибыль. Таким образом, для того, чтобы получить как можно больше прибыли, нужно максимально сократить время от заказа продукции до отгрузки и получения оплаты за нее. Это означает, что эффективное управление активами предприятия порождает задачу управления финансовым циклом. Еще один способ повысить прибыль — уменьшить издержки при производстве. Исходя из этого, управление активами предприятия предполагает и управление запасами предприятия. По составу и размещению активы бывают двух категорий: долгосрочные и текущие. Текущие активы субъекта - это совокупность финансовых ресурсов, вложенных им в: - товарно-материальные запасы (независимо от срока их переработки и реализации); - расходы будущих периодов, которые могут быть списаны в течение одного года от отчетной даты; - денежные средства и их эквиваленты; - краткосрочные финансовые инвестиции; - краткосрочная дебиторская задолженность. Финансовые активы — это активы, представляющие собой финансовые требования, дающие право их владельцу (кредитору) на получение платежа или серии платежей от другой институциональной единицы (должника) в соответствии с заключенными договором. Базовая модель оценки финансовых активов - модель дисконтированного денежного потока (Discounted Cash Flow — DCF) является ключевым элементом методики оценки активов, в частности акций и облигаций. Оценка таких первичных ценных бумаг, основанная на прогнозировании денежного потока, выполняется по схеме: 1) оценивают денежный поток — величины денежных поступлений и соответствующие риски по периодам; 2) устанавливают требуемую доходность денежного потока из расчета риска, с ним связанного, и доходности, которую можно достичь при иных альтернативных вложениях, при этом требуемая доходность может быть либо постоянной, либо изменяемой в течение анализируемого промежутка времени; 3) денежный поток дисконтируют по требуемой доходности; 4) дисконтированные величины суммируют для определения стоимости актива. Содержание и задачи управления реальными активами предприятия (основным и оборотным капиталом). Политика управления внеоборотными активами (основным капиталом) представляет собой часть общей стратегии управления активами (А) предприятия, заключающейся в финансовом обеспечении своевременного их обновления и высокой эффективности использования. К задачам управления основным капиталом следует отнести: • выявление и удовлетворение потребности в конкретных элементах основного капитала; • поддержание оптимальной пропорциональности между составными частями основного капитала; • ускорение оборота основного капитала в процессе его использования; • выбор наиболее прогрессивных видов основного капитала с позиций обеспечения роста рыночной стоимости компании; • максимизация конечного финансового результата деятельности компании (прибыли) за счет роста эффективности функционирования основного капитала. Этапы управления: 1. Анализ внеоборотных активов предприятия в предшествующем периоде. 2. Оптимизация общего объема и состава внеоборотных активов. Осуществляется с учетом вскрытых в процессе анализа возможных резервов повышения производственного использования ВА в предстоящем периоде. Резервы: повышение производительного использования ВА во времени за счет прироста коэффициента сменности и непрерывности их работы и производительного использования ВА по мощности за счет роста производительности ВА в пределах их технической мощности. 3. Обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов. Определяется необходимый уровень интенсивности обновления отдельных групп ВА; рассчитывается общий объем А, подлежащий обновлению; устанавливаются основные формы и стоимость обновления различных групп активов. 4. Обеспечение эффективного использования внеоборотных активов. Заключается в разработке системы мероприятий, направленных на повышение R-ти и производственной отдачи ВА. Оборотный капитал - это средства, вложенные в оборотные активы организации, циклически возобновляемые для непрерывности процесса деятельности хозяйствующего субъекта. Процесс управления оборотным капиталом логично построить по следующей схеме - Анализируем оборотные активы предприятия в предшествующем периоде и сопоставляем с результатами деятельности компании - Выбираем политику формирования оборотных активов на сегодняшний день - Оптимизируем объемы оборотных активов предприятия - Оптимизируем соотношения постоянной и переменной частей оборотного капитала компании - Обеспечиваем требуемую ликвидность оборотных активов - Обеспечиваем необходимую рентабельность оборотных активов - Определяем источники формирования оборотных активов Задача управления оборотным капиталом заключается в поиске оптимального уровня текущих активов и адекватного ему финансирования. При этом целесообразно принимать во внимание ряд аспектов: обслуживающую роль текущих активов, их стоимость и ликвидность. Предприятие, функционирующее на принципах самоокупаемости, обязано эффективного управлять собственными оборотными средствами для обеспечения: - Рационального использования ресурсов предприятия в основной производственной деятельности. - Оперативного определения ликвидности предприятия и своевременного погашения задолженностей. Рычагами управления оборотными средствами являются: - Управление запасами, включая управление запасами готовой продукции, - Управление дебиторской задолженностью, включающее контроль по срокам возникновения, введение гибких форм и графиков оплаты, поддержание баланса между дебиторской и кредиторской задолженностями. Финансовые решения долгосрочного характера. Преимущества и недостатки финансирования за счет эмиссии обыкновенных акций. Преимущества и недостатки долгосрочных долговых финансовых инструментов. Финансовые решения возникают тогда, когда нужно найти финансовые ресурсы, т.е. ответить на вопрос, где взять деньги. На принятие фирмой долгосрочных финансовых решений оказывает влияние множество факторов. - Учет сложившейся структуры капитала. Одним из самых важных критериев в принятии любых финансовых решений является способ сопоставления реально существующей структуры капитала фирмы с той структурой, достижение которой данная фирма ставит своей целью. Фирмы разрабатывают оптимальную, или целевую, структуру капитала и на протяжении какого-то времени придерживаются ее в своей финансовой деятельности. - Совпадение сроков погашения займов и эксплуатации активов. Наилучшей и повсеместно применяемой стратегией является соответствие срока долговых обязательств сроку службы активов. Поэтому фирмы обычно уделяют большое внимание обеспечению совпадения сроков активов и обязательств, и этот фактор часто главенствует при определении размера займа в принятии финансовых решений. - Влияние текущего и прогнозируемого уровня процентных ставок. Финансовые менеджеры учитывают также текущий и прогнозируемый уровень процентных ставок и общую сумму ожидаемых к выплате процентов. Если процентные ставки будут продолжать расти, то фирме придется возобновлять свои краткосрочные долги всякий раз по более высокой ставке либо заменить их долгосрочными, процент по которым окажется даже выше того уровня, на котором он мог бы удержаться, если бы это решение было принято раньше. - Асимметрия информации. Фирма, позиции которой ослаблены, но которая ждет наступления в будущем лучших времен, будет склонна до улучшения положения дел отложить финансирование за счет долгосрочных источников любого типа. У такой фирмы есть побудительные мотивы для применения краткосрочных долговых обязательств даже при финансировании долгосрочных активов, в частности предположение о возможности замены в будущем краткосрочных кредитов на долгосрочные по более низкой ставке. И наоборот, крепкой в настоящее время фирме, для которой в ближайшем будущем прогнозируется возможное наступление неблагоприятного периода, было бы неплохо получить долгосрочный займ сейчас, а не ждать изменения ситуации. - Объем необходимого финансирования. Размер суммы привлекаемых средств окажет влияние на принимаемое финансовое решение. В основном это связано с затратами на размещение долга. - Возможность предоставления залога. Обычно обеспеченный залогом долг стоит дешевле, чем необеспеченный. Так, фирмы с большим объемом основных средств, пригодных для выгодной перепродажи, скорее всего, прибегнут к значительной эмиссии долговых обязательств, особенно ипотечных обязательств. Кроме того, принимаемые ежегодно финансовые решения будут зависеть от объема имеющегося в наличии имущества, пригодного в качестве залога для обеспечения выпуска новых облигаций. Преимущества и недостатки финансирования за счет эмиссии обыкновенных акций для эмитента и инвестора
Преимущества долгосрочных долговых обязательств. Дивиденды, выплачиваемые акционерам, не облагаются налогами. Держатели облигаций не участвуют в обеспечении роста доходов предприятия. Долговые обязательства погашаются более дешевой валютой в период инфляции. Облигация может помочь предприятию обеспечить финансовую стабильность, когда отсутствует возможность использовать краткосрочное кредитование. Недостатки: Начисляемые проценты должны быть выплачены независимо от доходов предприятия. Долговое обязательство должно быть погашено в установленные сроки. Каждому долговому обязательству соответствует финансовый риск, который может повысить стоимость финансирования. Условия облигационного договора могут наложить ограничения на деятельность предприятия. Обязательства, превышающие финансовые возможности должника, могут возникнуть при ошибках в прогнозе будущих потоков денежных средств. 127. Анализ финансового состояния. Понятие «финансовое состояние» предприятия. Аналитические коэффициенты. Вертикальный и горизонтальный анализ. Проблемы анализа финансовой отчетности. Финансовое состояние предприятия — это движение денежных потоков, обслуживающих производство и реализацию его продукции. Между развитием производства и состоянием финансов существует и прямая, и обратная зависимость. Финансовое состояние хозяйствующей единицы находится в прямой зависимости от объемных и динамических показателей движения производства. Рост объема производства улучшает финансовое состояние предприятия, а его сокращение, напротив, ухудшает. Но и финансовое состояние в свою очередь влияет на производство: замедляет его, если ухудшается, и ускоряет, если увеличивается. Чем выше темпы роста производства на предприятии, тем выше выручка от реализации продукции, а, следовательно, и прибыль. Основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Коэффициент концентрации собственного капитала. Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала - их сумма равна 1 (или 100%). Коэффициент финансовой зависимости. Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие. Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия. Коэффициент структуры долгосрочных вложений. Логика расчета этого показателя основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для финансирования основных средств и других капитальных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, т.е. принадлежит им, а не владельцам предприятия. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. Характеризует структуру капитала. Рост этого показателя в динамике - в определенном смысле - негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов. Коэффициент соотношения собственных и привлеченных заемных средств. Как и некоторые из вышеприведенных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибыли и отчета о денежных средствах и помочь менеджерам компании принять решение в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность. Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении финансовых данных предприятия за два прошедших периода (года) в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы. Технология анализа достаточно проста: последовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец года. Затем в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи. Вертикальный анализ позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения. Проблемы: Проблема достоверности анализа. Возможности анализа финансовой отчетности ограничены. Во-первых, его успех зависит от достоверности и полноты анализируемой информации. Во-вторых, даже при наличии безоговорочного аудиторского заключения анализ финансовой отчетности — это не точная наука, на основе которой можно прийти к абсолютно верным выводам. Будущее всегда сопряжено с неопределенностью, и поэтому анализ отчетов больше подходит для формирования вопросов и качественной оценки возможностей предприятия, чем для получения однозначных окончательных ответов. Методы бухгалтерского учета и предоставления финансовой информации в настоящее время не полностью отражают современную экономическую реальность — немало видов инвестиций в нематериальные активы рассматриваются под давлением налоговых систем как текущие издержки. Кроме того, несмотря на регламентацию различными нормативными актами, призванными облегчить сопоставимость данных отчетов, при составлении финансовых отчетов в рамках принятой предприятием учетной политики возможны многообразные учетные методы. Финансовое состояние. При оценке финансового положения предприятия прежде всего интересуются активами (чем владеет предприятие), обязательствами (его долгами) и собственным капиталом (вложениями собственников). При этом может возникать ряд обстоятельств. Во-первых, активы обычно отражаются по исторически достоверной (фактической) стоимости, рыночной цене в момент приобретения. В периоды инфляции или дефляции учет активов по фактической стоимости может привести к расхождениям между учетной ценностью и текущей ценностью в реальных экономических условиях. Во-вторых, понятие ликвидности означает способность предприятия быстро превратить актив в денежные средства (по рыночной или близкой к ней цене) или то, как скоро обязательство следует погасить. Любой вид актива, который можно превратить в денежные средства в пределах нормального операционного цикла предприятия, называется текущим (оборотным) активом. К сожалению, определение текущего статуса не базируется последовательно на операционном цикле; к текущим активам относят большинство активов и обязательств, которые можно превратить в денежные средства или которые подлежат уплате в пределах года. Это различие ведет к тому, что текущий статус активов и обязательств в финансовых отчетах подлежит интерпретации, что в некоторых отраслях порождает серьезные проблемы. Втретьих, собственный капитал можно рассматривать двояко: 1) с учетной точки зрения — первоначальное и последующие вложения собственника и весь чистый доход, не распределенный на предприятии с момента его образования; 2) с финансовой точки зрения — как разность между стоимостью активов и долевыми обязательствами. Последнее определение требует от аналитиков знания рыночной стоимости активов для оценки потенциального дохода, который способны принести те или иные активы предприятия. Непрерывность функционирования. Это понятие предполагает, что предприятие функционирует в его нынешней форме в течение периода, достаточного для того, чтобы использовать свои активы по их прямому назначению и погасить долги в рамках нормальной деятельности. Это понятие известно также как концепция действующего предприятия. Если предприятие не подпадает под такое определение, перед аналитиком встают практические проблемы: нужно определить, достоверна ли оценка активов фирмы в финансовой документации, если нет, то не завышен ли собственный капитал. Если предприятие терпит банкротство, активы, возможно, придется ликвидировать с единственной целью — немедленно погасить задолженность; такие обстоятельства приведут к тому, что результат будет значительно ниже стоимости, указанной в финансовых отчетах. Полнота информации. Некоторая важная информация отсутствует в финансовых отчетах. Например, перечень невыполненных заказов или контрактов на поставки может иметь важное значение, и лишь опытный аналитик, хорошо знающий предприятие, может получить такую информацию. Например, предприятие, производящее разнообразную продукцию, показывает в отчете о доходах только общую сумму продаж. Аналитику же может потребоваться разбивка продаж и издержек по видам продукции или географическим районам. 128. Финансовое планирование: виды финансовых планов, методы прогнозирования. Прогнозирование на основе метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации. Финансовое планирование — выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле за выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения. Сводный финансовый план на определенный период называется бюджет. Для выполнения определенных проектов могут использоваться сметы или бизнес-планы. Виды планирования - стратегическое - долгосрочное - краткосрочное - текущее - оперативное Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании - ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. Основными видами текущих финансовых планов являются баланс, а также план доходов и расходов предприятия, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а также капитальный бюджет. Текущий финансовый план включает в себя: текущие затраты; доходы, получаемые от операционной деятельности; сальдо доходов и текущих затрат в виде валовой операционной прибыли. Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Так как на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь. Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др. Финансовое прогнозирование необходимо всем хозяйствующим субъектам, особенно имеющим значительные обороты, долгосрочные интересы на том или ином рынке; тем, кто придерживается активной маркетинговой, инвестиционной, эмиссионной, конкурентной, ценовой политики и имиджа. Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию. Планирование конкретизирует намеченные прогнозы. Финансовое прогнозирование - это элемент стратегического плана, а также обязательный элемент финансовых планов предприятия. Оптимальным является составление трех вариантов финансовых прогнозов - благоприятного (оптимистического), неблагоприятного (пессимистического) и нейтрального (средневзвешенного). Существует множество приемов прогнозирования. Прежде всего, это метод экспертных оценок, интерполяции (т.е. будущие события предсказываются исходя из тенденций нынешнего развития), оценки статистической вероятности наступления событий, метод прогнозирования детерминированных связей и др. Один из методов, позволяющих сделать более-менее точные прогнозы при минимуме затрат, – метод прогнозирования пропорционально объему продаж. Суть его состоит в том, что на основе выявленной в прошлых периодах зависимости финансовых показателей предприятия до того или иного объема продаж делается предположение о сохранении данной зависимости в будущем. Считается, что сложившиеся зависимости финансовых показателей от объемов продаж являются оптимальными. Поэтому исходя из прогнозного объема продаж и полученных зависимостей прогнозируются значения финансовых показателей. Алгоритм использования данного метода: Определение статей отчета о прибылях и убытках и баланса, значения которых определяются в той же зависимости, что и объем продаж. Как правило, напрямую от изменения объема реализации зависят все статьи указанного отчета, кроме процентов по кредитам. Это связано с тем, что в основе выручки и себестоимости объективно лежат натуральные показатели продаж. В отношении бухгалтерского баланса зависимость неоднозначна. Если объем реализации возрастает, то как основные, так и оборотные фонды предприятия потребуют увеличения. Также больше денежных средств будет необходимо для заключения сделок по закупке сырья и материалов, возрастут значения дебиторской задолженности при сохранении прежней финансовой политики, станет необходимым размещение дополнительных запасов на складах, возникнет необходимость введения новых производственных мощностей. Значения таких активов, как ценные бумаги, напрямую не связаны с объемом продаж. Корректировка статей бухгалтерской отчетности, по которой в зависимости от изменения объемов реализации составляется прогноз. Использование указанного метода делает необходимым учет зависимостей потребности в финансировании от различных факторов. Необходимо знать, что этот показатель определяется в последнюю очередь, т.е. тогда, когда уже составлены прогнозные значения активов и пассивов предприятия. Размер потребности во внешнем финансировании рассчитывается путем сопоставления активов и пассивов предприятия. Он может складываться под воздействием следующих основных факторов: - темпа роста продаж: чем быстрее растут продажи, тем больше предприятию требуются дополнительные активы (причем если у предприятия производственные мощности загружены не полностью, то потребность в дополнительных активах меньше, и наоборот); - капиталоемкости продукции: чем больше предприятие тратит средств на производство единицы продукции, тем больше у него потребность в дополнительных источниках финансирования при росте объемов продаж, и наоборот. Классификация источников финансирования. Факторы, определяющие потребность во внешнем финансировании. Политика предприятия в привлечении заемных средств. Эффект финансового рычага и его использование в управлении заемным капиталом. В России все источники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре группы: 1) собственные средства предприятий и организаций; 2) заемные средства; 3) привлеченные средства; 4) средства государственного бюджета. Факторы потребности во внешнем финансировании: планируемый темп роста объема реализации; исходный уровень использования основных средств или наличие избыточных мощностей; капиталоемкость; рентабельность продукции; дивидендная политика. Темп прироста объема реализации в основном определяет потребность во внешнем финансировании. Чем быстрее растет объем реализации предприятия, тем больше его потребность во внешнем финансировании. Лишь при очень низких значениях темпа прироста объема реализации внешнее финансирование может не понадобиться. Использование производственных мощностей. Если основные средства были загружены только на часть их мощности, то рост производства не требует дополнительного наращивания основных средств до тех пор, пока объем реализации не достигнет того уровня, при котором все основные средства были бы полностью загружены. Капиталоемкость продукции — это стоимость всех активов, приходящаяся на рубль объема реализации. Если капиталоемкость низка, то объем реализации может расти быстро, и при этом не возникает большой потребности во внешних источниках финансирования. Рентабельность реализованной продукции также является важным фактором, определяющим размер потребности во внешнем финансировании: чем выше удельная прибыль, тем ниже потребность в средствах извне, если значения других факторов остаются постоянными. Дивидендная политика. Особенности дивидендной политики предприятия также влияют на уровень потребности во внешнем капитале. Сокращение дивидендов увеличивает нераспределенную прибыль и сокращает потребность в финансировании, и наоборот. Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы: 1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования. 2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются: а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. д) другие временные нужды. 3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями: а) предельным эффектом финансового левериджа. б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности. 4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале. 5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. 6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности. 7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание. 8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. 9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. 10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Одну из главных задач управления капиталом — максимизацию уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска — реализуют разными методами. Основной механизм ее решения — расчет эффективности использования заемного капитала, измеряемой эффектом финансового рычага. Финансовый рычаг характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Эффект финансового рычага рассчитывают по следующей формуле: Эффект финансового рычага =зк/ск* (Rк-СРСП)*(1-п) где п — ставка налога на прибыль; Rк — экономическая рентабельность активов = прибыль до уплаты налогов / актив: СРCП - средняя процентная ставка по кредиту; ЗК — заемный капитал; СК - собственный капитал. Три основные составляющие формулы расчета эффекта финансового рычага: 1. Налоговый корректор финансового рычага (1 — n), который показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли. 2. Дифференциал финансового рычага (Rк - СРСП), который; характеризует разницу между коэффициентом операционной рентабельности активов и средним размером процента за кредит. 3. Коэффициент финансового рычага (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала. Эти составляющие позволяют целенаправленно управлять эффектом финансового рычага в финансовой деятельности предприятия. Налоговый корректор финансового рычага практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль установлена законодательно. Вместе с тем в управлении финансовым рычагом дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях: а) если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли; б) если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли; в) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли; г) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли. В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуры производства (а соответственно, и на состав прибыли по уровню ее налогообложения), можно, снизив среднюю ставку налогообложения прибыли, повысить воздействие налогового корректора финансового рычага на его эффект (при прочих равных условиях). Дифференциал финансового рычага — главное условие, формирующее положительный эффект финансового результата. Этот аффект проявляется только в том случае, если уровень операционной прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию), т.е. дифференциал финансового рычага - положительная величина. Чем больше положительное значение дифференциала финансового рычага, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект. Задачи и содержание управления собственным капиталом предприятия. Структура собственного капитала. Управление операционной прибылью. Управление капиталом — прогнозирование его величины с учетом роста объема балансовых и забалансовых операций, величины принимаемых рисков, соблюдения установленных пропорций между различными элементами капитала. Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде. Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития. Собственный капитал и резервы включают вложенный капитал и накопленную прибыль. Вложенный капитал — это капитал, инвестированный собственником (уставный капитал, добавочный капитал, целевые поступления). Собственный капитал предприятия — нераспределенная прибыль, резервный капитал, различные фонды. Уставный капитал. Характеризует первоначальную сумму собственного капитала предприятия, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности. Его размер определяется учредительными документами и уставом предприятия. Для предприятия отдельных сфер деятельности и организационно - правовых форм (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) минимальный размер уставного капитала регулируется законодательством. Резервный капитал. Представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенную для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части собственного капитала определяется учредительными документами. Формирование резервного капитала осуществляется за счет прибыли предприятия (минимальный размер отчислений прибыли в резервный фонд регулируется законодательством). Специальные (целевые) финансовые фонды. К ним относятся целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств с целью их последующего целевого расходования. В составе этих финансовых фондов обычно выделяют: амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд охраны труда, фонд развития производства и т.д. Порядок формирования и использования средств этих фондов регулируется уставом и другими учредительными документами предприятия. Нераспределенная прибыль. Характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде. Прочие формы собственного капитала. К ним относятся расчеты за имущество (при сдаче его в аренду), расчеты с участниками (по выплате им доходов в форме процентов или дивидендов) и некоторые другие, отражаемые в первом разделе пассива баланса. Операционная прибыль — финансовый результат от всех видов деятельности до уплаты налога на прибыль и процентов по заемным средствам. Основной задачей управления прибылью является: максимизация доходов по имеющимся источникам финансовых ресурсов и расширением общей номенклатуры этих источников. Управление процессом формирования прибыли начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Планирование финансовых поступлений осуществляется на основе исходной инфляции: • расчетных потребностей в финансовых ресурсах для обеспечения расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности; • результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступления денежных средств. Формирование, распределение и использование прибыли определяет различные виды прибыли: прибыль от реализации, балансовая, налогооблагаемая и чистая прибыль. Управление прибыли от реализации предполагает: • четкое определение вида бизнеса, делающего наибольшую прибыль; • увеличение оборачиваемости оборотных средств, обеспечивающих увеличение массы получаемой прибыли; • рациональное использование средств, вложенных в имущество предприятия. Управление балансовой прибылью предполагает: • максимизацию доходов по имеющимися источникам; • расширение номенклатуры источников формирования балансовой прибыли. Управление налогооблагаемой прибылью предполагает широкое использование льгот по налогообложению согласно действующему законодательству, уменьшающих величину налогооблагаемой прибыли и обеспечивающих увеличение прибыли в распоряжении предприятия. Управление чистой прибылью предполагает определение принципа распределения прибыли в соответствии с конкретными условиями хозяйствования. Распределение чистой прибыли — это вопрос инвестиционной, технической и дивидендной политики. Управление прибылью — это определение основных направлений использования прибыли, предвидение ближайших и отдаленных перспектив развития хозяйствующего субъекта.
|