![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трансценденция и психология бытия А. Маслоу
А.Маслоу считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления. Собственная теория Маслоу (50-е годы) изложена им в книгах «К психологии бытия», «Мотивация и личность». Теория личности Абрахама Маслоу строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую " растущую верхушку" общества. Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом: · физиологические потребности - в пище, воде, сне и т.п.; · потребность в безопасности - стабильности, порядке; · потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе; · потребность в уважении - самоуважении, признании; · потребность в самоактуализации - развитии способностей. Не смотря на то, что потребность в самоактуализации является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока не возникнут особые условия: удовлетворение всех других, более низших, потребностей индивида.Неудовлетворение какой-либо потребности вызывает фиксацию на ней и в дальнейшем человек всю жизнь пытается ее компенсировать, что ведет к неврозам и психозам. Но если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя несмотря на неблагоприятные условия. Впоследствии Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей познания, обозначив их терминами Б и Д (например, Б-любовь и Д-любовь), а также ввел термин метамотивация для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту. Каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия. Если личность уступает перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, это останавливает ее рост, приводит к неврозам. В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Важным условием функционирования здоровых людей он считает осуществление оценки своего поведения на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях. Поэтому оптимальным является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития. Такой подход позволяет эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Маслоу считал психологическую защиту злом, которое помогает адаптации к окружающему и, следовательно, препятствует личностному росту. Самоактуализация является не одномоментным актом, это способ проживания, работы и отношений с миром. «Пик-переживание» и длительное «плато-переживание» - это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, моменты наибольшей полноты жизни, которые изменяют отношение человека к самому себе и миру, стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Теория Маслоу воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей.
|