Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление закономерностей ощущений






Немецкий профессор анатомии Эрнст Вебер в прикосновении выделил модальности: давление, температуру, локализацию. Показал связь ощущений между ними (Холодная монета на лбу - тяжелее чем теплая). Установил, что порог различения двух точек различен в зависимости от участка тела. Он изобрел циркуль - эстезиометр (на мизинце это 1мм в 30 раз больше чем на предплечье). Он обнаружил закономерности в различительной чувствительности: для веса 1/40, для длины 1/50, для высоты звука 1/60.Эти работы легли в основу психофизики.

 

 

Густав Фехнер и психофизика.

 

 

Простое, но гениальное открытие Густава Теодора Фехнера (физиолог, врач, физик)показало, что количество ощущений (психическое качество) зависит от количества раздражения (телесное или физическое качество). Чтобы измерить изменения в ощущениях, необходимо измерять изменения при разных уровнях раздражения. Таким образом появилась возможность соотнести психический и физический миры в количественных показателях. Фехнер предложил два способа измерения ощущений. Во-первых, можно определять наличествует раздражитель или отсутствует, ощущается он или нет. Во-вторых, можно установить тот уровень интенсивности раздражителя, при котором испытуемые заявляют о появлении первых ощущений, - это абсолютный порог чувствительности - та точка в интенсивности раздражения, ниже которого не фиксируется никаких ощущений. Фехнер выдвинул и идею дифференциального порога чувствительности, то есть наименьшей разницы между двумя раздражениями, вызывающей изменения в ощущениях. Фехнер предположил, что для каждого из чувств есть некое относительное значение увеличения раздражения, которое всегда вызывает наблюдаемое изменение в интенсивности ощущения. Фехнер взял за эталон минимально заметное различение в ощущениях при минимальном приросте стимула. Т.о. ощущение (мысль или психическое качество), равно как и раздражение (тело, или материальное качество), поддаются количественному измерению и соотношение между ними можно выразить в виде логарифма: S = К lg I, где S - величина ощущения, К - экспериментально установленная постоянная, I - величина раздражения. Отношение раздражителей к ощущениям может быть представлено в виде логарифмической кривой. Проводя свои эксперименты Фехнер не знал о работах Вебера. Закон ФЕХНЕРА-ВЕБЕРА (1850г.): «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула», т.е. для того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии, необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии. В 1860 г. Фехнер издает книгу «Элементы психофизики». Это был первый труд по экспериментальной психологии. Результатом озарения Фехнера стало появление исследовательской программы, которую ученый позднее назвал психофизика (название говорит само за себя: взаимосвязь между миром психического и материального).

 

 

Вильгельм Вундт и основание экспериментальной психологии

 

 

Вильгельм Вундт после окончания медицинского факультета Тюбингенского университета работал в Берлине. Защитив докторскую диссертацию в Гейдельберге в 1856 г., преподает физиологию в качестве ассистента Гельмгольца. В 1875 г. становится профессором философии в Лейпциге и в 1879 г. создает первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в институт. Вместе с книгой Фехнера «Элементы психофизики» книга Вундта «К теории чувств восприятия» знаменует формальное начало новой науки. Читает курс лекций, которые затем публикует книгой «Основы физиологической психологии». В ней содержится программа построения психологии и всю свою жизнь он ее выполняет. Книга переиздается 6 раз. В предисловии Вундт формулирует свою цель: выделить новую область знания. Слово «физиологическая» в ту пору в Германии было синонимом «экспериментальной», т.е. Вундт писал о психологии экспериментальной. Считал, что она делится на две отрасли, имеющие разные методы и объекты исследования: 1) психология индивидуального сознания, где объектом исследования через метод интроспекции являются простейшие элементы сознания; 2).психология народов, где объектом изучения становятся высшие психические функции и психическое развитие различных народов, а методами их изучения являются этнологические наблюдения и анализ продуктов культуры, языка, мифов, нравов. К середине 19 века научные методы стали привычным инструментом в исследовании психических явлений. Были разработаны специальные методики, созданы приборы. Все историки признают важную роль Фехнера в создании ЭП. И все-таки лавры создателя отданы Вундту. Ответ кроется в природе основания новой научной отрасли. Основание предполагает объединение в одно целое всех прежних научных достижений, содействие в продвижении и публикации новых данных науки. Фехнер не пытался создать новую науку. Его цель - понять соотношение между психическим и физичеким мирами, найти единую концепцию мысли и тела, и подвести под нее научную базу. А Вундт целенаправленно взялся за основание новой науки. Вундт был энергичный решительным проводником уже существовавших идей, талантливым провожатым неизбежного.

 

 

Экспериментальная психология в Англии:

работы Чарльза Дарвина и Фрэнсиса Гальтона

 

 

Экспериментальна психология в Англии в отличие от Германии встретила сопротивление консервативных кругов и развивалась за пределами университетов под влиянием двух человек:

1). Чарльз Дарвин известен как теоретик эволюции. Работа «О происхождении видов путем естественного отбора» вышла в свет в 1859г. Это одна из выдающихся книг истории человечества. Предположение о том, что все виды животных и растений непрерывно изменяются и развиваются, ставшее краеугольным камнем эволюционной теории, возникло задолго до Дарвина и только в конце 18 века обрело статус научной гипотезы и стало предметом исследования ученых.

Основные положения:

1. Главным фактором выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию внешней среде является естественный отбор, который вынуждает особь приспосабливаться и одновременно с этим безжалостно истребляет все, чему не удалось справиться с трудностями среды.

2. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; при этом выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству.

3. Поскольку естественный отбор отсекает все ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению, т. е. психика рассматривается как элемент адаптации организма к внешней среде.

Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на развитие психологии:

1. Изменение предмета психологии на основе принципа соотношения " организм - среда- с изучения сознания индивида на изучение его поведения во внешней среде, которая является фактором, детерминирующим его психическую жизнь.

2. Введение фактора изменчивости организма под действием внешней среды: организм рассматривается не как пассивная неизменная машина со сформированными физическими и психологическими функциями, а как активная, постоянно меняющаяся под действием внешних факторов сущность.

3. Возникновение зоопсихологии как отрасли психологии, изучающей различия психики человека и животного на основе принципа происхождения человека от животного («Выражение эмоций у животных и человека»)

4. Развитие возрастной психологии, понимающей эволюцию ребенка с точки зрения законов общей эволюции человечества и сформировавшей общие законы оптимального развития ребенка, например знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, когда внешнее воздействие на нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития («Биографический очерк одного ребенка»).

5. Возникновение дифференциальной психологии, предметом которой стало изучение индивидуальных различий между людьми и факторов, обусловливающих эти различия.

 

2). Френсис Гальтон родился в Англии в семье процветающего банкира, принадлежавшей к богатому и известному роду, давшему миру многих известных государственных деятелей, священнослужителей и военачальников. Вначале изучал медицину, работал врачом, потом учился в Кембридже где изучал математику. Прочитав книгу своего знаменитого кузена (был двоюродным братом Дарвина), заинтересовался биологическими аспектами эволюции (переливал кровь кроликам, пытаясь выяснить можно ли унаследовать приобретенные признаки). В 1869 пишет книгу «Наследственный гений» (Дарвин пишет, что ничего не читал более оригинального). Основная мысль книги - у выдающихся отцов рождаются выдающиеся сыновья. Его исследования показывали, что человек наследует не только гениальность, но и особую форму ее проявления. Создал науку евгенику, (хотел улучшить человеческий род путем селекции). Предложил тесты для отбора высокоодаренных мужей и жен. Вывод: умственные способности, так же как и физические признаки, передаются по наследству и не могут быть одинаковыми у всех людей. Распределение способностей в обществе происходит с точки зрения отклонения от средней величины, и это отклонение детерминируется наследственными факторами: в общем количестве людей всегда большая часть имеет средний уровень способностей, а меньшая часть - высокий. На развитие индивидуальных способностей человека не влияют среда, воспитание, культура и общество в целом. Существу ют только врожденное стремление к науке, выдержка, упорство. Изобрел метод близнецов, биографический метод, анкету. Написал книги «Естественная наследственность», «Английские люди науки, их природа и воспитание». В 1884 на международной выставке здоровья в Лондоне открыл антропологическую лабораторию. Желающие могли измерить свои способности.

 

 

Истоки психологии в России: работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева

 

 

Влияние социокультурной ситуации в России в середине 19 в. на процесс формирования отечественной психологии, ее методологии и ведущей проблематики проявилось в том, что в то время были не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его менталъности. Это было время, когда народность была провозглашена официальным правительственным курсом. Огромное влияние на российскую психологию оказала отечественная интеллигенция, не имеющая аналогов в Европе ни по своему мироощущению, но по своей роли в развитии общества. Проблема взаимоотношений власти, интеллигенции и народа стала одной из центральных для отечественной науки. Стремление к просвещению народным масс, а также тот факт, что развитие психологии в России направлялось не университетскими кафедрами, а общественной ситуацией, способствовали ориентации на практику, стремлению не столько решать теоретические проблемы, сколько разрабатывать их практическое применение в реальной жизни. Это сказалось на том, что в научной проблематике центральными вопросами стали этические (проблема свободы воли), а не познавательные, как в западной психологии. Т.о. 60-80 годы время расцвета, интенсивного развития естественых наук в России. Это наложило отпечаток на развитие психологии, положив начало формированию физиологической психологии.

Родоначальником физиологической психологии стал Иван Михайлович Сеченов. Его работа «Рефлексы головного мозга» стала настоящим культурным событием. Сеченов открыл так называемое центральное торможение. С этим открытием были связаны крупные преобразования и в физиологии, и в учении о поведении, и в психологии. До Сеченова, объясняя деятельность высших нервных центров, физиологи оперировали одним понятием – понятием о возбуждении. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их. Речь шла о таком поведении организма, которое не только приспосабливается к среде, но и обладает внутренней силой сопротивления непосредственно действующим раздражителям, способностью не идти у них на поводу, а противостоять им и следовать собственной внутренней программе. Открытие торможения доказывало, что организм обладает такой способностью.

Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это, по Сеченову, вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались зряшними. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движения познавательную нагрузку) " уходит вовнутрь", превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя интериоризации. Т.о. книга отвечала на главные вопросы - что такое человек, как объясняется формирование его нравственности с позиции естественной науки, которая доказывала несомненную практическую пользу психологии, делала ее не отвлеченным теоретическим мудрствованием, а реальным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека. Он пишет трактат " Кому и как разрабатывать психологию? " Он доказал, что не отрицает психологию, которую назвал " родной сестрой физиологии". Общество приняло программу Сеченова, положив начало построению психологии как науки о поведении. К концу 19 в. во всех крупных университетах России появились кафедры психологии, приписанные, как правило, к физиологическому или историческому отделениям.

Продолжателем направления заложенного Сеченовым, стал физиолог Иван Петрович Павлов. Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, коренным образом преобразовавшее физиологию и обаготившее психологию, медицину, педагогику и другие науки о человеке. Павлов исходил из принципа эволюционно - биологического объяснения функций организма как целостной системы, главным регулятором деятельности которой является НС. Он отклонил представления о том, что эти процессы определяются нематериальной душой и на огромном экспериментальном материале доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс, реализуемый высшими нервными центрами - корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой. Разграничивал два разряда сигналов, управляющих поведением. Если поведение животных регулируется первой сигнальной системой (эквивалентами которой являются чувственные образы), то у людей в процессе общения формируется вторая сигнальная система, в которой в качестве сигналов выступают элементы речевой деятельности (слова, из которых она строится). Именно благодаря им в результате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные образы (понятия). Открыл механизм образования и торможения условных рефлексов, которые стали удобным методом изучения научения и памяти. На новый план экспериментов Павлова навело чтение Фрейда. Сшибка двух противоположных нервных процессов (раздражительного и тормозного) таков, по Павлову, механизм неврозов. В период, непосредственно предшествовавший революции в России, интересы Павлова устремляются к анализу движущих сил поведения, его мотивов. Он выступает с докладом о " рефлексе цели", " рефлексе свободы", говорит о " рефлексе рабства". Здесь явно сказалась роль социальной перцепции, изменившей в новой, смутной общественной атмосфере направленность его научной мысли. Биологическое понятие о рефлексе Павлов " примерял" к социальным явлениям. В психологическом сообществе учение Павлова было оценено как основа всех наук о поведении. Павлов создал крупнейшую международную школу. Ему единственному было присвоено звание «старейшины физиологов мира».

Одновременно с Павловым свою концепцию объективной психологии выстраивал Владимир Михайлович Бехтерев. Проходил стажировку у Вундта. В 1885 году возглавил кафедру душевных болезней в Казанском университете, где организовал экспериментально психологическую лабораторию. В 1907 г. организовал Психоневрологический институт. В Психоневрологическом институте Бехтерева был заложен опыт строго объективного исследования ребенка – его поведения, мимики, речи. Исследовались и соответствие психических процессов внешним раздражителям, настоящим и прошлым, а также наследственные особенности детей. Наибольшее значение имели разработанные Бехтеревым рефлексологические методы изучения младенцев (метод генетического рефлексологического исследования), которые дали возможность установить этапы развития детей младенческого возраста и разработать методы диагностики этого развития. Полученные лабораторией генетической рефлексологии материалы позволили установить основные закономерности психического развития детей раннего возраста: слуховое и зрительное сосредоточение, комплекс оживления, кризис одного года. Считал, что все психические процессы определяются как внешними стимулами, так и внутренними факторами (состоянием человека, субъективным отношением к материалу, интересами, нравственной позицией). В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию и последние работы его института вышли за рамки рефлексологического подхода. Полемизировал с Павловым, отстаивая мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов (не существует врожденного рефлекса рабства или свободы). Именно социальная среда является источником развития человека. Создал Педологический институт и рассматривал его как центр по изучению личности. Проблему личности считал одной из важнейших в психологии. Фактически ввел в психологию понятие индивид, индивидуальность и личность. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Впервые обнаружил такие явления как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы огранчивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация – две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции. При этом самоопределение личности представлялось Бехтереву подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации. Автор «Объективной психологии».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал