Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Десоциализация и ресоциализация
Социализация проходит стадии (этапы), совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека: поступление в вуз, женитьба, выбор профессии и трудоустройство, служба в армии, выход на пенсию. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, с изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название. Отучеиие от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией. Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации. Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с нею сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях - и проходящие службу в армии. Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях: - изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т. п.); - постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит; - утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецформу); - переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной; - замена старой обстановки на новую, обезличенную; - отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым; - утрата свободы действий. В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует. Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет - разрушенными окажутся основы личности. В тех случаях, когда человек, что называется, «надломился», происходит негативная ресоциализация: мальчик из благополучной семьи становится бандитом. Если десоциализация может быть глубокой, то и позитивная ресоциализация может быть столь же глубокой.
Жизненные кризисы в развитии личности (по Э. Эриксону) Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется в общество, либо им отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как и эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичиости -длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но их решение определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обуча-ется контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром; у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности - волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, формированию чувства вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности своего развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, тогда он верит в свои силы, уравновешен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже требования общества к подростку о самоопределении. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой; человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я -центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, постоянно происходит, воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Для описания степени включенности индивида в общество и социальные группы применяются понятия модальной и маргинальной личности. Модальной личностью называют индивида, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство членов общества. Маргинальная личность – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя и более культурами, частично социализированный в каждую, но полностью не включенный ни в одну из них. Главным признаком маргинальности является утрата объективной принадлежности к определенной социальной общности, слою. Возникновение маргинальности связано с такими явлениями, как смена профессии и места жительства, внезапное разорение или обогащение. В зависимости от объекта маргинализации различают: 1) этномаргинальность; 2) социомаргинальность; 3) экономическую; 4) политическую; 5) религиозную. В состоянии маргинальности индивиды обычно ощущают дискомфорт и неудовлетворенность.
-5- Девиантное поведение Девиантное поведение (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным. В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Это – убийство, воровство, различные правонарушения. В социологии разработано несколько концепций девиантного поведения. Так, Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явление, как социальная аномия. Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального или общественного сознания, характеризуемое разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашаемыми целями и невозможности их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации. Р. Мертон утверждал, что любая социокультурная система состоит из двух основополагающих элементов. Первый – цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй – социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения определяются, согласно Р. Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он называет 5 типов подобной социальной адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж. Конформизм – это согласованность целей и средств. Инновация – стремление к социально значимым целям при отклонении легальных способов их достижения. Ритуализм – отказ от культурных ценностей при безусловном следовании институциональным нормам. Ретризм – бегство от действительности. Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых данным обществом. При этом предлагаются новые цели и нормы, за которые идет борьба. Согласно Р. Мертону, аномия возникает в результате рассогласования целей и средств их достижения. Отклонения от норм поведения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений. Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, алкоголизм, наркомания, самоубийство.
Лекция 4. Социальные группы и общности. 1. Понятие «социальная общность». Типы общностей. 2. Социальная группа и квазигруппа. 3. классификация социальных групп. Ключевые понятия: социальная общность, социальная группа, квазигруппа, толпа, аудитория, социальный круг, малая группа, большая группа, ингруппа, аутгруппа, первичная группа, вторичная группа.
-1-
Общество как целостная система состоит из множества взаимосвязанных подсистем, одним из важнейших типов которых являются социальные общности. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения. В общности объединяются люди, имеющие схожие социальные условия жизни, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли и т.д. Общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. По количественному составу они могут быть небольшими и объединять в себе лишь несколько людей, и весьма многочисленными. По продолжительности своего существования общности могут быть кратковременными и долговременными. Плотность связей между индивидами в общностях также различна: одни общности могут представлять собой тесно сплоченный коллектив или организацию, другие – весьма расплывчатые, аморфные образования. Различают территориальные, этнические, демографические, культурные и другие общности. Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые. Для массовых общностей характерны следующие черты: 1. Структурная нерасчлененность, аморфность, размытость границ. 2. Ситуативный способ существования. 3. Разнородность состава. 4. Они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц. 5. например, типичным образцом массовых общностей можно считать участников широких политических (например, антивоенных) и экологических движений, болельщиков спортивных команд. Второй подкласс общностей представлен групповыми общностями. Для них характерны следующие особенности: 1. Органический характер. Они целостны, обладают внутренней структурой. 2. Способность осуществлять многообразные виды деятельности. 3. Выраженная однородность состава. 4. Способность входить в более широкие общности в качестве структурных единиц. Пример: трудовые коллективы, политические партии. Выделяют социальные, демографические, этнические, региональные и прочие группы.
-2- Социальная группа и квазигруппа. Понятие группы является одной из базовых категорий социологии. Широко распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой. В. Харчева придерживается точки зрения, что группа – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. При этом члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, тем или иным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом, он выделяет три основные черты групп: взаимодействие, членство, идентичность и рассматривает их как групповые общности. На основе приведенных выше определений можно заключить, что социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает наличие взаимодействий, определенной сплоченности и контроля за ее деятельностью. Наряду с массовыми и групповыми общностями, ученые выделяют ряд сообществ, которые получили название квазигрупп. Квазигруппы имеют свои отличительные черты: 1. Спонтанность образования. 2. Неустойчивость взаимодействий. 3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо однонаправленность связей. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.
|