Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 6. Государственная поддержка конкурентной среды
1. Антимонопольное регулирование рыночной экономики. 2. Государственное регулирование цен. 3. Государственная поддержка мелкого и среднего бизнеса.
1. В странах с развитой рыночной экономикой на протяжении значительного времени существует законодательное ограничение монополизма. Более того, во многих странах еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты и специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Составители очередного экономического доклада президента США (февраль 1992 г.) в главе, названной “Силы конкуренции и регулирование”, сочли необходимым подчеркнуть, что одной из функций правительства является создание институциональной структуры, способствующей конкуренции, а в тех случаях, когда рынки не справляются со своими задачами, вводить регулирование, нацеленное на достижение результатов, близких конкурентным. Обратимся к опыту США, который позволил сформировать так называемую американскую систему антитрестового права. В основе американской системы находятся Акт Шермана (1890 г.) и Акт Клейтона (1914 г.). Акт Шермана, отражая интересы покупателей, объявлял недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополии. Суды стали считать монополистом любую фирму, на долю которой приходилось 50% продаж определенного товара, и более. Применение антимонопольного законодательства осуществляется через определенный институциональный механизм, включающий специальный административный орган. В США - это Управление по антитрестовской деятельности Министерства юстиции; в Англии - Генеральный Директорат по справедливой торговле; в Германии - Федеральное ведомство по картелям; во Франции - Совет по конкуренции, в Японии - Компания по справедливым сделкам. Переход казахстанской экономики к рынку требует активного государственного вмешательства в формирование конкурентной среды, учитывая предшествующее развитие экономики. Административно-командная система фактически культивировала монополизм, доведя его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%; внешняя торговля была монополизирована полностью. В стране существовала высокая степень концентрации производства. В 1993 г. 1/50 часть промышленных предприятий Казахстана, каждое их которых имело свыше 5 тысяч работников, выпустила более 40% всего объема продукции и получила свыше половины всей принесенной казахстанской промышленностью прибыли. Целью антимонопольной политики объявлено предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства; перераспределение монополистического богатства и диффузия, децентрализация совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе. 2. Влияние правительственных и других институциональных субъектов (профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п.) на регулирование и формирование цен в рыночной экономике осуществляется как в косвенных, так и прямых формах. Обычно превалируют косвенные, прямые применяются лишь в чрезвычайных обстоятельствах (войны, послевоенное восстановление, кризисная ситуация и др.) Регулирование цен в обычных условиях осуществляется с помощью инструментария государственной макроэкономической политики, воздействующей на денежную массу, уровень инфляции, величину спроса, налоги, процентные ставки, с помощью антимонопольной политики, а также через проводимую правительством совместно с профсоюзами и предпринимателями политику регулирования заработной платы, прибыли и доходов. Политика эта сложная, страны варьируют. Так, в США государство регулирует только 10% цен, а в Австрии, Швейцарии - до 50%. Установление фиксированных цен на товары и услуги, производимые государственным сектором, и лидерство в ценах. Примером здесь могут служить цены и тарифы на продукцию добывающих отраслей промышленности, находящихся в государственной собственности, на электроэнергию с государственных электростанций, железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы и т.д. Как правило, это более низкие цены по сравнению с частным сектором. Цель искусственно сдерживаемых цен и тарифов - способствовать снижению издержек производства в частных хозяйствах и повышать национальную конкурентоспособность. Государство оказывает влияние на ценообразование через налоговую систему и политику амортизации. Во всех странах практически используются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы (форма косвенных налогов). Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров и услуг по определенной, установленной правительством ставке, и дифференцированные изменения ставок непосредственно воздействуют на динамику цен. Государственная политика установления цен на “акцизные товары”, то есть на такие, которые являются объектом косвенного налогообложения, есть прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования. К таким товарам в большинстве стран относятся винно-водочные изделия, табачные, бензин, автомобили и ряд других. В Казахстане в ходе реформ происходит реформирование ценообразования. Государство в несколько этапов отказалось от регулирования цен. Формирование большинства цен в национальной экономике стало осуществляться под воздействием спроса и предложения, что способствовало восстановлению товарно-денежного равновесия и исчезновению дефицита. Регулирование большинства таких цен осуществляется через ограничение рентабельности производства или периодические пересмотры уровней цен в зависимости от темпов инфляции (газ, трубопроводный транспорт, вооружение), и цены на подобные товары (услуги) не дотируются государством или производителем. На отдельные товары (услуги) цены остаются дотируемыми со стороны государства, и их регулирование производится путем периодического пересмотра их уровней (квартплата, коммунальные услуги). Ценовое регулирование на некоторые товары осуществляется за счет принуждения производителя дотировать цены для всех или отдельных потребителей (электроэнергия для населения или сельского хозяйства, пассажирский железнодорожный транспорт, услуги телефонной связи для населения). 3. Во всех развитых странах существует система государственной поддержки малого бизнеса, охватывая стадии становления и функционирования. Прежде всего государство осуществляет правовое, законодательное обеспечение малого бизнеса. Законодательство, регулируя антимонопольную деятельность, поддерживает предпринимательскую деятельность в целом; стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность малого бизнеса. На малый бизнес распространяется система льготного кредитования, эффективно действующая во всех странах с развитой рыночной экономикой. Это особенно важно на этапе становления малых предприятий. Например, в Германии в рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется льготное кредитование малых предприятий. Максимальный размер кредита на создание собственного капитала достигает при этом 400 тыс. марок. Он выдается на льготных условиях сроком до 20 лет и погашается следующим образом: в первые три года проценты не взимаются вообще, на четвертый год установлена ставка в 2 %, на пятый - 3 %, на шестой - десятый годы - по 5 %. На остающиеся до истечения срока кредита - 10 лет - размер процентной ставки может быть изменен. Льготное кредитование малого бизнеса в ряде случаев носит ценовой характер: например, на инвестиции, на приобретение оборудования, на проведение НИОКР. Правительства используют прямое бюджетное финансирование и государственные заказы на продукцию малого бизнеса. Здесь, как правило, поддержка государства является строго целевой. Так, в США и в Японии в сметах расходов Министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей (например, в США - энергосберегающие техника и технологии, высокие технологии для ВПК) и прямую финансовую поддержку проведения ими НИОКР. В условиях переходной экономики с его помощью могут быть решены не только многие экономические, но и социальные задачи, например смягчение безработицы. Широкое развитие малого бизнеса позволит создать дополнительные рабочие места. Государственная поддержка малому предпринимательству признается в правительственных документах одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующим развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест, формированию широких слоев собственников-предпринимателей. Вопросы для самопроверки: 1. Государственное предпринимательство и государственный сектор в экономике развитых стран. 2. Государственная собственность и государственные предприятия как инструмент регулирования экономики. 3. Критерий эффективности деятельности государственных предприятий. Список рекомендуемой литературы 1. Логвина А. Вопросы налогового законодательства // Экономист. - 1996. - №2. 2. Максимова М. Внешнеэкономические приоритеты России // Экономист. - 1995. - №9. 3. Мухетдинова Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций // Российский экономический журнал. - 1995. - №10.
|