Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ф-ции У.
1.Мотивационная:
2. Ф-ция знаний (орг-ции и стр-рирования инфо). У. помогает организовать, стр-рировать инфо об окруж. мире и избежать инфо перегрузок (теория когнитивного мизера). Часто эту ф-цию наз. когнитивной (стр-рирует наши когниции), автомативной (т.к. она помогает не обрабатывать инфо каждый раз в одной и той же сит-ии). 3. Ф-ция стабилизации д-ти (выделяют в отеч. психологии). У. обеспечивает последовательность и целенаправленность д-ти – ригидная ф-ция У. – благодаря У. д-ть трудно менять
Игле и Чайкин – обобщающие иссл-я теории У. Пришли к выводу, что каждая У. м. выполнять 1 и более ф-ций. Гипотеза: если У, выполняет много ф-ций, то она б. более устойчива, такие У. обычно более значимы. Катц: У. ф-ции У. определяются 1) актуальной сит-ей и 2) зависят от л-ти и контекста жизни л-ти (напр, профессии) В когнитивном подходе нет единого мнения о том, как У связаны с обработкой инфо: Одни полагают, что ч-к изначально форм-ет У. т.о., чтобы избежать когнитивного диссонанса. Т.е. У. д/б согласованы. Др. говорят, что У. определяют вос-е именно установочного релевантной инфо. Т.е. У. руководят избирательным вос-ем. Подход, к-ый занимается анализом когнитивных схем, они представляют У. как некую схему: на основании чего эта схема форм-ся, как ф-ционирует.
Иерархические диспозиции личности. Иерархические диспозиции Л. В.А. Ядов: «диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности».Основная идея: человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. диспозиции организованы иерархически. Определение уровней диспозиционной регуляции соц. поведения Л осуществляется на основании схемы Д.Н. Узнадзе, по которой установка возникает всегда при наличии опред. потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности — с другой. По мнению Ядова в сложной соц.сит действуют дисп-цоин.образования, а не только У. Чтобы описать дисп.иерархию, надо описать иер.потребностей и ситуаций, в котор может действовать чел. В данном случае потребности целесообразно классифицир-ть потр с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности (по Андреевой) 1 ближайшее семейное окружение, 2 контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид, 3 более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта, 4 сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества. Далее выстраивается иерархия ситуаций, структурированных по длительности времени, «в течение которого сохраняется основное качество данных условий». Низшим уровнем являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные). 2уровень — ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы, 3более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда, досуга, быта. 4 наиболее долговременные, устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности — в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической, структуры его функционирования. Логично обозначить соответствующую диспозицию на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. Четыре уровня диспозиций: 1 элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших «предметных ситуациях»; 2 более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе— социальные фиксированные установки или аттитюды, имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты); 3 общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки; 4 система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, опред-м общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.
Авторитарная личность. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую.По мнению Фрейда, в результате ранней социализации, слишком строгого воспитания, когда подавляется чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция в их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты, с другой. Понятие социализации. Термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщение к системе соц связей и т.д. это совокупность всех соц процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей. Позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Выготский настаивал на том, что реб родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных соц связей.«Социализация» была разведена с таким понятием как «развитие Л» и «воспитание». Идея развития Л - одна из ключевых идей отечеств психологии. Ребенок, развиваясь становится 5-ом социальной Д, т.е. его развитие немыслимо вне социального развития, вне усвоения им системы соц связей, отношений, вне включения в них. Социализация -это двусторонний процесс: с одной стороны усвоение соц опыта путем вхождения в соц среду, систему сои связей, с др. стороны - процесс активного познавания индивидом системы соц связей за счет его активной Д, активного включения в соц среду. Чел не просто усваивает соц опыт, он его и преобразовывает в собственные ценности, установки, ориентации. Это предполагает активность индивида. Взаимодействуя с обществом развивается не только сам чел, но и общество. Содержание процесса социализации. В процессе социализации как в процессе становления Л, который начинается с первых минут жизни чел, выделяют три сферы, в которых осуществляется становление Л: 1 -это Д - в процессе социализации индивид постоянно расширяет «каталог» деятельностей, через личностные смыслы выявляет особо значимые аспекты Д, центрирует, соподчиняет ему все остальные виды Д, при этом осваивает новые роли и осмысливает их значимость; 2 - общение - это умножение контактов с другими, умение ориентироваться на партнера; 3 - самосознание - «образ Я» не возникает сразу, а складывается постепенно, под воздействием многочисленных соц связей, влияний на протяжении всей жизни. Самосознание - это не перечень характеристик -это понимание личностью себя некоторой целостностью. Развитие с\сознания невозможно без Д. Только в Д постоянно осуществляется определенная «коррекция» представлений о себе. Процесс социализации можно понять как единство этих трех обозначенных сфер.Процессы социализации и инкультурации очень взаимосвязаны, их не возможно разделить. Инкультурация - это процесс усвоения человеком поведения, миропонимания (установки, ценности) принятое в его культуре. В результате инкультурации возникает когнитивное эмоциональное и поведенческое сходство с др людьми и соц культурой.В социализации мы усваиваем определенные роли (мать, жена, отец и т.д.), а исполняем их в определенной культуре. Инкультурация не имеет конкретных институтов. Хрестовец выделяет в ней два этапа: - во время детства процесс инкультурации идет непрерывно. Ребенок при этом активен, но более важна при этом активность окружающих его людей; второй этап - Инкультурация уже носит прерывистый характер. Чел сам выбирает что ринять, а что нет. Стратегии процесса социализации. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, то определений стаций социализации складывались именно в этой схеме. С т.зр. психоанализа раннее детство имеет огромное значение для развития Л, и стадии социализации совпадают хронологически с периодом раннего детства. Другие школы раздвигают их на период отрочества и юности. Много было споров по поводу зрелого возраста и в последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой Д. В связи с этим принципом выделили три стадии: -первая - дотрудовая - весь период до трудовой Д. Включает в себя раннюю социализацию - до школы, затем стадия обучения. Идут споры по-поводу обучения в ВУЗе - это и шк и обучение в соединении с трудом, студенчество - важная гр общества и проблемы социализации этой гр актуальны; следующая стадия - трудовая - это весь период трудовой Д чел, одни считают, что социализация заканчивается с завершением образования, др. считают, что она продолжается и в период трудовой Д. Ведь Л не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Трудовая Д имеет огромное значение для развития Л. сейчас в обществе витает идея о непрерывном образовании, в т.ч. и взрослых; -послетрудовая социализация еще более сложный вопрос. Проблема пожилого возраста становится актуальна для ряда наук геронтология, гериатрия. Основные позиции в дискуссии прямо противоположны. Одни считают, что само понятие социализации в применении к этому возрасту - бесмысленно. Его нельзя описывать в терминах «усвоение соц опыта» и «его воспроизводства»., говорят даже о «десоциализации». Другая позиция активно настаивает на ином подходе к пониманию психологической сущности этого возраста. Косвенным признанием того, что социализация продолжается, явл-ся концепция Эриксона (о наличии 8 возрастов), лишь «зрелость» (после 65лет) обозначена девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Все это позволяет считать, что послетрудовая стадия социализации существует.При определении стадий социализации необходимо учитывать соц-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран. Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общ-ва на Л осуществляется или непосредственно или ч\з группу, а сам набор средств воздействия -это нормы, ценности и знаки. Общество и гр передают становящейся Л некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. А те гр, в которых Л приобщается к ним получили название институтов социализации.На дотрудовой стадии важнейшим институтом социализации явл-ся семья. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысливают нормы и ценности. Роль детских дошкольных учреждений формировании Л, как тип социальн института - нуждается в дальнейших исследованиях.Во втором периоде основным инстит соц явл-ся шк и ВУЗ. На трудовой стадии -иститутом социализации выступает трудовой коллектив.Поскольку послетрудовая социализация — вопрос спорный, то и вопрос о ее институтах пока остается открытым. (Если признали первое - надо искать второе).Таким образом проблема социализации это связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии Л. Понятие социальной идентичности. Соотношение личностной и социальной идентичности.Теории идентичности: социальная теория идентичности.теория категоризации. Как известно, термин " идентичность" ввел З. Фрейд Впоследствии идентичность изучали представители: психоанализа (Э. Эриксон), французской социально-психологической школы (С. Московичи); символического интеракционизма (Ю. Хабермас) и другие. Понятие социальной идентичности восходит к двум наукам, образующим социальную психологию. С одной стороны, социальная идентичность - это часть идентичности личности, или " Я-концепции", один из элементов структуры личности человека. С другой стороны, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью, и является социологическим понятием. Многие исследователи, начиная от классиков - основателей теории социальной идентичности (А. Тешфел) и самокатегоризации (Дж. Тернер); представителей интеракционистской школы (Дж. Мид, И. Гоффман), школы социальных представлений (С. Московичи, М. Заваллони), - рассматривают социальную идентичность как один из уровней Я-отнесенности (самокатегоризации, " Я-концепции"). По сути, социальная идентичность в этом смысле - это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает, наряду с " общечеловеческой" и " личностной" идентичностью, в качестве когнитивной структуры, в которой соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного индивида в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы, принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума - половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная. Для этих частных идентичностей в литературе подробно описаны виды, уровни генерализации, этапы сформированности. С другой стороны, каждый из этих видов идентичности выступает не только и не столько " внутренним классификатором", сколько регулятором деятельности человека, системообразующим элементом. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность - это осознание принадлежности к социальной группе, то, следовательно - это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм. Для конкретного индивида в каждый момент времени разные виды идентичности актуальны в разной степени, - то есть в данный конкретный момент наиболее главной, " ведущей" является одна какая-то идентичность. Значит в этот момент индивид актуализирует, вместе с осознанием своей принадлежности, всю систему норм, ценностей и т. п. То есть иерархия ценностей не является константной, она перестраивается во времени в зависимости от актуальной на данный момент идентичности, так же, как и реализуемые поведенческие модели. Так актуальная социальная идентичность является одним из механизмов, генерализующим, переструктурирующим поведение и внутренние схемы, критерии оценки и категоризации, механизмом, тесно связанным с объективными социальными связями и отношениями. Более того, становится доступным прогнозирование поведения, и что не менее важно, когнитивных процессов конкретного индивида, на основе знания его актуальной идентичности. Э.Эриксон первым разработал проблему идентичности, понимая ее как организацию жизненного опыта в индивидуальное «Я», связывал ее с ощущением непрерывности и тождественности самому себе. Им выделено три уровня идентичности: -индивидный - осознание чел своего существования как индивида, с определенной внешностью, внутренними качествами, прошлым и будущим.-личностый - с осознанием уникальности своей Л; -социальный - связаный категоризацией мира на похожих и непохожих на себя людей. Вот этот уровень Эриксон назвал социальной идентичностью. Под соц идентичностью понимают ощущение принадлежности к соц гр, категории, являющейся результатом процесса идентификации с представителями данной гр. Соц идентиф - это не статичное образование. Оно формируется, поддерживается и меняется в процессе социального взаимодействия. Автором теории социальной идентичности явлю Тэджфел. Он полагал, что в социальном сравнении представителей разных групп человек оценивает чужие группы ниже, чем свою, стремясь к позитивной идентичности. Это вызывает явление ингруппового фаворитизма, которое поддерживает самооценку человека на оптимальном уровне. Категоризация – психич. процесс отнесения единичного объекта к некоторому классу. Категоризация позволяет нам упорядочивать информацию о внешнем мире., помогает принимать решения, основываясь на недостаточной информации. В соц. Психологии исследование категоризации началось в 50-е годы с работ Г. Олпорта. Олпорт изучал предубеждения и ввел большой вклад в развитие этого процесса. Он полагал, что предубеждения основаны на восприятии и акцентирование различий между группами и сходства внутри группы, происходит в процессе категоризации практически мгновенно (когда группу делят случайным образом человек преувеличивает различия и сходства) Человеку, который воспринимает меньше различий в группе, сложнее воспринимать уникальные качества людей и он в этом случае общается не как с уникальным индивидом, а как с представителем группы. Брунер в 1957 написал работу о перцептивной готовности. Говорил о том, что в целях создания нового знания, восприятие включает в себя выход за пределы имеющейся информации. Олпорт считал, что категоризация нужна из-за того, что поступает очень мноно информации и наших возможностей не хватает, чтобы её обрабатывать. А Брунер считал, что нужно выйти за рамки инфо, которая у нас имеется. Андерсон считал, что цель категоризации – предсказать ситуацию категориз, связан. с адаптацией к окр. среде. Для того чтобы свести многообразный внешний мир к воспринимаемой форме, люди распределяют поступающую к ним инфо по отдельным категориям, формируя, таким образом, особые когнитивные структуры; называемые схемами. В соц психологии не существует консенсуса относительно главной функции процесса катнеоризации. Многие авторы рассматривают главной функцию упрощения процесса восприятия, считая, что категоризация вызывается ограниченностью человеческой способности к обработке всей поступающей инфо. Отмечают также функцию самоопределения человека. Другие авторы полагают, что категоризация и следующая за ней идентификация вызываются потребностью в ориентации помогают определиться в ситуации, когда инфо поступает не много, а слишком мало.
|