Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Происхождение злых духов, их первый грех и наказание
Творение Богом мира невидимого. — Свойства Ангелов. — Падение некоторых из них по своей воле. — Время падения. — Первый грех злых духов. — Наказание за грех. — Вечность мучений злых духов. — доводы в пользу неизменности участи злых духов. По учению Православной Церкви, выраженному в пространном Катехизисе, «невидимое сотворено прежде видимого и Ангелы прежде человеков», то есть Ангелы сотворены прежде всего, когда, кроме Бога, ничего не существовало. Это видно из первых слов книги Бытия: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Так как видимое нами небо сотворено после (Быт. 1, 6, 8, 1417), то в этих словах под небом нужно разуметь духов, которые в Святом Писании представляются населяющими небо (Кол. 1, 16) — вот почему Моисей не приписывает небу того нестроения, какое приписывает земле, которая бе невидидима и неустроена (Быт. 1, 2). Об этом можно заключить из слов Бога к Иову: Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангелы Мои (Иов. 38, 7); отсюда видно, что Ангелы существовали уже в четвертый день творения. Создатель Ангелов сотворил их по образу Своему — бестелесными, по естеству их — подобными некоторому духу и огню невещественному 1, о чем царепророк Давид говорит: Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4), описывая горячность любви Ангелов к Богу, быстрому их в служении Богу и людям, их стремление к горнему и то, что они не имеют вещества, подобного нашей плоти. Называя Ангелов существами бесплотными, Откровение учит, что Ангелы суть существа личные, имеющие разум (1 Пет. 1, 12; Гал. 1, 8) и свободную волю (Лк. 15, 10). По уму своему Ангелы представляются образцам ведения (2 Цар. 14, 20): они знают то, что человек не знает и не может знать (Мк. 13, 32), хотя их знание не простирается на тайны сердечные и на случайное будущее (2 Пар. 6, 30; Ис. 44, 7). Но не все Ангелы устояли в данной им от Бога мудрости и святости: по произволению своему многие из них сделались злыми. На небе был между Ангелами Божиими один великий, по данной ему от Бога силе и власти, светозарный дух 2, названный, по светозарности своей, Денницею. Он был одним из самых близко стоящих к Богу духов. Превознесенный выше всех духов, Денница задумал стать самостоятельным царем и сказал в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему (Ис. 14, 13-14). И вот Господь низверг с светлого неба духа, омрачившего себя противлением Творцу, в ад, — в глубины преисподней (Ис. 14, 15). Так как Денница был начальником некоторых духов, то он и их возмутил против Владыки всякой твари и увлек их за собою. И, таким образом, светлые Ангелы стали духами злобы (Лк. 7, 21; Еф. 6, 11, 12). Злыми, следовательно, Ангелы стали по своей воле, Господь наш Иисус Христос говорил иудеям, что дьявол — человекоубийца от начала и не устоял в истине (Ин. 8, 44). Если он не устоял в истине, то значит, был наставлен в ней и имел все силы и средства для того, чтобы отклонить от себя всякий соблазн. Согласно со словами Иисуса Христа, учили и Св. Апостолы, — Ангелы же, не соблюдшим своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великого дне узами вечными под мраком соблюде, пишет апостол Иуда (Иуд. 6). Под именем начальства здесь разумеется первоначальное состояние Ангелов, заключавшее в себе как внутренне совершенство разума и воли, так и внешние достоинства бестелесных духов. Ангелы могли сохранить свое первоначальное состояние (начальство) и удержать соответствовавшее этому состоянию жилище, но по собственному произволу не соблюли того и другого. Св. апостол Петр во 2-ом послании говорит о падении Ангелов, что Бог аггелов согрешивших не пощаде (2 Пет. 2, 4), значит, внушает ту мысль, что некоторые ангелы поступили вопреки Божией воле. Следуя словам Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, Православная Церковь всегда держалась той мысли, что Ангелы, хотя имели от создания своего совершенство разума и воли, но Бог не вложил в природу их безусловной необходимости всегда выбирать лишь одно доброе, так что они имели свободу выбора между добром и злом. Имея возможность уклонения к злу, некоторые употребили во зло свободу выбора и сделались злыми. Вот как учат об этом святые Отцы и учители Церкви. «Демон называется драконом, потому что восстал на Бога, вначале он был ангелом», — пишет св. Феофил Антиохийский, а св. Ириней Лионский говорит, что «дьявол был сам причиной своего отступничества» 3. Ту же мысль подтверждает св. Антоний Великий: «Злые духи называются так не потому, что такими сотворены. Бог не сотворил ничего злаго — и они были сотворены добрыми» и св. Макарий Великий: «Все разумныя существа, разумею Ангелов, демонов и души, Создатель сотворил чистыми, а что некоторые из них совратились во зло, это произошло с ними от самопроизвола, потому что по собственной воле уклонились они от должнаго помысла» 4. Особенно замечательно рассуждение об этом предмете св. Кирилла Иерусалимского: «Первый виновник греха и родоначальник зла — дьявол. Прежде дьявола никто не грешил. Согрешил же он не от природы, — по необходимости, ибо тогда не было бы греха. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению он сделался дьяволом и от дел своих получил себе это имя. Он был Архангелом, но впоследствии назван дьяволом за клевету на Бога пред людьми; клеветал же он на Бога, чтобы совратить людей с пути истины. Быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении этого имени, потому что сатана означает противника» 5. О том, что дьявол пал по своему произволу, говорит и св. Василий Великий: «Демоны не по самой сущности своей получают в удел противление добру, но по собственному произволу, чрез отступление от добра уклонились в грех, то есть во зло. От блага не может произойти зла. Почему же лукав человек? По собственному произволению, поддаваясь учению и влиянию дьявола, клевещущего ему на Бога. Почему зол дьявол? Тоже по собственному своему произволению, ибо и он имел свободную волю, и ему была дана власть пребывать с Богом или удаляться от Него. Гавриил Архангел всегда предстоит Богу, сатана — ангел, совершенно ниспавший из собственного своего чина перваго соблюла в горних, а последняго низвергнула — свобода воли. Одного спасла любовь к Богу, а другого отвергло от Бога противление его к Богу». Итак, как говорит св. Григорий Нисский, «дьявол сам лишил себя радостной жизни». Считаем нужным привести еще характерное рассуждение о падении дьявола св. Иоанна Дамаскина: «Из ангельских сил надземнаго чина начальник, которому Бог поручил охранение земли, не был создан злым по естеству, но был благ и создан для блага, и не имел в себе от Создателя ни малейшего следа зла, но он не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, и по свободному произволению обратился от естественного, к противоестественному и вознесся против Бога — Творца своего. Восхотев восстать против Него, первый отступил от блага и впал во зло. Зло есть ничто иное, как лишение добра, как и тьма есть лишение света. Благо же есть — духовный свет, как зло есть духовная тьма. Будучи создан от Творца светом и быв благим, он по свободной воле сделался тьмою. Им отторгнуто, ему последовало, с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов; таким образом, они сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу, по причине свободной воли, полученной им от Творца» 6 . Итак, из приведенных слов св. Отцов Церкви ясно, что дьявол, будучи создан добрым, по своей воле стал злым. Теперь естественно спросить: когда пал дьявол? Падение ангелов было не в продолжении шести дней творения, ибо, по совершении творения, по свидетельству книги Бытия «виде Бог, яко вся, елика сотвори, добро зело» (Быт. 1, 31). Если же в продолжении шести дней созданные твари были хороши, то нельзя думать, чтобы Ангелы в первые шесть дней лишились первобытного блаженства. Но падение ангелов предшествовало падению человека, ибо, если бы ангелы устояли в истине, то не было бы искусителя, который бы привел их к нарушению заповеди Божией. В чем состоял первоначальный грех ангелов? В Священном Писании нет вполне ясного учения об этом, но с вероятностью можно заключить, что первоначальным грехом падших ангелов была гордость, и что один из ангелов, более совершенный, слишком возмечтал о своем совершенстве и склонил к тому подчиненных духов примером или убеждением. Это видно, прежде всего, из искушения прародителей, ибо искуситель внушил им желание лучшего совершенства, чем образ Божий, который они доселе имели. По сему вероятно, что и сам дьявол сделал тот же грех, к которому соблазнил человека. Завистью дьявола вошла в мир смерть, — говорит Соломон (Прем. 2, 24). Иисус Христос сказал: Дьявол не устоял в истине... и есть отец лжи (Ин. 8, 41). Не устоял в истине, то есть не сохранил истинных представлений о своих действительных отношениях к Богу. Явилась в нем ложь, то есть ложное представление о своем собственном совершенстве и могуществе. Преувеличенное понятие о себе и привело его к мысли о возможности стать равным Всевышнему (Ис. 14, 13-14), сделаться независимым от Него (как часто мы видим из истории, что полководцы, будучи возвеличены царями, стараются занять их место). Что дьявол пал вследствие гордости, это видно из одного места послания св. апостола Павла к Тимофею. Дав закон, по которому епископ не должен быть из новообращенных, апостол Павел объясняет, почему он дал такой закон: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом» (1 Тим. 3, 6). Одинаковому наказанию должно предшествовать одинаковое преступление. Если апостол Павел говорит, что за гордость можно подвергнуться тому же осуждению, какому подпал дьявол, то значит, Апостол признает грехом дьявола гордость. Что начальный грех падших духов есть гордость, видно из приведенного уже места послания св. апостола Иуды о несоблюдших своего начальства ангелах (Иуд. 6). Дьявол не сохранил своего достоинства ангельского, причем несохранение сего достоинства было несомненно, иначе оно не было бы наказано. В дьяволе выразилось неповиновение воле Божией, а в основе этого неповиновения могла лежать одна гордость, ибо Денница имел все, что можно было иметь сотворенному духу. Что гордость была причиной падения дьявола, можно заключить из безумной надменности дьявола, с какой он сказал Самому Сыну Божию, показав Ему вся царствия вселенная:... Тебе дам и власть сию всю и славу их, яко мне предана есть и ему же аще хощу, дам ю (Лк. 4, 5-6). Сначала согрешил дьявол, — говорит св. Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 8), и Премудрый сын Сираха свидетельствует, что Начало греха — гордость (Сир. 10, 15). Такое решение вопроса о грехе дьявола всегда было господствующим и самым распространенным в Церкви. «Зависть омрачила и Денницу, — говорит св. Григорий Богослов, — падшаго от превозношения. Почувствовав себя богоподобным, он вообразил себя Богом и задумал овладеть людьми, что он и исполнил, низринув Адама из рая посредством жены, которую он уверил, что плод от древа познания добра и зла запрещен на время, чтобы люди не стали богами» 7. Св. Василий Великий говорит: «Для дьявола была несносна наша беспечальная жизнь в раю; завистью к ней он приведен во вражду с нами; ибо как сам, — низринутый из ангелов, — он не мог равнодушно смотреть, как земнородный чрез преуспеяние возвышается до ангельского достоинства, потеряннаго им» 8. И в другом месте тот же св. Отец говорит: «Первый грех есть досаждение и гордыня, потому что дьявол, сделавшись досадителем от пресыщения дарованными ему благами, отступил от Бога и отторгнул с собою сопротивныя же силы, говоря: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... и буду подобен Вышнему (Не. 14, 13-14).Кто возгордится, подпадет осуждению с дьяволом (1 Тим. 3, 6), то есть осужден будет вместе с зиждителем гордыни, ибо и Бог гордым противится, смиренным же дает благодать»(1 Пет. 5, 5). Объясняя Исаии 10-й главы 14 стих, св. Василий Великий говорит, что пророческое слово разумеет князя века сего. Рука моя захватила богатство народа, как гнезда, и как забирают оставленные в них яйца, так я забрал всю землю, — эти слова приличны горделивому, вознесшему выю свою против Вседержителя, непокорному и отступнику, который в грехе своего отступничества увлек последователей. Гордыня его не против людей, но против Бога». У св. Григория Богослова читаем: «Первейший из небесных светов, про гордости своей, утратив свет и славу, преследует всегдашнею ненавистью род человеческий», — и еще: «Дьявол за превозношение низвергнут своего небеснаго круга, но ниспал он не один. И поелику погубила его дерзость, то увлек в падение многих, увлек — из зависти к Богомудрому сонму Царящаго в горних, чтобы царствовать над многими». Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Человек побежден завистью дьявола, ибо завистливый ненавистник добра — дьявол, за превозношение сверженный долу, не мог стерпеть, чтобы мы сподобились горних благ. Посему уловляет несчастного человека надеждою стать Богом; возведя его на высоту собственнаго превозношения, повергает его в бездну падения» 9 Татиан говорит: «Демоны в безумии увлеклись гордостью и, возмутившись, покусились восхитить себе Божество» 10. Грех падших ангелов был чрезвычайно важен, потому что им оскорблен был Бог — Существо Высочайшее и Совершеннейшее, Творец Ангелов, сотворивший их единственно по Своей бесконечной благости; притом, падшие ангелы имели все средства отклонить от себя зло, так как ум их сиял особенным светом, а воля была более удобопреклонена к добру, нежели к злу. Грех падших духов усугублялся еще и тем, что они согрешили с полным сознанием и свободою, так как ничто отвне не побудило их к этому. И вот за этот грех «тьма и смерть и немощь определены князю мира сего, мироправителям тьмы, духам злобы и всякой силе, враждебной Божию естеству», — говорит св. Василий Великий. Св. Григорий Богослов говорит: «Из ангелов тот, который дерзнул произвести возмущение и выше своего достоинства вознес выю против Господа Вседержителя или, по пророческому слову, замыслили о престоле выше облак (Ис. 14, 13-14); понес наказание, достойное самомнению, осужден вместо света быть тьмою, сам сделавшись тьмою» 11. В чем заключается наказание, понесенное злыми духами за грех, свидетельствует Св. Писание. Злые духи находятся в состоянии мучительного томления, в силу которого, не находя покоя, ищут себе развлечения в пагубной деятельности (Мф. 8, 29). Постоянный страх преследует (Иак. 2, 1) злых духов, ибо они знают, что пленицами мрака быв связаны, блюдутся на суд и мучение (2 Пет. 2, 4), что их ожидает огонь вечный, в котором они будут мучены во веки веков (Ап. 20, 10). Такое отлучение злых духов от Бога будет вечно, ибо Сам Спаситель говорит, что дьяволу и аггелам его уготован огонь вечный. Идите от Мене, проклятии, — скажет праведный Судия на Страшном Суде грешникам, — в огонь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его. И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25, 41, 46). Из самого повторения слова «вечный» как о праведниках так и о грешниках, явствует, что здесь означается нескончаемость мучений, ибо как вечна жизнь, в которую вступят праведные, так вечно и наказание, которому подвергнутся демоны и нечестивые. Св. апостол Иуда в 6-м стихе своего послания утверждает, что Ангелы, не соблюдшие своего начальства, но оставившие свое жилище, соблюдаются под мраком вечными узами. А кто содержится в вечных узах, тому нет никакой надежды на прощение. А св. Тайнозритель Иоанн видел, как сатана, прельщавший народы, ввержен был в озеро огненное и серное, где лжепророк и будет мучиться день и ночь (Ап. 20, 10) во веки веков. Несмотря на столь ясное учение. Св. Писания о бесконечности мучений злых духов, некоторые отрицают его как противоречащее здравому разуму (например, Ориген, Анабаптисты). Говорят: «Как согласить вечное наказание злых духов с благостию Божьею»? На это отвечаем: «Бог, действительно, бесконечно Благ, но в то же время бесконечно Правосуден и бесконечно Свят». Грех злых духов был первый грех и ими самими измышленный, грех не по немощи телесной, а грех бесплотных и совершеннейших духов, и потому наказание за него должно быть особенно страшное 12. С другой стороны, долговременным и упорным пребыванием во зле дьяволы как бы закоснели во грехе, так что для них оказывается невозможным исправление. Злых духи не могут прийти к мысли о раскаянии, и это потому, что они пали по сознательному влечению ко злу, по обдуманному определению собственной воли; пали дерзким восстанием против Самого Бога, восстанием упорным и ожесточенным» 13. Если бы раскаялись они, могли бы получить милость, но они неизменно злы», — говорит св. Иустин Философ 14 . Ту же мысль выражает и свят. Димитрий Ростовский: «Отпадшие духи в толикое ожесточение вложишася, яко никогда невозможно прийти им в покаяние» 15. Невозможно изменение участи падших духов еще и потому, что для избавления их от мук нет Ходатая. Есть Ходатай только для людей, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти. Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 4-5), — ибо Христос воспринял в Единство Божеской Ипостаси не естество ангелов, а естество человеческое: Не от Ангел бо когда приемлет, но от Семене Авраамова приемлет (Евр. 2, 16).
1 См. Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры. Кн. 2, гл. 3. 2 Преподобный Иоанн Кассиан предполагает, что сатана до падения принадлежал к лику Херувимов. См. «Слово о смерти» епископа Игнатия Брянчанинова. С. 73 3 Приложение к Православному Обозрению, 1868. С. 571 4 Наставления св. Макария Великого. С.161 5 Оглас. поуч. 18 6 Точное изложение Православной веры. Кн. 2, гл.4. С. 57-58 7 Св. Гриорий Богослов. Ч. 3.С.169. 8 Св. Василий Великий. Ч. 4. С.146. 9 Точное изложение Православной веры. С.134. 10 Приложение к Православному Обозрению, 1863.С. 150. 11 Св. Григорий Богослов. Ч. 3. С. 170. 12 Ириней Лионский. Т. 14, кн. 28 13 «О граде Божием» Блаженного Августина, 14, 27. 14 «Разговор с Трифоном» С. 141. 15 Догматическое Богословие архимандрита Иустина. С. 172.
|