![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философско-методологические принципы образования.
К философско-методологическим принципам относится: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический. Аксиологический принцип позволяет проводить анализ различных педагогических идей с позиции ценностных отношений развития воспитания и образования. Культурологический принцип в педагогике означает учет об образовании «времени», «места» культуры человека. Где родился и живет человек. Антропологический принцип. Основоположником является К.Д. Ушинский, который в своем произведении «Человек как предмет воспитания или опыт педагогической антропологии» сформулировал требование, если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна также воспитать и знать во всех отношениях. Гуманизация образования предполагает развитие образовательной системы с учетом признания приоритетных ценностей – личность педагога и учащихся, гармонизацию их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития. Личностно ориентированная педагогика выдвигает на первый план человека, его ценности, его личную свободу, умение прогнозировать и контролировать себя и требует развитие идей сотрудничества. Синергетический принцип положил свое развитие вследствие появления новых отраслей знаний, связанных с разработкой парадигм в науке, породившие новый подход – синергетический, где главный акцент делается на изучении открытых систем, обмениваться энергией, информацией с внешним миром. Система рассматривается с позиции самоуправления, самоорганизации и саморазвития. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции и самоорганизации сложившихся систем любой природы. Синергетизм для педагогических систем – это процесс взаимодействия двух сопряженных взаимосвязанных подсистем, приводящий к новообразованиям, повышению творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающих переход от развития к саморазвитию. Герменевтика(изъясняю, истолковываю) – теория и искусство истолковывания текстов, перевода их культурного содержания из знаково-отвлеченных форм в реально-временные культурные формы и смыслы. Герменевтический принцип – методологический принцип, позволяющий философски осмыслить и переосмыслить ранее набранных педагогических опытов и приобщить педагогов к осмысленному овладению различными формами и видами педагогических инноваций.
|