Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура 1860- 1890-х гг.






 

Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной культуры.

 

Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоре- чивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, дос- тигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве. Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицирован- ных специалистов, развития научных исследований и технических разработок. Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жест- ко контролировавшего все сферы культурной жизни и пытавшегося задержать распространение демократических идей, которые реально угрожали прочности самодержавия. Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизыва- ла в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.

 

Народное образование. Важную роль в становлении системы народного образования сыграли реформы в области начальной и средней школы. Через народные училища, земские школы, гимназии и другие учебные заведения за 30 пореформенных лет прошло несколько сотен тысяч учеников (в предреформен- ное десятилетие грамотность в России составляла примерно 5-6%, во второй половине 1890-х гг. - 18-21%).

 

Большое значение в деле распространения образования имела деятель- ность демократически настроенных педагогов, среди которых особое место принадлежит К.Д. Ушинскому. Перу Ушинского принадлежали лучшие школь- ные учебники в России, выдержавшие десятки изданий. В 1860-е гг. получили заметное распространение воскресные школы для взрослых, открывались жен- ские средние учебные заведения.


 

Наибольший вклад в высшее образование в России внесли университеты. Всего к началу 1860-х гг. университеты имели С.-Петербург, Москва, Дерпт, Вильно, Харьков, Киев, Казань. Позднее были открыты университеты в Одессе, Варшаве и Томске. Росла численность высших технических учебных заведений. До реформы их было всего семь (пять в столице и два в Москве), к концу века их численность приблизилась к 60. Появилось в стране и высшее женское обра- зование: открылись Высшие женские медицинские курсы в С.-Петербурге, Высшие курсы профессора В.И. Герье в Москве и др. Важную роль в развитии женского образования сыграли " Бестужевские" курсы в столице (по имени профессора К.Н. Бестужева-Рюмина), основанные по инициативе группы про- грессивно настроенной интеллигенции во главе с профессором А.Н. Бекетовым.

 

Наука и техника. Во второй половине XIX в. русская наука добилась за- мечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое, Русское техническое и др.). Заметным явлением в научной жизни становятся съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские " Пироговские" и др.). К концу века в им- перии выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 1850-х гг. их было около 60).

 

1860-1870-е гг. принято называть " золотым веком" русской химии. Вы- дающийся вклад в мировую науку внесли А.М. Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д.И. Менделеев (открытие периодического закона химических элементов, работы в самых раз- личных областях знания).

 

Европейской известностью пользовались русские математики: П.Л. Че- бышев, заложивший начало петербургской математической школы, А.М. Ляпу- нов, АА. Марков, С.В. Ковалевская.

 

В области физики успешно работали А.Г. Столетов (изучение фото- электрических явлений), П.Н. Яблочков (изобретатель дуговой лампы, " свечи Яблочкова"), А.Н. Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С. Попов (изобре- тение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды ас- тронома ФА. Бредихина.

 

Крупный вклад в развитие биологии и физиологии внесли К.А. Тимиря- зев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И.М. Сеченов (физиология и психоло- гия), И.И. Мечников (защитные свойства организма), к 1870-1880-м гг. относится начало деятельности известного русского физиолога И.П. Павлова.

 

Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этно- графы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботани- ки, статистики обладал П.П. Семенов, прославившийся изучением


 

труднодоступных районов Тянь-Шаня. Районы Центральной Азии были изуче- ны Н.М. Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай.

 

Крупных успехов добилась в эти годы русская техника. Успешно работал в области самолетостроения А.Ф. Можайский, исследованиями в области ди- рижаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э. Циол- ковский. Европейскую известность получили работы Н.Н. Бернадоса и Н.С. Славянова (электросварка), М.О. Доливо-Добровольского (электродвигатели), Д.К. Чернова (металлургия), С.О. Макарова (кораблестроение) и многих других русских ученых.

 

Заметное развитие в 1860-1890-е гг. получили общественные науки. В ра- ботах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева по философии, истории, политической экономии нашли свое развитие русские ма- териалистические традиции. Позднее, в 1880-1890-е гг. начинается период рас- пространения марксизма в России.

 

Развивалось и идеалистическое направление в отечественной философии, получившее новый импульс в трудах крупнейшего представителя русского ре- лигиозно-мистического идеализма B.C. Соловьева

 

Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М. Соловьева " История России с древнейших времен". В 1880-1890-е гг. в высших учебных заведениях читал свой " Курс русской истории" его ученик, выдающийся русский историк В.О. Ключевский.

 

Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах русских филологов. В 1861 - 1868 гг. В.И. Да- лем создается " Толковый словарь живого великорусского языка", большую из- вестность получили работы А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского и др.

 

Русская литература. В пореформенные годы в русской литературе на- ступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Литературе этого периода присуще присталь- ное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир и в то же время широта анализа русской действительности, протест против неспра- ведливости и социального зла во всех сферах общественной жизни. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А. Некрасова, тонких лириков Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. Насыщенной была те- атральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н. Островского. Ведущими драматическими театрами России были в


 

это время Малый театр в Москве и Александринский - в С.-Петербурге, на сце- нах которых выступали П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.И. Южин (Сумба- тов), П.А. Стрепетова, М.Г. Савина и многие другие замечательные актеры.

 

Музыка. Русская музыкальная культура развивала национальные тради- ции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, соз- давших творческое объединение (" Могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М.А. Балаки- рев.

 

Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И. Чайковского. Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая му- зыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся С.-Петербургская и Московская консерватории, директорами которых были А.Г. и Н.Г. Рубин- штейны.

 

Изобразительное искусство. В пореформенные годы в русском изобра- зительном искусстве продолжался процесс создания национальной художест- венной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живопи- си. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским отказа- лась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана " Артель художников" - демократическое объединение, чле- нов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.

 

Осенью 1870 г. Н.И. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и Г.Г. Мясоедов осно- вали " Товарищество передвижных художественных выставок", просущество- вавшее до 1923 г. Картины " передвижников" регулярно выставлялись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес демократи- ческой общественности.

 

Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е. Репина (" Бурлаки на Волге", " Крестный ход в Курской губер- нии", " Иван Грозный и сын его Иван" и др.), картины В.И. Сурикова, В.М. Вас- нецова, В.В. Верещагина. Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин.

 

Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграли известные коллекционеры и меценаты. Так, трудами П.М. Третьякова в Москве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей со- кровищницей национальной живописи.


 

Архитектура. Русская архитектура рассматриваемого периода постепен- но осваивала новые строительные материалы и технологии (металлоконструк- ции, бетон и т.п.), что позволяло придавать зданиям качественно новый облик. С развитием капитализма в России новые требования стали предъявляться к по- стройкам утилитарного назначения. При строительстве заводских корпусов, во- кзалов, доходных домов (в которых квартиры сдавались внаем) на первое место выходит целесообразность тех или иных архитектурных решений. Для соору- жений 1870-1890-х гг. характерно смешение стилей (эклектика), вместе с тем большое внимание уделяется национальным традициям, которые получили от- ражение в так называемом псевдорусском стиле. В эти годы быстро застраива- ются целые кварталы в С.-Петербурге и Москве, возникают рабочие окраины в крупных промышленных городах, много внимания уделяется городской плани- ровке (Одесса, Рига и др. города).

 

Русская культура пореформенного периода была теснейшим образом свя- зана с теми огромными изменениями, которые произошли в экономической, политической и социальной сферах страны; опираясь на широкое демократиче- ское движение, она сделала громадный шаг вперед, получила международное призвание.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал