![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая помощь детям, недостаточно готовых к шк. обучению.
Практики, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития.. Наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошк. возраста: нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). Подчеркнем еще раз, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в компетенцию практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Однако психолог должен уметь дифференцировать подобные случаи, для того чтобы своевременно направить ребенка к специалисту. Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания; 2) определенной незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Развивающая работа с детьми, не готовыми к школе, должна проводиться еще до начала систематического школьного обучения. Такая работа успешно проходит в специальных группах развития, в которых реализуется не обучающая, а развивающая психику ребенка программа. Для того чтобы группа развития принесла ожидаемый результат, необходимо соблюдение: 1) развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка; 2) субъектное отношение к ребенку; 3) развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка; 4) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес; 5) отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; 6) ребенок должен иметь право на ошибку; 7) успех должен переживаться ребятами как радость; 8) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы. Очень важен эмоциональный фон, потому что он способствует усвоению информации, идущей от взрослого. Главная методика, разработанная специально для такой группы, — развитие познавательной мотивации и произвольности в учебной ситуации для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основная задача группы развития — формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом. В итоге у ребенка появляется учебная мотивация. Основной содержательный материал, используемый в группах развития, — развивающие игры, среди которых обязательно должны быть следующие: - игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка; - логические игры; - игры с правилами; - игры, развивающие фонематический слух; - игры, развивающие внимание и память; - игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка; игры на ориентацию в пространстве. В связи с тем, что многие сегодняшние дошкольники не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, взрослому приходится организовывать эти игры в группе развития и обучать детей ролевой игре, в ходе которой развиваются символическая функция, внутренний план действия фантазия и др. Но кроме всевозможных игр существенное место в программе групп развития должно быть уделено занятиям по литературе, на которых дети знакомятся с хорошими детскими книгами. На этих же занятиях ребята учатся правильно и литературно говорить. Нa занятиях обязательно надо уделять время составлению детьми рассказов по сюжетным картинкам. По мере появления познавательного интереса у детей и улучшения их психического развития в целом, после того как они с удовольствием начнут слушать книги, будут справляться с играми на фонематический слух и с логическими играми, можно начинать обучение чтению и счету. Но азы чтения и счета также должны даваться в игровой форме, а не в виде уроков. Предлагаемые группы развития лучше всего проводить с ребятами в возрасте от 5, 5 до 7 лет до начала обучения в I классе школы. Группа развития, функционирующая параллельно с учебой в I классе, дает эффект только в том случае, если действия психолога и учителя согласованы. Но это не всегда получается. Группы развития обладают еще и диагностической функцией. Через год занятий они достаточно точно позволяют выделить детей, которым требуется обучение в специальной школе или коррекционно-развивающем классе.
|