Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Загородная прогулка
18. Солнце. Молодые березы, древняя кладбищенская ограда, перед нею асфальт, вдали – новые строения. К о л е с о в, З о л о т у е в и М и л и ц и о н е р входят. В руках у Колесова лом, Золотуев с лопатой. Останавливаются. З о л о т у е в. Товарищ сержант, это же кладбище М и л и ц и о н е р. Ну и что? З о л о т у е в. Как – что? Мне пятьдесят восемь лет, у меня жаба. Я таких шуток не понимаю. Я возражаю. М и л и ц и о н е р (расшатывает ограду). Возражай, пожалуйста. З о л о т у е в. Я против таких методов. Это незаконно. Мне полагается десять нормальных суток. К о л е с о в. Успокойтесь, сержант привел нас на экскурсию. М и л и ц и о н е р. Слушай, хулиганы. Дело простое: Будете разбирать ограду. Ломать ее и выкапывать столбы. А после перетащите все это туда (показывает), подальше от дороги. З о л о т у е в. Господи, для чего же это? М и л и ц и о н е р. Не ваше дело. Постановление горсовета. К о л е с о в. А в самом деле, что здесь намечается? М и л и ц и о н е р. Трамвайная линия. Будете тут на трамвае кататься. Если, конечно, не сядете до той поры. З о л о т у е в. Старого человека вы заставляете разрушать кладбище! Разве это достойно? К о л е с о в. В самом деле, какая бестактность. М и л и ц и о н е р. Приступайте. К о л е с о в (Золотуеву). Живописный уголок, не правда ли? Вам здесь нравится?.. (Милиционеру.) Сержант, нам бы здесь местечко – тихо, по знакомству. А, сержант? М и л и ц и о н е р. Сейчас здесь не хоронят. И давай за работу. Приступайте. А я схожу тут… возьму папирос. Ваша норма – вон до того столба. И учтите, пока не сделаете – не уйдете. З о л о т у е в. Товарищ сержант, я все-таки протестую. М и л и ц и о н е р. Протестуй, пожалуйста. (Уходит.)
19. К о л е с о в. Какие у вас могут быть протесты? Пожили, похулиганили – хватит с вас. З о л о т у е в. Был бы ты мой сын! Эх, вздул бы я тебя! К о л е с о в. А вы возьмите меня на воспитание. З о л о т у е в. Тебя? Ну что ты? Сторожем я могу тебя взять. Мне нужен сторож. На дачу. К о л е с о в. Нет. Лучше на воспитание. Вы сирота, я, между прочим, тоже сирота – двумя сиротами на свете будет меньше. У вас, стало быть, дача?.. Это интересно. А пенсия? Будет у вас пенсия? З о л о т у е в. Мне пенсия не нужна, у меня жаба. К о л е с о в. Дача и жаба. Нет, вы мне все больше и больше нравитесь… А интересно, за что вы страдаете? З о л о т у е в. За что?.. В том то и дело, что неизвестно за что. К о л е с о в. Ну а все же? З о л о т у е в. Говорю, сам не знаю… Орхидею я у них выкопал – подумаешь, разорил! К о л е с о в. Какую орхидею? З о л о т у е в. Обыкновенную. На площади выкопал орхидею. Цветок такой… Да разве это хулиганство? К о л е с о в. Это неслыханная наглость. На площади, под носом у милиции. Вы что, в другом месте не могли? З о л о т у е в. Не мог. К о л е с о в. А зачем вам орхидея? З о л о т у е в. Люблю цветы. К о л е с о в. А зачем же выкапывать? Сорвать ведь незаметней. З о л о т у е в. Люблю живые цветы. К о л е с о в. Кому-нибудь подарить хотели? З о л о т у е в. Сам хотел любоваться. Единолично. К о л е с о в. Ну да, у вас дача, а возле дачи, конечно, сад-огород… большой, интересно? З о л о т у е в. Послушай! Чего ты ко мне пристал? К о л е с о в. Вы меня заинтриговали. Хулиган – и разводите орхидеи. Игра природы. Почему не укроп, почему орхидеи? З о л о т у е в. У меня свой участок. На своем участке, молодой человек, я что хочу, то и ворочу. Хватит болтать, пошли работать. Слышал, что сержант сказал? На ночь я здесь оставаться не желаю. К о л е с о в. Почему? Что вам здесь не нравится, не понимаю?
20. Работают. Появляются М а ш а и Т а н я. М а ш а. Привет, Коля. Ты живой? Т а н я. Добрый день. К о л е с о в. Здравствуйте, здравствуйте. М а ш а. Слушай, что нам сказали в милиции. В настоящее время, говорят, он находится на кладбище. Но это, говорят, по секрету, только вам. Ничего шутки, а? (Золотуеву.) Я вас приветствую! З о л о т у е в. Здрасте. К о л е с о в. Это Золотуев. Тоже хулиган. В общем, шайка-лейка. З о л о т у е в. Глупости, я человек тихий. (Идет вдоль ограды, в сторону.)
21. К о л е с о в (Тане). Идите сюда. Здесь можно сесть. М а ш а. А где ваша охрана? З о л о т у е в. Конвой ушел куда-то.(за сценой) Т а н я. Что же вы здесь делаете? К о л е с о в. Ломаем забор. Т а н я. Зачем? К о л е с о в. Постановление горсовета. Этот свет расширяется, тот сокращается. М а ш а. Красота! К о л е с о в. Садитесь, рассказывайте. Как свадьба? Где муж? М а ш а. Где, в том-то и дело!.. Сбежала я от него, Коля, прямо со свадьбы. К о л е с о в. Как – со свадьбы? Почему? М а ш а. Да не свадьба была! Какая там свадьба. Неохота рассказывать. Другие расскажут. Другие, они всегда больше знают. К о л е с о в. Но в чем соль? М а ш а. Из-за Гомыры все началось. Они друг дружку любят, вот пусть Васька на нем и женится. Представляешь, комнату дали, а Васька в ней Гомыру поселил. Издевается… Тут еще Фролов вчера в общежитии. Хочу, говорит, поучиться у тебя жить. Теперь вместе ходят. К о л е с о в. Не огорчайся, старушка. Ты у нас невеста по первому разряду. М а ш а. Нет, Коля, не нужна я ему, а раз так, то все… Были у ректора. Мне, Букину и Гомыре по выговору. Но это пустяки… Твои дела хуже. Мы ничего не могли сделать. К о л е с о в. Короче. М а ш а. Тебя исключают из университета. К о л е с о в. Исключают? Сейчас?.. Есть приказ? М а ш а. Приказа нет, но ректор говорит, что все решено. К о л е с о в. Так. М а ш а. Артист этот, ты ему выставил руку, а он гитарист. К о л е с о в. Во везет… М а ш а. Он был у ректора, сказал, если тебя не накажут, то подаст на тебя в суд. Певичка эта, Голошубова, звонила декану. К о л е с о в. Так… М а ш а. Ну она сказала, что ты вел себя прилично, в гости приглашал… Коля, мы к ректору всем курсом пойдем. К о л е с о в. Значит, уже и приказ?.. Да он что, озверел, что ли? М а ш а. Полегче. Эта девочка, между прочим, дочь Владимира Алексеевича. К о л е с о в. Вы – дочь? Т а н я. Что поделаешь. К о л е с о в. Час от часу не легче. М а ш а. Но Таня, по-моему, на твоей стороне. Т а н я. На чьей стороне, я еще не знаю. М а ш а. Да ладно, будто я не чувствую… Коля, может, не все еще потеряно… Ты не расстраивайся… К о л е с о в. Я не расстраиваюсь… Хотя мне кажется, что можно было и не исключать… М а ш а. Мы всем курсом, и деканат за тебя заступается… К о л е с о в (перебивает). Ладно. М а ш а. Ну хорошо, пока. Побегу, у меня еще уйма дел, да еще вот новое – развод. Завтра пришлю тебе парней. К о л е с о в. Пусть принесут сигарет. М а ш а. Хорошо. (Уходит.)
22. Т а н я. Я принесу вам сигарет, хотите? К о л е с о в. Папины сигареты? Спасибо, не надо. Т а н я. Вы думаете, он не захочет поделиться с вами сигаретами? К о л е с о в. Не захочет. Т а н я. Да нет, он не жадный. Послушайте, он так занят. Он всегда старается быть справедливым. К о л е с о в. Ну конечно! У него нет времени на то, чтобы быть справедливым. Очень его понимаю… Т а н я. Ведь он не из мести, вы понимаете, что не из мести? К о л е с о в. Конечно. Месть – чувство, недостойное руководителя. Т а н я. И все-таки отец добрый. Мне кажется, я говорила бы так, если бы и не была его дочерью. К о л е с о в. Таня, в своем папе вы не ошиблись. У вас хороший папа. Добрый, серьезный, авторитетный. Т а н я. Если отец не прав, я защищать его не буду. Но мне хотелось бы выяснить… (Молчит.) К о л е с о в. Что выяснить? Т а н я. Я с отцом поссорилась. Из-за вас. К о л е с о в. Напрасно. Ваш отец и я – люди взрослые. Между нами все может быть. Мы с ним, возможно, встретимся, побеседуем… А на вашем месте я бы плюнул на это дело и пошел бы в кино. Т а н я. Легко так говорить, когда все ясно, а мне разобраться надо… К о л е с о в. Зачем, смешная вы девушка. Вот лежат за этой оградой. Они тоже хотели разобраться. Уверяю вас, они так ничего и поняли. Т а н я. Так уж ничего? К о л е с о в. У каждого, наверное, было столько приключений… Да они просто не успели ничего понять. Т а н я. Вы по себе мерите. Не все же торопятся, как вы. Другие думают, размышляют… К о л е с о в. Нет, Таня. Или жить, или размышлять о жизни – одно из двух. Тут сразу надо выбрать. На то и на другое времени не хватит. Так по-моему… Их жизнь (показал рукой на ограду) прошла, и разобраться в ней легче нам, живым. А уж нас рассудят другие. Со стороны, как-никак, всегда виднее.
23. Появляется Золотуев. З о л о т у е в. Мне пятьдесят восемь лет. Я устал. К о л е с о в. Послушайте… Вот вы говорили, что вам нужен сторож. З о л о т у е в. А что? К о л е с о в. Я ищу работу. З о л о т у е в. Тебя не возьму, даже не думай. К о л е с о в. Почему? Вы же мне предлагали. З о л о т у е в. Ты грубиян, а я этого не люблю. К о л е с о в. Грубиян? А вы какого сторожа хотели? С хорошими манерами? Из консерватории? З о л о т у е в. Зачем? Мне нужен человек скромный, работящий… Поливать грядки – образование тут ни к чему. Мне нужен сторож, который умеет держать в руках лейку и ножницы. К о л е с о в. Наши интересы совпадают. Я увлекаюсь садоводством. Соображаете, как вам повезло? З о л о т у е в. Не знаю, молодой человек, не знаю… Сержант идет! Т а н я. Что ж… Я пойду… К о л е с о в. Извините, Таня… Не огорчайте папу.
24. Таня уходит. Появляется м и л и ц и о н е р. М и л и ц о н е р. Так… Сачкуете? Я вам доверие, а вы мне… К о л е с о в. И мы вам доверие. М и л и ц и о н е р. Я – доверие, а вы – саботаж?.. Вы умные, а я – дурак? К о л е с о в. Виноваты, товарищ сержант, исправимся. Разрешите папироску.
|