![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспериментальный метод. Наблюдение и эксперимент.
Эксперимент – ведущий метод научного познания, направленный на выявление причинно-следственных связей.Характеризуется созданием оптимальных условийдля изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Под переменной понимается любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Выделяют: Независимую переменную (та, которую изменяет экспериментатор) Зависимую (фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной) Промежуточная (не поддающаяся строгому контролю, но обязательно учитывает все факторы) Контролируемые (условия, которые в ходе эксперименты не должны меняться). В связи с этим выделяют эксперимент - традиционный (когда меняется одна независимая переменная); - факторный (меняется несколько независимых переменных).
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Уникальность психологического эксперимента в наличии инструкции испытуемому. Задача экспериментатора: установление картины отношений между фактами, чтоб предсказать их или даже воспроизвести их. Факту характеризующие личность, можно получить двумя путями: познание самого себя наша интроспекция несовершенна по следующим причинам: а) в нашем восприятии много неосознаваемого, которое трудно вербализировать; б) наши «непосредственные» данные сознания, как показал психоанализ, это лишь защитные конструкции и механизмы; Следовательно, данные интроспекции не могут быть научным фактором. мы не познаем себя и других через действие, через свои реакции на ситуации. Таким образом, действие принято в психологии как научный факт. По цели исследование может быть: - поисковое (попытка решения проблемы, которую никто не решал подробным образом); - критическое (проводится для опровержения существующей теории или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность); - уточняющее (для установления границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности); - воспроизводящее (точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности полученных данных). Схема экспериментального исследования: наблюдение, ознакомление с литературой, постановка проблемы; формулирование гипотез о зависимостях, которые могут существовать между фактами, планирование действий проведения эксперимента, выбор объекта и предмета; экспериментирование с целью проверки гипотез, измерение и протоколирование результатов; обработка данных, их интерпретация, обобщение и отчет.
|