Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Проект методики диагностического этапа исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Задачи работы Методика исследования Задачи: 1. Выявить уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить уровень развития мыслительных операций у детей. Методика: Для определения уровня развития мыслительных операций, мы использовали серию методик. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. Задание 1. Цель: развитие мыслительных процессов обобщения. Ребенку зачитывается серия, состоящая из 4 слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено. Яблоко, слива, огурец, груша; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Береза, дуб, сосна, земляника; Волк, собака, лиса, заяц; Автобус, самолет, автомобиль, грузовик. Задание 2 Цель: развитие способности к анализу. Ребенку предлагается поочередно картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор. Задание 3 Цель: выявить развитие у детей мыслительного процесса - обобщение. Ребенку предлагается серия слов. Он должен назвать их одним словом. Корова, лошадь, собака, кошка; Стул, кровать, шкаф, диван; Медведь, лось, лиса, олень; Кастрюля, тарелка, чашка, ложка; Ворона, воробей, синица, утка; Теплоход, катер, лодка, кораблю; Роза, василек, ромашка, одуванчик; Помидор, свекла, лук, репа; Яблоко, апельсин, груша, банан; Свитер, куртка, шапка, брюки. Задание 4 Цель: выявить развитие мыслительной операции – абстрагирование. Ребенку предлагается разложить фигуры в два обруча, соблюдая следующее правило: в красный обруч – все четырехугольники, в синий обруч – все синие фигуры. Задание 5 Цель: выявить развитие у детей мыслительной операции – сравнение. Ребенку предлагаются две картинки, на которых имеются различия. Ребенок должен сравнить картинки и найти отличия. Задание 6 Цель: выявить развитие мыслительной операции – классификация. Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные предметы, животные, транспорт. Ребенок должен разложить их по группам и обосновать свой выбор.
Заключение Список литературы
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника. /Дошкольное воспитание. - 1974. - № 7. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002. 3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. /Вопросы психологии. – 1996 - №6. 4. Гальперин П. Я, Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления.- М., Просвещение, 1987. 5. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1998. 7. Зак А.З. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет. М.: АРКТИ, 2003. 8. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста //Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Речь, 1993. 9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. 10. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - СПб: Оникс, 2006. 11. Левина М.З. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. - СПб: Акцидент, 1997. 12. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971. 13. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1 – Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Ч.2: Игры-головоломки /Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб: Детство-Пресс, 2002. 14. Математика от трех до семи /Сост. З. Михайлова, Э. Иоффе. – СПб, 2003. 15. Михайлова З.П. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 96с. 16. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. 17. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез 2003. – 88с. 18. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2004. 19. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М.: Наука, 2001. 20. Пиаже Ж. Проблемы дошкольной игры. /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987. 21. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977. 22. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Гном-пресс, 1999. – 64с. 23. Смоленцева А., Суворова О. Математика до школы. – СПб., 2003. 24. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192с. 25. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. 26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. – М.: Просвещение, 1994. – 144с. 27. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.А. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64с. 28. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 2001. 29. Юдина Е.Г. Логическое мышление: этапы формирования. - М.: Мир, 2000.
|