Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнегреческие философы Сократ и Платон о воспитании






 

Платон. Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.

Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона и подчинены общим задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.

Совершенное государство Платона зиждется на разделении труда между четырьмя разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды, Платон руководствовался своей классификацией частей души. В противоположность Демокриту, считавшему мир единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека - душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев - материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие «учение» он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать детям не насильно, играючи”, ибо “свободный человек никакой науке не должен учиться рабски”. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

В “Государстве” Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.

Как видим, Платон заботился, прежде всего, о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.

Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Сократ. Сократ посвятил свою жизнь поискам этического идеала, добра и справедливости. Цель его философии – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель, по Сократу, есть знание или мудрость. Главной задачей своей жизни Сократ считал содействие росту морали и духовности не только молодежи, которая, в основном, его окружала, но всех своих сограждан: показать людям их неведение и помочь им познать себя. Осознание своей миссии укреплялось в нем по мере того, как он наблюдал определенное падение морали афинского общества, несмотря на его внешний блеск в Золотой Век Перикла. Сократ пытался убедить сограждан, что основной задачей человека являются поиск истины и самоконтроль, а высшим благом есть труд души и добродетель как знание или мудрость. Он создал новую философию, в центре которой был человек. Это отмечает и Цицерон, когда говорит, что Сократ забрал философию с неба и повернул ее к человеку, его душе и его особой природе. Этим Сократ оказал влияние на всех последующих философов. Центром тяжести более не были земля, облака или небесные тела - значение теперь приобрел бесконечный мир человеческой души.

Сократ не написал ни единого произведения, что стало вечной проблемой для историков и философов. Единственными письменными источниками, повествующими о нем и его учении, являются произведения его учеников Ксенофонта, Платона и некоторые записи, сделанные «понаслышке», в частности, Аристотелем.

Сократ не был оратором и не преподавал риторику, он не давал уроков, тем более за плату, не путешествовал из города в город, как это делали софисты, он не открыл своей школы. Сократ учил методом диалога: простыми вопросами из области религии, морали, политики он вовлекал в дискуссию людей из разных общественных классов. Он говорил с ними об их жизни, об образовании их детей, о справедливости, о добродетели – т. е. о том, что интересно человеку. Начинал диалог Сократ обычно с замечания, что вот он, мол, не знает, а хотел бы знать, например, что такое справедливость и что несправедливость, что есть добро и зло, мужество и трусость, что красиво, а что нет. Такой способ начинать философский спор с указания на свое незнание получил название «сократовская ирония».

Сократ никому не давал понять, что учит его, наставляет, преподает урок, и это потому, что он верил: если человек научится использовать свой ум, применять способность логически мыслить, то потом сумеет размышлять и постигать истину самостоятельно. Именно поэтому, Сократ никогда не предлагал своему собеседнику готовые знания и истины. Он ненавязчиво учил человека думать и делать выводы, привлекая его внимание к вопросам, на которые человек отвечал сам, применяя данный природой ум и имеющиеся знания. Этот философский метод Сократ называл «майевтикой», говоря, что он содействует рождению истины в ходе беседы - «родам души», по аналогии с действиями своей матери-повитухи. Как повитуха помогает рождению ребенка из лона матери, так Сократ «извлекал» из своего собеседника размышления и заключения, которые тот, сам не сознавая, носил в себе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал