Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Официальная версия истории декабризма начиналась в правительственных сводках, указах и судебных документах






Официальная версия истории декабризма начиналась в правительственных сводках, указах и судебных документах, появившихся в ночь с 14 на 15 декабря 1825 года Революционная концепция декабризма оформилась в работах А.И. Герцена и Н.П. Огарёва, которые трактовали декабризм как начало освободительного движения России. Однако многими современниками (В.А. Жуковский, П.А. Вяземский и др.) и впоследствии историками (М.В. Довнар-Запольский, А.В. Романович-Славатинский и др.), декабризм воспринимался в качестве завершающей фазы эпохи Просвещения. Идейная основа декабризма - основные цели, задачи движения, общественные идеалы и гражданская позиция участников - сложилась гораздо раньше и была обусловлена русским просвещенческим движением конца XVIII - начала XIX века.

Традиционно декабризм рассматривается как общественно-политическое движение и литературное явление. Поэтому фундаментальные исследования феномена декабризма лежат преимущественно в сфере исторических и филологических изысканий. Начало историографической традиции декабризма положила книга барона М.А. Корфа «Восшествие на престол императора Николая I», вышедшая в Петербурге в конце лета 1857 года и основанная на документальных материалах и личном дневнике М.А. Корфа. Продолжили опыт исторического осмысления декабризма А.И. Герцен и Н.П. Огарёв, которые ввели в научный обиход само понятие «декабрист» и революционизировали декабризм как общественно-политическое явление. Концепция декабризма, разработанная А.И. Герценом и Н.П. Огарёвым, получает развитие в работах революционеров-разночинцев, начиная с Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и кончая участниками «Народной воли».

В начале XX века появляются исследования, разрушающие революционно-демократическую традицию в изучении декабризма. Следует отметить работы А.П. Пыпина (1900), В.И. Семевского (1909), М.В. Довнар-Запольского (1906), А.В. Романович-Славатинского (1912), в которых декабризм не вычленялся из либерального движения начала XIX века. К этой же тенденции относится опубликованная в 1925 году работа историка С.Н. Чернова «Павел Пестель», в которой он анализирует жизнь и деятельность лидера Южного общества декабристов. Книга посвящена изучению процесса формирования декабризма как социо-культурно-психологического явления, и для её автора свойственно понимание сложности и противоречивости движения, характерным представителем которого был П.И. Пестель. Впервые С.Н. Чернов, проанализировав индивидуальные особенности и поведенческие роли П.И. Пестеля, обратил внимание на роль личности в истории.

В советский период работы историков и филологов создавались только в алгоритме, заданном В.И. Лениным, оценившим декабризм как революционное движение. Это прежде всего фундаментальные труды академика М.В. Нечкиной, а также работы М.К. Азадовского, В.Н. Касаткиной, В.В. Пугачёва, Л.Г. Фризмана, Н.Я. Эйдельмана и многих других.

Характеристики мировоззрения, ценностной системы декабристов представлены работами исторического плана, созданными в уже устаревшей теоретико-методологической парадигме. Характерной в этом отношении является монография С.С. Ланды «Дух революционных преобразований. Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов. 1816-1825», написанная в рамках господствовавших в науке 70-х годов XX века методологических установок, с позиций классового, формационного подхода к изучению истории и культуры в целом.

Уже в постперестроечное время (1992) вышла книга В.А. Федорова «Декабристы и их время», в которой утверждается, что все члены тайных декабристских обществ и участники событий на Сенатской площади были революционерами. Такой же позиции придерживается доктор исторических наук М.И. Серова. В своём исследовании «Феномен декабристской политической культуры в контексте российской истории XIX века» (2002) она представляет декабристов как борцов за «свободу народа, справедливость и гармоничный политический идеал» [230: 261].

В современных гуманитарных науках явно обозначилась и прямо противоположная тенденция интерпретации декабризма и декабристов. В 2001 году вышел двухтомник «Белые пятна красного цвета. Декабристы» В.В.

Крутова и Л.В. Швецовой-Крутовой, которые, не претендуя на исследовательский анализ причин и следствий событий 14 декабря, относят свой труд к заметкам об эпохе первой половины XIX века. Цель работы историки видят в доказательстве того, что «император Николай I незаслуженно обижен; на декабристах «лежит толстый слой позолоты», который должен быть снят». Резко отрицательную оценку деятелям декабрьского движения даёт историк О.И. Киянская в монографии «Южный бунт» (1997), в статьях «Главарь шайки злоумышленников» (1996), «Профессионал от революции. К вопросу о конспиративной деятельности П.И. Пестеля в 1819-1825 годах» (1996). Исследовательница не признает прогрессивную роль декабристов в истории, отрицает их положительный вклад в развитие российского политического и культурно-исторического процесса.

Исключение из круга работ, содержащих однозначно позитивные или негативные оценки декабризма как общественно-политического явления и декабристов как людей особого социопсихологического склада, представляют труды С.А. Экштута «В поиске исторической альтернативы: Александр I. Его сподвижники. Декабристы» (1994), «На службе российскому Левиафану. Историософские опыты» (1998), «Жандарм и декабрист» (1998); монографии B.C. Парсамова «Декабристы и французский либерализм» (2001) и В.П. Боковой «Эпоха тайных обществ» (2003). В этих исследованиях, написанных историками, проявлен интерес к личности человека декабристского толка: на основании материалов следственного комитета и дневниковых записей декабристов дана взвешенная оценка людям и событиям 1825 года. Характерной чертой работ этих авторов является анализ фактов и событий без однозначной и безапелляционной оценки. Ими принимаются во внимание различные исследовательские точки зрения на сущность поступков тех, кого мы причисляем к декабристам, их личностную и общественно-политическую мотивацию, и выявляются принципиальные противоречия в их позициях, характерах и действиях.

Современная культурологическая наука в значительной мере расширила пространство исследования декабризма. Учёные предпринимают попытки осознать в комплексе мировоззренческие и поведенческие характеристики декабристов. В первую очередь следует назвать диссертационные ис- следования П.В. Ильина «Ланкастерский метод обучения и движение декабристов» (1996), О.В. Лисиповой «Общественное сознание России I четверти XIX века и декабристы» (1998), Н.В. Александровой «Частная жизнь российского дворянства во II половине XVIII - начала XIX века» (1999) и другие.

Большой интерес вызывают работы, в которых декабризм трактуется как специфическое для русской культуры явление, а декабрист - как «особый тип человека». Впервые это понятие сформулировал Ю.М. Лотман в книге «Беседы о русской культуре» (1994), однако создание характерологии человека-декабриста не входило в задачи исследователя. В другой работе Ю.М. Лотмана «Вяземский и движение декабристов» (1958) рассматривается взаимоотношение двух направлений в декабризме либерального и радикального, а в анализе социокультурного типа человека - работы Е.Н. Марасиновой «Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века» (1999), «Декабристы: аристократическая фронда в России?» (1994), в которых исследуется тип личности дворянина в русской культуре XVIII - XIX веков.

В работе Т.А. Чебанюк, посвященной исследованию культурно-исторического типа «человека просвещённого» в «его ценностно - содержательном и функциональном единстве», обозначена новая теоретико-методологическая установка, позволяющая пересмотреть традиционные представления о культуре русского Просвещения, и типе человека в единстве его интеллектуальной и общественно-практической сфер деятельности.

Среди современных работ, посвященных исследованию общих закономерностей развития российской культуры, это труды А.С. Ахиезера, В.К. Кантора, И.В. Кондакова, И.В. Фаизовой, И.А. Худушиной, Н.А. Хренова.

В библиографическом указателе Н.М. Ченцова «Восстание декабристов» зарегистрирована литература, вышедшая по начало 1928 года, в количестве четырёх тысяч четырёхсот пятидесяти единиц публикаций; в библиографическом указателе литературы за 1928-1959 годы, опубликованном под редакцией М.В. Нечкиной, - две тысячи названий; по данным библиографического указателя с 1960 по 1976 годы, составленного Р.Г. Эймонтовой к 150-летию восстания декабристов, учтено три тысячи восемьсот наименований книг, статей и других публикаций; в аналогичном издании за 1977-1992 годы «Движение декабристов», вышедшем под научной редакцией СВ. Мироненко, содержатся данные о трёх тысячах двухстах наименований. В совокупности названные указатели охватывают всю отечественную литературу о декабристах по 1992 год включительно - 13 450 публикаций книг, статей в сборниках, журналах, газетах. Исследования продолжаются, так как новая эпоха порождает новые задачи, подходы, оценки исторического прошлого.

Декабризм - просвещенческое общественно-политическое и социокультурное движение. В своей исторической динамике оно характеризуется радикализацией просвещенческой идеи преобразования жизни на разумных началах и служения Отечеству.

Понятийно-терминологическая структура «декабрист» сложилась во второй половине XIX века. Декабризм как мировоззренческая и нравственно-этическая система оформилась спустя много лет после декабрьского восстания. Участники тайных политических обществ указывали на неправомерность причисления к декабристам только тех членов тайных обществ, которые вышли на Сенатскую площадь. Так, Д.И. Завалишин в «Русском вестнике» за 1884 год писал: «... собственно декабристами... названы только участвовавшие в бунте 14 декабря, но в таком случае это название не будет иметь того почетного звания, какое ему в тайне приписывали, а напротив, должно служить укоризной...». По его мнению, декабристами следует считать только тех, кто заложил основы декабризма, а не тех, кто участием в мятеже дискредитировал это движение.

Понятие «декабрист» в общественно-политической мысли России стало обобщенным обозначением людей, входивших в тайные союзы первой четверти XIX века (как политические, так и общественные), отдельных групп и личностей, не организованных в общества, но представляющих собою оппозиционно настроенных граждан, принявших участие в мятеже на Сенатской площади.

Понятия «старшие» и «младшие» декабристы сформировались в современной исторической науке. Они связаны с распадом «Союза Благоденствия» и образованием «Северного» и «Южного» обществ, что привело к трансформации конечных целей организаций и приоритетных методов достижения поставленных задач.

Представляется возможным обозначить основателей общественно-политических организаций, которые ставили перед собой задачи преобразования России путём реформ и постепенного создания просвещённого государства, «декабристами без декабря» (Ю.М. Лотман). В своём подавляющем большинстве они, просветители и реформаторы, перестали участвовать в деятельности тайных обществ, осознав исчерпанность их социально-политических возможностей. В противоположную группу можно отнести радикально настроенных людей, вступивших в тайные общества в последние годы их существования, увлечённых идеей военного переворота, - это «декабристы-революционеры», узкий круг заговорщиков, к которому в последние месяцы и даже дни перед восстанием примкнули «декабристы по случаю», не имеющие ясного представления о конечной цели мятежа и оказавшиеся на Сенатской площади в силу стечения исторических обстоятельств. Объединяющим началом «декабриста-революционера» и «случайного декабриста», представленных преимущественно младшим поколением декабристов, является социопсихологическая предрасположенность к политическому авантюризму и риску в силу стремления оказаться на первых ролях в русской истории, в которой они стремились занять ведущее место.

По теме декабристов существует несколько различных типов источников, которые условно можно разделить группы.

Первую группу составляют уставные и законодательные документы эпохи, среди которых особо следует отметить материалы следствия, директивные документы правительства и программные документы декабристов.

Важным комплексом документов являются материалы следствия - опросные листы подследственных, заключения следствия и приговоры, - в которых представлены показания декабристов, итоги следствия, даются характеристики истории создания и деятельности тайных обществ и отдельных их участников. В «Официальных материалах царского правительства по делу декабристов» содержатся Манифест о событиях 14 декабря 1825 года, Доклад верховного уголовного суда и некоторые другие документы, которые были напечатаны в 1825 и 1826 годах в газетах отдельными листовками и брошюрами. Они представляют исследовательский интерес как самые ранние источники, оценивающие явление декабризма. К этой группе относятся и программные документы тайных обществ: «Зеленая книга» - Устав «Союза благоденствия», «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьёва.

Вторую группу документов составляют значимые для достижения исследовательских задач политические и публицистические сочинения просвещенных людей эпохи и участников тайных обществ, таких, как «Право естественное» профессора Царскосельского лицея А. П. Куницына, «Политическая и социальная картина России» и «О будущем России» Н.И. Тургенева, «О рабстве крестьян» В.Ф. Раевского и др., которые формировали мировоззрение дворянской молодёжи.

Третью группу составляют документы личного происхождения (мемуары, письма, дневники).

Мемуары представляют собою особый вид литературы, который, с одной стороны, является историческим источником, с другой, представляет собой специфическую форму личностного осмысления событий и несёт отпечаток авторской субъективности. Большинство мемуаров декабристов было написано много лет спустя после ряда исторических событий: войны 1812 года, заграничных походов, «Семеновской истории», восстания на Сенатской площади; сибирской каторги и ссылки. Они создавались в иных исторических условиях, и этим объясняются разночтения в оценке, как прошедших событий, так и декабризма в целом.

Большую научную ценность представляет эпистолярное наследие декабристов, в котором проявляется дух эпохи, содержатся ценные, нигде более не встречающиеся характеристики участников движения, отдельных исторических эпизодов, например, переписка братьев Бестужевых или письма П.Г Каховского из Петропавловской крепости, адресованные императору. Кроме того, эпистолярное наследие декабристов является ценным источником для изучения социальной психологии передовых дворян.

Особняком находятся «Письма из Сибири» М.С. Лунина, представляющие собой по форме сочетание полулегальных писем к сестре с фрагментами социально-политических размышлений, - это особый трактат, имевший огромное общественное и культурное значение.

Наконец, дневники декабристов относятся к особой форме мемуарной литературы и отличаются в той или иной степени достоверностью, точностью в воспроизведении событий и фактов, свидетелями и участниками которых были их авторы.

Четвёртую группу источников составляют материалы периодической печати. Будущие декабристы - братья Александр и Николай Бестужевы, К.Ф. Рылеев, Ф.Н. Глинка, П.А. Катенин и другие - широко использовали страницы литературных журналов: «Сын Отечества», «Соревнователь просвещения и благодарения», «Невский зритель», «Полярная звезда», «Русский вестник» - в решении литературно-эстетических проблем в их взаимосвязи с общественно-политическими вопросами. Так, интерес для исследования представили статьи К.Ф. Рылеева «Несколько мыслей о поэзии» («Сын Отечества» 1825), А.А. Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России» («Полярная звезда» 1823) и другие.

Пятая группа источников - источники вторичные - это научно исследовательские произведения, посвященные историческому анализу декабрьского восстания 1825 года (А.Я. Гордин, М.В. Нечкина, В.И. Басков, П.Е. Щеголев, Н.Я. Эйдельман и другие).

План декабрьского восстания.

Невозможно понять, что произошло 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, если не знать, что же именно было задумано декабристами, на каком плане они остановились, что именно надеялись совершить.

События обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше тех сроков, которые были ими определены. Всё резко изменилось поздней осенью 1825 г. В ноябре 1825 г. неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрёкся от престола. Наследником Александра I должен был стать следующий брат, Николай. Отречение Константина держали в тайне - о нём знал лишь самый узкий круг членов царской семьи. Необнародованное при жизни императора отречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться Константин; он воцарился после смерти Александра I, и 27 ноября население было приведено к присяге Константину.

Формально в России появился новый император - Константин I. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга.

Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия. Николай, боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, о котором уже был осведомлён шпионами-доносчиками, решился, наконец, объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга, или, как говорили в войсках, “переприсяга”, - на этот раз уже Николаю I. Переприсяга в Петербурге была назначена на 14 декабря.

Декабристы ещё при создании своей организации приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. Этот момент теперь и наступил. В то же время декабристам стало известно, что они преданы, - доносы предателей Шервуда и Майбороды уже лежали на столе у императора; ещё немного – и начнётся волна арестов. Члены тайного общества приняли решение выступать. До этого на квартире Рылеева был разработан следующий план действия. 14 декабря, в день переприсяги, на площадь выйдут революционные войска под командованием членов тайного общества. Диктатором восстания был выбран гвардии полковник князь Сергей Трубецкой. Войска, отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскую площадь. Почему именно на Сенатскую? Потому что тут находится Сенат, тут сенаторы утром 14 декабря будут присягать новому императору. Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу. Это - один из важнейших документов декабризма, поясняющий цель восстания. Сенат, таким образом, волей революции включался в план действий восставших.

В революционном Манифесте объявлялось “уничтожение бывшего правления” и учреждение Временного революционного правительства. Объявлялось о ликвилации крепостного права и об уравнении всех граждан перед законом; объявлялись свобода печати, вероисповедания, занятий, введение гласного суда присяжных, введение всеобщей воинской повинности. Все правительственные чиновники должны были уступить место выборным лицам. Было решено, что как только восставшие войска блокируют Сенат, в котором сенаторы готовятся к присяге, в помещение Сената войдёт революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требование не присягать новому императору Николаю I, объявить царское правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу. Одновременно гвардейский морской экипаж, Измайловский полк и конно-пионерный эскадрон должны были с утра двинуться на Зимний дворец, захватить его и арестовать царскую семью.

Затем созывался Великий собор - Учредительное собрание. Оно должно было принять окончательное решение о формах ликвидации крепостного права, о форме государственного устройства России, решить вопрос о земле. Если Великий собор решит большинством голосов, что Россия будет республикой, одновременно принималось бы решение и о судьбе царской семьи. Часть декабристов придерживалась мнения, что возможно изгнание её за границу, часть склонялась к цареубийству. Если же Великий собор придёт к решению, что Россия будет конституционной монархией, тогда из состава царствующей семьи намечался конституционный монарх.

Командование войсками при захвате Зимнего дворца было поручено декабристу Якубовичу. Было решено также захватить и Петропавловскую крепость - главный военный оплот царизма в Петербурге, превратить её в революционную цитадель декабристского восстания. Кроме того, Рылеев просил декабриста Каховского рано утром 14 декабря проникнуть в Зимний дворец и, совершая как бы самостоятельный террористический акт, убить Николая. Тот сначала было согласился, но потом, обдумав положение, не захотел быть террористом-одиночкой, действующим якобы вне планов общества, и рано утром отказался от этого поручения. Через час после отказа Каховского к Александру Бестужеву приехал Якубович и отказался вести матросов и измайловцев на Зимний дворец. Он боялся, что в схватке матросы убьют Николая и его родственников и вместо ареста царской семьи получится цареубийство. Этого Якубович не хотел брать на себя и предпочёл отказаться. Тем самым резко нарушался принятый план действий, и положение осложнялось. Задуманный план начал рушиться ещё до рассвета.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал