Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность как предмет исследования в социологии и психологии
В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода личность формируется и развивается в деятельности. Личност ь – продукт исторического развития и развивается она в общественных отношениях. У Рубинштейна личность существует в системе отношений, является носителем общественных отношений и не только сознательно отражает мир, но еще и сознательно относится к нему. Сарджвеладзе предлагает, что при анализе личности необходимо анализировать структуру личности – «социальный мир». Личность – это феномен, который определяется статусом индивида и его установками. Констатирующим фактором личности является модус отношений. Система «Личность – социум» включает в себя социальный статус как включенность в отношения, т.е. то место, которое челове занимает в сети социальных отношений, является одной из подструктур целостной структуры личности. Отношение к чему-либо включает в себя: - отношение к себе - отношение к внутреннему миру (отношение к вещам, отношение к другим) По Надирашвили существуют уровни активности человека уровень индивидный (те аспекты среды, которые релевантны биологическим потребностям человека) уровень субъективный (некая проблемная ситуация, в которой необходимо сдерживать импульсивное поведение) личностный уровень (социальные нормы, ожидания, интерперсональные отношения) Кон и Столин выделили похожую классификацию уровень особи уровень социального индивида уровень личности Личность – тот уровень, который всегда связан с социумом. В социальной психологии личность рассматривается в рамках 2-х тем: 1. тема социализации 2. тема установки Изучается взаимодействие с группой и поэтому надо выяснить, как происходит включение в группу, как социум влияет на становление личности.
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, – важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия " группа". под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными). Иногда проблема группы рассматривается в рамках изучения общности, как близкого, но не тождественного феномена. Основные концепции: теория поля К.Левина (на основе которой рассматривались проблемы групповой сплоченности, власти, конформизма, взаимодействий и т.д. интеракционизм (группа как система взаимодействующих индивидов) теория системы (группа как открытая/закрытая система) социометрия (группа через анализ внутригрупповых взаимоотношений) психоанализ (представление о мотивационных и защитных механизмах) общепсихологический подход (когнитивная, мотивационная, волевая, эмоциональная сфера) теория подкрепления бихевиоризма
Группа всегда существует на основании МЫ – ОНИ. По типам социальных образований - социальные категории - аудитория - толпа (присутствие друг друга в условиях общей ситуации, подвергаются влиянию одних и тех же стимулов) - команда (люди, которые регулярно взаимодействуют по поводу общей цели или деятельности) - семья - формальная организация (крупное объединение людей, которые работают вместе в рамках определенной четко структурированной деятельности над достижением общей цели).
|