![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГазораспределениеСтр 1 из 2Следующая ⇒
ФОРСИРУЕМ ДВИГАТЕЛЬ " МОСКВИЧА"
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ Реальная перспектива увеличить рабочий объем открылась у владельцев " москвичей" недавно - с освоением на уфимском заводе двигателей УЗАМ-3317 (1, 7 вместо 1, 5 л), когда комплектующие к ним стали производить серийно. Конечно, спортсмены (и многие заводчане) и раньше ездили на " больших" моторах и, таким образом, накопили опыт доморощенного " гаражного" тюнинга. Сегодня любой владелец " Москвича" при капремонте (или не дожидаясь оного) может не просто перебрать мотор, но и немного " раздать" его, причем в некоторых вариантах -без механической обработки деталей, только подбирая готовые узлы. То есть работа доступна и " чайнику". Ставшие такими, которые сейчас выпускает УЗАМ (подробно о них см. ЗР, 1995, №2 и 1996, №2). Итак, дано: двигатель УЗАМ-331.10 от " Москвича-21412". Требуется: поднять мощность и крутящий момент. Для начала заглянем в таблицу, чтобы представить основные размеры (ход Рейдя в следующую группу по ходу поршня - 75 мм. УЗАМ-0102 собирают уже года два и устанавливают на " москвичи" в Ижевске. По мнению конструкторов, это самый удачный мотор из всей уфимской гаммы - настолько точно совпали ожидаемые и реальные характеристики, довольно, кстати, высокие.
Одно замечание: о многих " тю-нинговых" вариантах приходится судить по субъективным (и пока всегда положительным) впечатлениям авторов доводки - серьезных испытаний " подросшие" двигатели не проходили. Исключение составляют моторы, в результате каких-либо операций поршня и диаметр цилиндра) двигателей УЗАМ, общих по конструкции. Наш исходный мотор - объемом 1479 см3 (ход - 70 мм, диаметр - 82 мм). Самый простой способ, рекомендуемый всеми специалистами для автолюбителя, -сделать из УЗАМ-331.10 двигатель " 0102" рабочим объемом 1584 см3, пе- Для этого покупаем коленвал от " сто второго" мотора с радиусом кривошипа 37, 5 мм. Диаметры шеек у всех валов остались прежними, так что и вкладыши от полуторалитро-вого двигателя подойдут. С новым коленвалом поршень будет подниматься (опускаться) на 2, 5 мм выше (ниже) - ведь его ход стал на 5 мм больше. Лучше всего установить и поршни от модели -0102 - они, кстати, внешне похожи на " четыреста двенадцатые", со сферическим днищем. Напомним, что поршни делят на пять размерных групп по диамет-
ру юбки, и к гильзе поршень надо подбирать, как рекомендовано в книгах по ремонту. Если на гильзе есть износ, ее придется заменить, иначе " ступенька" повредит компрессионное кольцо. Теперь о методе, на который неодобрительно смотрят два завода -УЗАМ и АЗЛК, но который, тем не менее, без известных отрицательных последствий применяют авторемонтники-профессионалы и любители. Если старые поршни в хорошем состоянии, можно сэкономить на комплекте новых, а увеличившийся рабочий ход компенсировать подрезкой днища и юбки поршня по приведенным эскизам (рис. 1). На юбке достаточно углубить на 2 мм " карманы" для противовесов коленвала. Почему это не нравится конструкторам? Во-первых, утончается днище поршня, а во-вторых, сокращается " огневой поясок", то есть расстояние от верхней канавки до днища, что снижает долговечность колец и поршня. Все сказанное о двигателе УЗАМ-331.10 справедливо и по отношению к УЗАМ-412. Допустим, " 1600" мало. Нет проблем, еще немного увеличиваем ход поршня (до 80 мм) - и опять попадаем под осуждающий взгляд конструкторов. Пусть нас подбодрит опыт тех автолюбителей, кто так уже сделал. Поставив коленвал с радиусом кривошипа 40 мм, придется искать поршни - стандартные уже не подойдут никак. Надо либо подрезать (аналогично " четыреста двенадцатым") поршни от УЗАМ-0102 (1600 см3), либо заказывать оригинальные на стороне. Ну, и уж совсем набравшись смелости, можно собрать самый длинно-ходный мотор - 85 мм. Для него ни коленвалы, ни поршни в Уфе не делают, а значит, рассчитывать на одобрение заводских инженеров нечего. Зато эти детали изготовляет в Москве НПП " Автотехнология", причем поршни двух типов - изотермической штамповкой. Один - с высокими канавками под кольца, применяемые на моторе ВАЗ-21083, второй - с узкими, под " родные", которые берет на комплектацию УЗАМ (из Мичуринска, Ильичевска, Болгарии). Это, пожалуй, все способы и варианты увеличения хода поршня в двигателе УЗАМ-331.10, Но ведь рабочий объем зависит и от диаметра цилиндра (справедливости ради отметим, в формуле объема есть еще число 71, но его, как правило, не меняют). От исходного диаметра 82 мм легко перейти к следующему - 85 мм (особенно если цилиндры уже сильно изношены и с ними и так нужно что-то делать). Путь, знакомый всем владельцам " жигулей", - расточка цилин- дров с последующим хонингованием -применяется и для уфимских моторов, только вместо блоков растачивают гильзы цилиндров. Гильза внутренним диаметром 82 мм позволяет расточку до 85, но не больше. Конечно, потребуется и новый поршень диаметром 85 мм под тот коленвал, который вы собираетесь использовать. Здесь оптимальной представляется замена коленвала, чтобы получить моторы " 1700" или " 1800", для которых завод делает поршневые группы. Нужно обязательно учитывать соответствие головки блока переделанному " низу" мотора - мы еще подробно остановимся на этом. Гильзы не обязательно растачивать - можно заменить, купив комплект новых от двигателя УЗАМ-3317. Рис. 2. Так обрабатывают (" шарошат") камеры сгорания и каналы в головке цилиндров и коллекторах.
Подробно рассмотрев способы увеличения объема УЗАМ-331.10, коротко остановимся на других моторах из Уфы. Модель УЗАМ-0102 для ижевских автомобилей. Те же варианты по коленвалам и только одно замечание по поводу расточки -блок можно обрабатывать под гильзы посадочного диаметра 92 мм. А раз так, то можно использовать новые гильзы от мотора УЗАМ-3320 с диаметром цилиндра 88 мм (этот двигатель отличается от моделей -3317, -3318 гильзами с тонкой стенкой, а посадочные диаметры в блоке и гильзе одинаковы). Найти гильзы " на 88 мм" пока нелегко, но можно расточить 85-миллиметровые от двигателей " 1700" и " 1800". Разумеется, их можно использовать и в первоначальном виде, либо в расточенном блоке УЗАМ-0102, либо уменьшив их посадочный диаметр, что проще. Двигатель УЗАМ-3317 можно " увеличить" до 1, 8-литрового, проделав операции с коленвалом и поршнями. Вал - заменить на новый, с радиусом кривошипа 40 мм, а поршни подрезать (см. рис. 1). Поршни можно поставить и новые от двигателя УЗАМ-3313, что позволит перейти на " семьдесят шестой" бензин, или от УЗАМ-3318. Установка коленвала под ход поршня 85 мм потребует оригинальных поршней, а рабочий объем в этом случае составит 1929 см3. Расточив гильзы под диаметр 88 мм и раздобыв соответствующие поршни, получим двигатель УЗАМ-3320 (1946см3). Три оставшихся мотора - два объемом 1, 8 л и один 2 л - не рассматриваем, поскольку их пока очень немного, да, собственно, и " расти" им дальше некуда. Вернемся к таблице. Незаполненные клетки не означают, что такие сочетания хода поршня и диаметра цилиндра невозможны. Просто они требуют совершенно оригинальных деталей, выпуск которых пока не налажен (возможно, это не так - тогда мы будем рады связаться с производителями). Увеличение объема - далеко не весь тюнинг, который возможен для уфимских моторов. Чтобы завершить о кривошипно-шатунном механизме, советуем на разобранном двигателе проверить все зазоры, допуски, массы, балансировки. Наверняка придется их привести в норму. Нам попада- Возможные варианты увеличения рабочего объема двигателей УЗАМ лись моторы, в которых шатуны различались на 40 г при допуске 4 г, а зазор между шатуном и поршневым пальцем превышал допустимый в несколько раз! На этих мелочах можно возвратить несколько лошадиных сил - поверьте, они не будут лишними. ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ Подробно рассмотрев " низ" мотора, то есть блок и картер и их содержимое, поднимемся выше - к головке блока цилиндров, тем более что иногда ее конструкция ограничивает переделки мотора. С таких случаев и начнем. Не так давно УЗАМ серийно делал три модели головок - на двигатели -412, -331.10 и -3317. Отличались они размерами и формой камер сгорания, конструкцией впускных и выпускных каналов, диаметром седел впускных клапанов. С осени прошлого года УЗАМ на все моторы объемом 1, 6; 1, 7; 1, 8 и 2 л устанавливает унифицированную головку блока с диаметром камеры сгорания 82 мм (как на двигателе -412), увеличенными впускными клапанами с диаметром тарелки 39, 5 мм (как на двигателе -3317), модернизированными газовыми каналами. При установке новой головки на двигатели УЗАМ-331.10 и ранние -3317 придется менять и поршни - на первый подойдут от мотора В головке есть над чем поработать и головой, и руками. Суть всех операций - дать свободный путь рабочей смеси в цилиндры, а отработавшим газам - в глушитель, то есть снизить сопротивление на впуске и выпуске. Как? Подровнять соединения коллекторов и головки, убрав почти всегда оказывающуюся там ступеньку; точно по проходному сечению подрезать отверстия в прокладках; сгладить впускные и выпускные каналы и, возможно, расширить их, удалив лишние наросты металла. Подобные операции выполняют и в камере сгорания (рис 2). Сравните обработанную и обычную, снятую с серийного мотора, головки блока цилиндров (рис. 3). И, конечно, обзор " тюнинговых" работ по " Москвичу" был бы непол- ным, не упомяни мы о доработанных " резвых" распредвалах. Недавно завершены заводские испытания двигателей УЗАМ с новыми валами, получены хорошие результаты, заслуживающие, пожалуй, отдельной публикации. А пока напомним ту, что уже была, - см. ЗР, 1995, № 4.
|