Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические права и свободы






Социально-экономические права и свободы касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34). Гражданский кодекс РФ (статья 2) определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: путем создания юридического лица, являющегося коммерческой организацией; путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности требуется наличие специального разрешения (лицензии) в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция РФ устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34). Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополий принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.

Право частной собственности (статья 35). В Конституции РФ право частной собственности рассматривается в двух аспектах. Во-первых, частная собственность одной из важнейших основ конституционного строя (статья 8). Частная собственность указывается в качестве одной из форм собственности, которая признается и охраняется в РФ наравне с другими формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется статье 35 Конституции РФ как одно из социально-экономических прав человека и гражданина. Впервые в Конституции РФ без каких-либо оговорок и ограничений было закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (части 1-2 статьи 36).

Конституция РФ предусматривает важные юридические гарантии неприкосновенности частной собственности. Согласно части 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. К числу гарантий права частной собственности отнесено и право наследования. Детально право частной собственности регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Права и свободы человека в сфере труда (статья 37). Их содержание претерпело существенные изменения в условиях переориентации на рыночную экономику. К ним относятся:

1) Свобода труда. Она означает, что человек, который не занят какой-то трудовой деятельностью, не может быть привлечен за это к ответственности (административной, материальной и т.д.). Для человека устанавливается свобода выбора – работать или не работать;

2) Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый человек вправе самостоятельно для себя выбирать тот род деятельности, который будет приносить ему средства к существованию – наемный труд, предпринимательская деятельность или иной способ заработка. Государство не вправе диктовать человеку, чем он должен заниматься, но вместе с тем с государства не снимается обязанность по обеспечению всех необходимых условий для реализации людьми своих способностей;

3) Запрет принудительного труда. При этом государство вправе привлекать своих граждан к выполнению определенных видов деятельности, которые носят общественно значимый характер, – военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, принудительные работы на основании вступившего в законную силу приговора суда и т.п. Это не является нарушением запрета принудительного труда, т.к. связано с выполнением встречных конституционных обязанностей граждан по отношению к государству;

3) Право на труд в надлежащих условиях – в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право обеспечивается посредством ряда федеральных законов – Трудового кодекса РФ, Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. На смену аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда вводится специальная оценка условий труда, которая направлена на учет фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. По результатам специальной оценки определяется порядок уплаты страховых взносов в ПФ РФ на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставляются гарантии и компенсации работникам, а также реализуются иные процедуры в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.). Предусмотрена классификация условий труда по степени вредности и опасности: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные дополнительно подразделяются на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями;

4) Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Трудовой кодекс РФ устанавливает запрет выплаты заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Согласно статье 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, с 1 января 2014 года установлен в сумме 5 554 рублей в месяц. Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. №233 утверждена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2013 г. на душу населения: 7 326 рублей, для трудоспособного населения – 7 896 рублей, пенсионеров – 6 023 рубля, детей – 7 021 рубль. К сожалению, пока требование статьи 133 ТК РФ о соответствии минимального размера оплаты труда величине прожиточного минимума, не выполняется;

5) Право на защиту от безработицы. Это предполагает, что государство обязано проводить политику, направленную на обеспечение максимально полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в государственные гарантии реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Оговаривается запрет принуждения к труду и привлечения к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

6) Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Статья 352 ТК РФ перечисляет основные способы защиты трудовых прав и свобод: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. При этом в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки (статья 413 ТК РФ):

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Так, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ государственным служащим прямо запрещалось принимать участие в забастовках. Действующий же Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ не содержит, как это было ранее, прямого запрета на проведение забастовки на государственной гражданской службе. Это обусловлено пунктом 2 статьи 55 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Из всех известных видов государственной службы (военной, правоохранительной и гражданской) ограничения в праве на забастовку на сегодняшний день установлены только для военной и правоохранительной службы. Государственные гражданские служащие под указанные ограничения не подпадают. Однако фактов забастовок государственных гражданских служащих в России никогда не фиксировалось.

7) Право на отдых. Согласно части 5 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Задача государства заключается в том, чтобы посредством федерального законодательства определить разумную продолжительность рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Государственная защита семьи, материнства и детства (статья 38). Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т. п. (Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г №255-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.), Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ и др.).

В статье 38 Конституции РФ определены также взаимные права родителей и детей. Закрепляются базовые гарантии сохранения семейных ценностей: забота о детях, их воспитание признается равным правом и обязанностью родителей, на трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).

Система социального обеспечения призвана вовлечь все общество в целом в решение задачи содержания тех его членов, которые по каким-либо не зависящим от них причинам не имеют достаточных средств к существованию (материнство, болезнь, инвалидность, старость, потеря кормильца и т.д.). Провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, Конституция РФ признает право каждого на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Право на социальное обеспечение предполагает право на получение денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций и т.п.) и право на пользование социальными услугами. Каждая форма социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов. Так, пенсионное обеспечение осуществляется на основе Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (до1 января 2015 года), Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. (с 1 января 2015 года), Федерального закона «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ (с 1 января 2015 года), Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.), Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-I (в ред. от 28 декабря 2013 г.) и др.

Предоставление социальных пособий устанавливается следующими актами: пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством – Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г №255-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.); пособия семье - Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.); пособие по безработице – Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.); ритуальное пособие – Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.).

Виды и порядок оказания социальных услуг регулируются Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ (до 1 января 2015 года), Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ (с 1 января 2015 года), Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013 г.).

В части 3 статьи 39 Конституции РФ помимо государственных форм социального обеспечения, Российская Федерации поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. На это направлена государственная политика поддержки негосударственных пенсионных фондов (Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.)), создания системы стимулирования добровольного пенсионного обеспечения, повышения его эффективности.

Право на жилище (статья 40). В его содержание входят: 1) право на защиту жилища (никто не может быть произвольно лишен жилища); 2) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию жилищного строительства, в первую очередь социального жилья – для создания условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Законодательство РФ поощряет кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система налоговых льгот и бюджетных субсидий.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). Под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в т.ч. санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ.

В Российской Федерации развиваются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ, а также за счет средств юридических лиц, своих личных средств и иных источников.

В части 3 статьи 41 Конституции РФ особо оговорено, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья. Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.

Право на образование (статья 43). Конституция РФ гарантирует каждому общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (часть 4 статьи 43).

Для обеспечения реализации права образование учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию, общежитие и др.).

Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и признаны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44). Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Свобода интеллектуального творчества означает недопустимость установления какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах. Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, которые подлежат защите целым рядом международно-правовых актов и актов национального законодательства (Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.), часть 4 Гражданского кодекса РФ).

 

Обеспечение возможности беспрепятственного осуществления всех социально-экономических прав и свобод человека и гражданина, перечисленных в Конституции РФ представляет собой одну из важнейших задач государства. К числу основных гарантий указанных прав и свобод можно отнести следующие:

- законодательное определение таких условий осуществления экономической деятельности для всех ее субъектов, при которых человек реально обладал бы всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда в размере не ниже величины прожиточного минимума; установление таких размеров пенсий, пособий, которые обеспечивали достойное существование человека при наступлении социального риска; развитие системы иных гарантий социальной защиты населения; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

- введение действенного механизма контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

- создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

- обеспечение эффективной защиты социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебной защиты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал