Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кушанское царство и классическая индийская культура
В середине I в. н. э. на территории Бактрии произошло объединение племен под началом Кушанской династии. В конце I – начале II в. Кушанам удалось захватить почти всю Северную Индию, создав одну из величайших держав в истории Древнего мира. Кушанское время – эпоха расцвета городов и ремесел, международной торговли, связавшей далекий Китай и Римскую империю. В этот период были проложены морские пути из Александрии Египетской в Западную и Южную Индию: об этом свидетельствуют находки античной керамики и многочисленных кладов римских монет, насчитывающих десятки тысяч экземпляров. Кушанские монеты по своему весовому стандарту следуют римским. На них изображаются греческие боги и герои – Гелиос и Геракл, иранские – Ахурамазда и Митра, индуистские – Шива со своим вечным спутником – священным быком, а также Будда. Надписи Кушан разноязычны. Самый известный правитель Кушанской династии – Канишка (начало II в.). Кушанский царь принимает титулатуру, в которую входят традиционные для разных народов обозначения: он и «царь царей», и «великий спаситель», и «сын божий», и «цезарь» (кайсара).
Кушанский царь Канишка [Фрагмент статуи и золотая монета. II в.]
В буддийской традиции Канишка считается покровителем этой религии. И действительно, известны многочисленные монастыри и ступы, построенные в его время. Изготовление скульптур и рельефов со сценами из жития Будды в так называемом греко-индийском стиле Гандхары (область в Северо-Западной Индии) мастера поставили «на поток». Буддизм наконец реализует свои потенции мировой религии, распространяясь и в Центральной Азии, находившейся под властью Кушан, и в Восточной Азии, состоявшей с Кушанами в тесных контактах, поскольку через их земли проходил Великий шелковый путь. В самом буддизме со временем происходят немаловажные перемены. Наряду со школами (направлениями) так называемой хинаяны («узкий путь спасения»), господствовавшей, например, на Ланке, появляются школы махаяны («широкий путь спасения»). Согласно хинаяне (сами хинаянисты предпочитают, впрочем, термин «тхеравада», т. е. «учение старцев»), нирвана доступна лишь монаху, освободившемуся от всех внешних уз и отрекшемуся от душевных привязанностей. Махаянисты же допускают возможность спасения и для состоятельных людей, которые не нарушают религиозных норм поведения, но не решаются уйти в монастырь и собирать милостыню, – если они делают богатые подношения сангхе. Естественно, подобная трактовка учения устраивала и некоторые монастыри, быстро богатевшие, и мирян. В махаяне развивается учение о бодхисатвах – благих существах, которые сознательно откладывают свое личное спасение для того, чтобы помогать страждущему человечеству. Культ бодхисатв плохо согласуется с первоначальным учением Будды, согласно которому спасение зависит лишь от собственных усилий человека и никто не в состоянии ему в этом помочь. Однако оно близко к традиционным религиям, и в процессе распространения буддизма божества местных народов нередко трансформируются в фигуры бодхисатв, которым простой буддист может и помолиться, попросив их помощи. В буддизме складываются пышные культовые церемонии, совершенно чуждые ранним формам этой религии. На основной территории Индии буддизм никогда не был господствующей религией, хотя среди городского населения и при царском дворе пользовался влиянием. Начиная с периода поздней древности и до настоящего времени большинство индийцев – индуисты. Индуизм можно рассматривать как дальнейшее развитие ведийско-брахманской религии, а также тех народных верований и культов, которые всегда бытовали в этой стране, несмотря на то что нередко они плохо согласовывались с ведами. Индуисты считают свою религию той же, что отражена в Ригведе, однако на самом деле между ними есть существенные различия. Прежде всего, если во времена вед строились алтари, но не было «домов бога», то для индуизма характерно именно храмовое богослужение. Храм предполагает наличие изображений божеств, между тем как ведийская религия подобных изображений не знала. Основным видом культа в ведийскую эпоху было жертвоприношение, нередко кровавое; в индуизме же главный ритуал совершенно бескровный – подношение идолу цветов и кокосовых орехов, умащение его маслами и украшение гирляндами.
Бодхисатва Майтрея [Стиль Гандхары. III в. ]
Хотя все ведийские божества сохраняются в индуистском пантеоне, основное место в нем занимают уже не Индра, не Варуна, не Яма, а великая триада – Шива, Вишну и Брахма. Кроме того, огромное значение придается почитанию таких женских персонажей, каких не было у ариев, – это великие богини Кали, Дурга, «семь богинь-матерей» и др. Ригведа практически вытеснена из культа вместе с ведийскими жертвоприношениями. Основными же священными текстами стали санскритские эпические поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна», содержащие множество мифов различного времени и происхождения. И если веды категорически запрещалось слушать шудрам, то индуистские тексты, как правило, доступны всем. Радикально изменилось само отношение к божеству. Ведийских богов прославляли, ублаготворяли, кормили и, в конце концов, старались заставить выполнить просьбу. К индуистскому богу верующий обращается с проникновенной молитвой, демонстрируя ему свою бесконечную и бескорыстную преданность. Этот поздний, или классический, индуизм полностью складывается к концу эпохи древности, т. е. в первые века нашей эры. В это время получает окончательное оформление и записывается эпос, создаются статуи индуистских богов и строятся посвященные им храмы. Тогда же формируется и классическая литература на санскрите самых различных форм и жанров. У древнеиндийского сборника басен и новелл под названием «Панчатантра» уникальная судьба. В раннем средневековье он был переведен на иранский язык пехлеви, а с него – на арабский, под названием «Калила и Димна». Затем многие его сюжеты вошли в сказки «Тысячи и одной ночи» и в литературу Возрождения (например, «Декамерон» Боккаччо). Есть сирийская, латинская, новогреческая и древнерусская версии «Панчатантры». Под разными названиями эта книга стала одной из самых популярных у многих народов и веками служила сокровищницей «бродячих сюжетов» мировой литературы.
|