Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные круги.
Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского, «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Основное отличие социальных кругов заключается в том, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Выделяют следующие разновидности социальных кругов. 1. Контактные круги (общности людей, постоянно встречающихся). 2. Профессиональные круги, или круги коллег. 3. Дружеские круги. 4. Статусные социальные круги. Все социальные круги могут иметь неформальных лидеров. Таким образом, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями.
-3- Классификация социальных групп. В социологии классификацию групп можно проводить по различным основаниям. В зависимости от формы осуществления связей и составляющих их членов различают большие и малые, первичные и вторичные группы. Малая социальная группа – группа малочисленная по составу (от 3 до 15-20 человек), ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Наличие непосредственных контактов является главным группообразующим признаком. Большие группы – это социальные группы с большим числом членов, основанные на разных типах связи, не предполагающие обязательных личных контактов. Впервые понятие «первичная группа» в научный оборот ввел американский психолог Ч. Кули. Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Например, члены семьи или дружеской компании. Во вторичных группах контакты носят статусный, надындивидуальный характер. Здесь не обязательно дружеское личностное общение, однако все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. К вторичным группам можно отнести различные трудовые коллективы, команды, разного рода формальные организации. По признаку принадлежности индивида к группам выделяют ингруппы и аутгруппы. Каждый индивид входит в некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет как «мои». Это может быть «моя семья», «мой класс», «моя компания». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым человек чувствует свою принадлежность и в которых идентифицирует себя с другими членами, формируя осознание коллективного «мы». Другие группы, к которым человек не принадлежит (другие семьи, иные религиозные группы и т.д.), будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».
Лекция 5. Социальные институты и социальные организации. 1. Понятие «социальный институт». Виды и признаки социальных институтов. 2. Функции социальных институтов. 3. Понятие «организация» и ее элементы. 4. Типология организаций. Ключевые понятия: социальный институт, институционализация, идеология, латентные функции, дисфункции, организация, коллективная идентичность, формализация отношений, иерархия, неформальная организационная структура.
-1- Наряду с социальными общностями и группами в качестве важнейших компонентов социальной структуры общества выступают социальные институты. Они призваны удовлетворять конкретные и особо важные потребности людей. «Institutum» (лат.) означает установление, учреждение, устройство. В повседневной жизни под институтами общества мы понимаем разные социальные единицы: учебные или научные учреждения, крупные целевые организации и т.д. В науке под институтом понимается совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни. В этом смысле мы говорим, например, об институтах брака и семьи, частной собственности, торговли и т.д. Социальный институт представляет собой: 1. исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей по поводу удовлетворения какой-либо общественно значимой потребности. 2. систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяет основные потребности общества. Так, институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства), а также систему статусов и ролей (мужа, жены, ребенка, свекрови, отца и т.д.). Главными институтами общества являются: семья, государство, бизнес, образование, религия. Любой социальный институт возникает и функционирует выполняя ту или иную социальную потребность. Процесс институционализации, т.е. образования социального института, складывается из нескольких этапов: 1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организационных действий. 2. Формирование общих целей. 3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия. 4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами. 5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, практическое применение. 6. Установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях. 7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствование уже сложившихся. Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности индивидов и общностей. В зависимости от содержания и предмета регулирования социальные институты можно классифицировать следующим образом: 1. Экономические институты 2. Политические 3. Социокультурные и воспитательные 4. Организационно-управленческие 5. Нормативно-ориентирующие по форме организации социальные институты делятся на: а) формальные (государство, школа и т.д.) и б) неформальные (дружба). Каждый социальный институт имеет как внешние признаки, так и содержание. Можно выделить пять групп признаков, присущих всем социальным институтам: 1. Установки и образцы поведения. 2. Символические культурные признаки. 3. Утилитарные культурные черты. 4. Устный и письменный кодекс. 5. Идеология.
-2-
Социальные институты имеют явные функции, легко распознаваемые как часть признанных целей института и латентные (скрытые) функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут считаться побочным продуктом. Явные функции социальных институтов ожидаемы и необходимы. Они декламируются в кодексах и закрепляются в системе статусов и ролей. В социологии выделяют следующие функции социальных институтов: 1. функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. 2. интегративная функция. 3. Транслирующая функция. 4. регулятивная функция. 5. коммуникативная функция. Говоря о функциях социальных институтов, следует отметить, что главное их предназначение состоит в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если деятельность института не способствует (или мешает) удовлетворению потребностей общества, то она приобретает дисфункциональный характер. Социальные институты выполняют важные общественные функции. Они обеспечивают устойчивость социальных отношений, сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянную смену ее членов; способствуют увеличению социальных связей и внутригрупповой сплоченности, осуществляют контроль за отклоняющимся поведением.
-3-
В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения. В одном случае организация может пониматься как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы. В другом, организация понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. В третьем, под организацией понимается искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию. Изучение организаций позволило выделить ряд ее основных признаков: 1. организация – это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных и специфических целей, поэтому действия ее членов должны быть скоординированы. 2. организация представляет собой социальную систему. 3. структура социальных организаций всегда представляет собой иерархию. 4. организации – это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. 5. организация обладает таким признаком как фиксированное членство. 6. организация всегда имеет программу деятельности. 7. организация обладает коллективной идентичностью, имеет название, которое признано всеми ее членами и обществом. Примерами социальных организаций служат семья, политическая партия, банк и т.д. Таким образом, социальная организация представляет собой социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных целей на основе формирования высоко формализованных структур, которые включают иерархию управления, программу действий и фиксирование участников. К основным элементам организации относятся: 1) структура; 2) цели; 3) участники; 4) технология; 5) внешнее окружение. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Внутри любой организационной системы выделяют формальную и неформальную структуру отношений. Цели также являются важнейшей составляющей организации, т.к. ради их достижения осуществляется вся деятельность данного социального образования. Важной составляющей организации являются ее члены. Каждый из них должен обладать определенным набором качеств и навыков, которые позволят ему занимать определенную статусную позицию в структуре организации. Организация с точки зрения технологии – место, где энергия участников применяется для преобразования материалов или информации. Внешнее окружение подразумевает то, что каждая организация существует в особом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении.
-4-
Социология предлагает различные типологии организаций. В основе одной из них положены три признака: 1) степень формализации отношений в организации; 2) подвижность цели; 3) степень влияния членов на результаты ее деятельности. В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций: 1. Административные (или деловые). 2. Общественные (или союзные) 3. Ассоциативные (степень формализации минимальна). Кроме того, организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные. В формальной организации в отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному их набору. Личные качества и способности индивидов не учитываются. Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегулирования. Здесь в большей степени учитываются личные особенности личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения преобладают групповые нормы. Итак, организация – это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены прежде всего на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).
|