Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 3: механизм государственного регулирования цен
1. Государственное регулирование ценообразования. 2. Механизм воздействия на цены. 3. Установление фиксированных цен.
1. Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы. Комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов. 2. Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям международных организаций. Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили. Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортов от налогов, а в некоторых странах -экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. 3. Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами. Вопросы для самопроверки: 1. Инструментарий ГРЭ. 2. Государственное экономическое программирование. Список рекомендуемой литературы 1. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 1994. - №8. 2. Балацкий Е. Государственное регулирование импорта рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №7. 3. Барабанов М. Промышленная политика России // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №11.
ТЕМА № 4: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРЭ И ГРАНИЦЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 1. Этапы развития ГРЭ. 2. Границы эффективности ГРЭ.
1. В процессе своего развития ГРЭ прошло несколько этапов. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений. Однако возможности ГРЭ не безграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста. 2. В 50-х, 60-х годах государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост налогообложения прибылей и капиталов подрывает мотивацию предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком для оттока капиталов. Повышение налогов и сборов с лиц, работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий также не может продолжаться беспредельно. Существуют определенные относительные границы роста государственных доходов: · границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности; · социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних слоев; · границы прироста ВВП. Ограничены и возможности государственной собственности, так как государственный сектор не может расти, захватывая все новые позиции в ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной собственности. Возможности роста цен в кризисной ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятной конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может привести к такому положению, когда возможности укрытия прибылей в амортизационный фонд в целях их дальнейшего использования для финансирования инвестиций будут исключены, то есть правительственные разрешения на увеличение доли списания основного капитала не будут использованы, так как разрешенные списания окажутся больше действительной прибыли. Все это можно выразить формулами:
где П-прибыль, Ц-цена единицы продукции, А-амортизационные отчисления, Зпост-другие постоянные затраты, Зпер-переменные затраты, В-выпуск продукции в натуральных единицах. При сокращение производства, измеряемом коэффициентом К1, и при предположение, что цена остается неизменной, формула выглядит так:
В связи с тем, что К1< 1, знаменатель уменьшается быстрее числителя, издержки растут и прибыль уменьшается. Представим, что правительство в целях стимулирования экономики повысило норму амортизационных списаний. Увеличение нормы списаний обозначено коэффициентом К2.
Численность растет еще быстрее, чем во втором случае, издержки еще более увеличиваются. Они могут возрасти до такой степени, что сравняются с ценой или превысят ее. Вопросы для самопроверки: 1. Государственное регулирование ценообразования. 2. Механизм воздействия на цены. 3. Установление фиксированных цен. Список рекомендуемой литературы 1. Иванова К. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Российский экономический журнал. - 1995. - №12. 2. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 1995. - №8. 3. Коровин В. Европейская интеграция и региональная политика // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №4.
|