Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дорожные одежды






СРС

На тему: Элементы инженерного благоустройства территории

 

Выполнил (ла): Бородина А.С.

Проверила: Избасар Маян Рахымжанкызы

 

Алматы 2012

 

Элементы инженерного благоустройства территории

Как уже отмечалось выше, решение задач инженерной подготовки является важнейшим и первостепенныи при освоении территорий, обусловливающим строительство и благоустройство населённых мест. Вместе с тем при решении многообразных и сложных градостроительных проблем возникает ряд других задач, связанных с инженерным благоустройством и оборудованием территорий населённых мест:
1) городские улицы, дороги, проезды и подъезды у отдельным зданиям и их одежды;

2) тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки;

3) ограждение проезжих частей и тротуаров;

4) озеленение улиц и дорог;

5) спортивные, игровые и хозяйственные площадки;

6) освещение улиц и дорог;

7) инженерные сети и т.д.

Дорожные одежды

Дорожные одежды устраивают на специально подготовленном земляном полотне, габариты которого должны соответствовать характеру принятого конструктивного (типового) поперечного профиля улицы или дороги с учетом всех его элементов. Земляное полотно представляет собой выемку (дорожное корыто) для укладки в нем искусственных материалов, составляющих дорожную одежду.

 

Для городских улиц и дорог с закрытой сетью водоотвода земляное полотно охватывает ширину всех их частей с искусственным покрытием (проезжая часть, тротуары, центральная разделительная полоса и пути трамвая). На дорогах с открытой системой водоотвода (кюветами) ширина земляного полотна равна только ширине проезжей части и обочин. На внутриквартальных проездах без тротуаров ширину увеличивают на 0, 5 м с двух сторон проезда.

 

Земляное полотно должно быть прочным и устойчивым против действия нагрузок от транспорта и природных факторов. В том случае, если грунты для этой цели непригодны, их заменяют более устойчивыми, исключающими переувлажнение и размыв под действием поверхностных и грунтовых вод.

 

Земляное полотно располагают выше уровня грунтовых вод и горизонта вод длительного стояния, поэтому в зависимости от гидрогеологических условий местности его устраивают в насыпи или понижают уровень грунтовых вод путем устройства дренажа. Дну корыта земляного полотна придают продольные и поперечные уклоны, соответствующие проекту вертикальной планировки улиц, дорог и проездов и уплотняют при помощи катков.

 

Для возведения насыпей следует, как правило, применять дренирующие грунты - скальные, гранитные и песчаные, а при их отсутствии допускается использовать супеси и суглинки. Не допускается (согласно СНиПам) применение илистых и торфяных грунтов, а также пылевидных суглинков в замерзшем состоянии.

 

Подстилающий слой укладывают по дну корыта. Этот слой должен быть стабильным, морозозащитным и дренирующим. Для устройства дренажных слоев применяют песок, гравий и другие материалы с коэффициентом фильтрации менее 3 м/сут. Воду из дренирующего слоя обычно отводят в водосточную сеть при помощи дренажей мелкого заложения. Подстилающий слой укрепляют путем обработки его верхней части вяжущими материалами, чем достигается дополнительное повышение его устойчивости и сокращение расчетной толщины и стоимости дорожных одежд. Толщину постилающего слоя назначают в зависимости от типа грунта земляного полотна, климатических зон и условий влажности.

 

Ориентировочная толщина подстилающего слоя в зависимости от климатических условий

 

Группа грунтов     Климатические районы (по карте)  
  II III IV V
А. Легкие супеси и оптимальные смеси 10-20 - - -
Б. Пылеватые пески и тяжелые супеси 20-30 15-20 10-15 -
В. Суглинки и глины 30-40 20-30 15-25 10-20
Пылеватые суглинки 40-50 30-40 25-35 20-30

 

 

Типы покрытий дорожных одежд выбирают в зависимости от условий их применения по видам нагрузок, перспективной интенсивности движения, состава транспортных потоков, категорий улиц и дорог, наличия местных материалов и других факторов.

 

Покрытия должны быть прочными и устойчивыми, удобными для движения по ним, отвечающими санитарно-гигиеническим требованиям и экономически эффективными. Вопрос экономичности покрытий имеет существенное значение. Стоимость покрытий обычно составляет основную часть затрат на благоустройство городских территорий.

 

В зависимости от условий применения выбирают различные типы и материалы покрытий, а затем рассчитывают толщину конструктивных слоев дорожной одежды. При небольших нагрузках и благоприятных гидрогеологических условиях покрытия иногда устраивают непосредственно на грунтовых основаниях, при этом их предварительно уплотняют добавками или обрабатывают вяжущими материалами. Обычно же применяют многослойные дорожные одежды, состоящие из покрытий, подстилающих слоев оснований, которые устраивают для уменьшения удельных нагрузок, передаваемых через покрытия и основания на грунт, для создания необходимого воднотеплового режима в грунте земляного полотна, а также для обеспечения его устойчивости при изменяющихся температурно-влажностных условиях. Это имеет существенное значение, так как большинство грунтов при переувлажнении теряет прочность (несущую способность). Под воздействием отрицательной температуры возможно вспучивание, т.е. неравномерное изменение объемов грунтов и разрешение покоящихся на них конструкций.

 

В соответствии с требованиями ГОСТов и СНиПов дорожные одежды подразделяют в основном по типам покрытий в зависимости от категорий улиц и дорог.

 

Выбор конструкции одежды проезжей части следует обосновывать данными технико-экономических расчетов, проверки на прочность, морозоустойчивость, а для климатических районов IA, IБ и IГ - данными теплотехнических расчетов.

 

 

Типы покрытий и конструкций проезжей части

 

Категория улиц и дорог Тип покрытия и конструкции проезжей части
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и железобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаиковые мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые мостовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами)
Магистральные улицы районного значения Усовершенствованные капитальные, усовершенствованные облегченные (из битумно-минеральных смесей или холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, на грунтовых основаниях, укрепленных вяжущими материалами, щебеночные и гравийные, брусчатые мостовые на песчаном основании)
Улицы и дороги местного назначения: промышленных и складских районов   Усовершенствованные капитальные или облегченные; пешеходные (грунтоасфальтовые, щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами, грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими материалами, мостовые из булыжного и колотого камня).
жилые улицы и проезды Усовершенствованные облегченные и пешеходные.
поселковые улицы и дороги Усовершенствованные облегченные или пешеходные; низшие (гравийные, щебеночные, шлаковые грунтовые, улучшенные местными минеральными материалами)

 

 

Для обеспечения безопасности движения следует предусматривать на скоростных дорогах, магистральных улицах общегородского значения, мостах и путепроводах устройство покрытий с повышенной шероховатостью (коэффициентом сцепления) независимо от плана и профиля. На улицах и дорогах других категорий при следующих условиях:

 

на уклонах свыше 30%;

 

на горизонтальных кривых с минимальным радиусом и на подходах к ним на расстоянии видимости поверхности проезжей части;

 

в пределах пересечений в одном уровне на расстоянии, определяемом треугольником видимости;

 

на остановочных пунктах общественного транспорта и на подходах к ним;

 

на левоповоротных съездах пересечений в разных уровнях;

 

на участках с ограниченной видимостью.

 

Экономически эффективными считают более прогрессивные в техническом отношении конструкции, срок окупаемости которых не превышает нормативного (не более 10 лет). Срок окупаемости конструкции определяется по формуле

 

Т = (К - К )/(И + С ),

 

где:

 

K и К - капиталовложения, необходимые для сооружения сопоставляемых дорожных конструкций;

 

И - среднегодовая экономия, которая может быть достигнута за счет улучшения условий движения.

 

При одинаковых условиях движения И = 0; С и С - среднегодовые расходы на содержание и ремонт сопоставляемых дорожных одежд.

 

Для определения степени экономичности составляемых конструкций можно воспользоваться формулой

 

Э = ЕК + С,

 

где:

 

Э - приведенные затраты на постройку и содержание дорожной одежды той или иной конструкции;

 

Е - коэффициент экономической эффективности, представляющий собой величину, обратную нормативному сроку окупаемости сооружений (Е =1/10= 0, 1);

 

К - капитальные затраты на постройку сооружения, определяемые после установления расчетной толщины конструкции и отдельных ее элементов;

 

С - среднегодовые затраты на содержание и ремонт дорожной одежды, включая амортизационные расходы.

 

 

Наиболее экономичной считают конструкцию, для которой значение приведенных затрат будет наименьшим. Бетонные покрытия можно делать монолитными (армированные или неармированные) или из железобетонных плит. Сборные конструкции легко восстанавливать при повреждении или после разработки в случае ремонта или прокладки под ними подземных коммуникаций. В монолитных бетонных покрытиях устраивают температурные швы: продольные - по оси проезжей части и параллельно ей на расстоянии 3, 75 м один от другого, поперечные - через каждые 6-8 (10 м). Через каждые 2-3 поперечных шва сжатия устраивают поперечные швы расширения, компенсирующие удлинение плит в летний период. Температурные швы заполняют упругими, легкодеформируемыми материалами.

 

Конструктивные схемы дорожных одежд

 

Типы покрытий     Конструкции дорожных одежд и ориентировочная толщина отдельных слоев    
Усовершенст вованные Капи тальные Цементно-бетонные Асфальтобетонные Брусчатые и мозаиковые мостовые  
  Облегчен ные  
Переходные   Грунтоасфальтовые Щебеночно-гравийные Из вяжущегрунтовых смесей Булыжные мостовые
Простейшие   Грунтовые, улучшенные минеральными материалами   Из щебня, гравия и шлака  
             

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал