Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития мыслительных операций






у детей старшего дошкольного возраста

 

Мышление у ребёнка качественно изменяется на протяжении дошкольного возраста.

Для того чтобы правильно руководить формированием мышления ребёнка, нужно, прежде всего, опираться на его возрастные особенности развития. Мышление ребёнка старшего дошкольного возраста связано с его базовыми знаниями. К 6 годам его умственный кругозор уже достаточно велик. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, шести летний ребёнок использует те же виды мышления, что и взрослые: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

К наглядно-действенному мышлению ребёнок может прибегать в том случае, если перед ним ставится задача, для решения которой у него нет опыта и знаний, либо их крайне мало. Наиболее же часто, старшим дошкольником используется образное мышление, когда, решая задачи, он оперирует уже не самими предметами, а их образами. Сам факт возникновения наглядно-образного мышления очень важен, т.к. при этом мышление отделяет от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях. Другая важная особенность образного мышления заключается в возможности отображения в чувственной форме движения, взаимодействуя сразу несколькими предметами.

Содержание образного мышления ребёнка не ограничивается конкретными образами, но постепенно переходит на наиболее высокую степень – это наглядно-схематическое мышление. С его помощью отражаются связи и отношения между предметами и их свойствами. В процессе различных видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребёнка, он овладевает построением особого вида знаков – наглядно-пространственных моделей, в которых отражаются связи и отношения вещей, существующие объективно. Детям важно овладеть этим видом мышления, это создаёт им возможность усваивать обобщённые знания, облегчит познание не только внешних, но и внутренних связей и отношений. Формирование образного мышления шестилетнего ребёнка выражается и в том, что его представления приобретают гибкость, подвижность. Он способен представить себе предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Образное мышление позволяет ребёнку наметить потенциально возможный способ действия исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Формирование у ребёнка качественного мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно формируются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежит анализ и синтез. Формирование мышления связано с тем, что ребёнок начинает членить воспринимаемые предметы, анализировать их. Он выделяет основные части или стороны каждой вещи и одновременно устанавливает различные связи между частями. В старшем дошкольном возрастает формирование основного мыслительного процесса: анализа-синтеза усложняется и совершенствуется. Он становится всё более и более дробным, тонким и обобщённым. Однако, для того, чтобы разнообразная аналитическая деятельность приносила нужный результат, необходимо и в каждом конкретном случае точно определить направление анализа или, как говорят, ту точку зрения, с которой сейчас рассматривается предмет. Выделение основных частей и подчёркивание их отличительных признаков у детей создаётся более полное, цельное и осмысленное представление о предмете. Это и есть синтез.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста анализ становится всё более дробным, а синтез более обобщённым и точным. Ребёнок овладевает анализом-синтезом, как общим методом умственной деятельности.

Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравнение, т.е. установление степени тождества или различия при сопоставлении двух или нескольких объектов. Хотя сравнение представляет собой относительно элементарную форму познания, его важная роль определяется тем, что оно наряду с анализом и синтезом включается почти во все мыслительные операции.

Так же у детей старшего дошкольного возраста изменяется характер обобщения. Дети постоянно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков.

Более высокий уровень обобщения позволяет ребёнку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видово-родовых признаков. Формирование умения классифицировать предметы связано с освоением обобщённых слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство.

Изменения в формировании мыслительных операций дошкольника связаны с тем, что устанавливается более тесная взаимосвязь мышления с речью.

Таким образом, из выше изложенного, мы видим:

· ребёнок старшего дошкольного возраста овладевает всеми видами мышления, но образное мышление является основным;

· ребёнок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным;

· у ребёнка старшего дошкольного возраста идёт интенсивное формирование и совершенствование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения. Анализ становится всё более обобщённым и точным;

· на основе аналитико-синтетической деятельности у ребёнка возникают более сложные операции мышления, такие как классификация, сериация и прочие.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал