Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. История юридической науки






Тема 1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИИ.

Вопросы для самоподготовки:

1. Формы познания. Значение и пределы рационального познания. Определение науки.

2. Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук.

3. Юриспруденция как наука.

4. Понятие метода и методологии. Особенности социогуманитарного познания.

5. Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки.

6. Причины зарождения неклассической и постнеклассической методологии. Ее значение для юридической науки.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Написание эссе;

4) Подготовка к контрольной работе.

5) Подготовка к тестированию

6) Подготовка к занятию-диалогу на тему «Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки»

Основная литература: 1, 2, 4, 6

Дополнительная литература: 18, 29, 37.

Тема 2. ТРАДИЦОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ

Вопросы для самоподготовки:

1. Истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем.

2. Способы институционализации права – нормативный и организационный.

3. Проблема соотношения нормативного и индивидуального в праве и исторические способы ее разрешения – казуистический, прецедентный, нормативный, доктринальный.

4. Особенности традиционных представлений о праве.

5. Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.

6. Особенности представлений о праве в китайской, индусской, мусульманской правовых системах.

7. Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Выполнение творческих заданий;

3) Написание эссе

5) Подготовка к занятию: коллективное

обсуждение докладов с использованием методики «Сократический диалог»

6) Подготовка к контрольной работе.

Основная литература: 1, 2, 4, 6

Дополнительная литература: 14, 17, 36.

Тема 3. ИСТОРИЯ РИМСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Вопросы для самоподготовки:

1. Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции.

2. Периодизация истории римской юриспруденции.

3. Древнеримское право. Формы юридической деятельности.

4. Предклассическое римское право и возникновение юриспруденции.

5. Классическая римское право. Направления римской юриспруденции. Персоналии.

6. Система преподавания римского права.

7. Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?»

8. Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права.

9. Постклассическое римское право. Свод римского гражданского права императора Юстиниана.

 

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Подготовка к контрольной работе;

3) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты

«Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права»;

6) Подготовка к контрольной работе.

Основная литература: 1, 2, 4, 6.

Дополнительная литература: 15, 16, 22, 24, 25, 36.

Тема 4. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права.

2. Римское право в Византии.

3. Римское право в Средневековье: местное население, римско-католическая церковь, университеты.

3. Преподавание права в Средние века.

4. Возникновение и деятельность школ глоссаторов и постголоссаторов, стиль

и методология их деятельности.

5. Изучение римского права в Эпоху Возрождения. Рецепция римского в Германии.

6. Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.

 

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Написание эссе;

3) Подготовка к занятию:

Проект-презентация «Рецепция римского в Германии»;

4) Подготовка к контрольной работе.

 

Основная литература: 1, 2, 4, 6

Дополнительная литература: 15 16, 22, 24, 25, 36.

Тема 5НОВОЕРОПЕЙСКОЕ ПРАВО И ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Вопросы для самоподготовки:

1. Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки.

2. Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии.

3. Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права.

4. Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана.

5. Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко.

6. Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический.

7. Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т, Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.).

8. Отражение принципов естественного права в законодательных текстах.

9. Принципы и методология исторической школы права.

10. Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма.

11. Нормативистская концепция права в ХХ в. (Г.Кельзен).

12. Возникновение социологического направления в юриспруденции и критика юридического позитивизма (Л.Гумплович, Р.Йеринг и др.)

13. Отдельные направления социологической юриспруденции в ХХ в. (Е. Эрлих, Р.Паунд и др.). Теория возрожденного естественного права.

14. Нетрадиционные подходы к трактовке права – юридическая герменевтика, феноменологическая, психологическая, экзистенциалистская и иные теории права.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Подготовка к контрольной работе;

3) Подготовка эссе с коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократического диалога».

Основная литература: 1, 2, 4, 6

Дополнительная литература: 14, 17, 36.

Тема 6. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Вопросы для самоподготовки:

1. Исторические условия возникновения, особенности и сквозные проблемы русской правовой науки.

2. Цивилизационный облик России и её ценностно-нормативная парадигма бытия и развития.

3. Причины отсутствия собственной (автохтонной) российской правовой науки.

4. Достижения, недостатки и пределы методологической установки заимствования западноевропейского правового опыта.

5. Периодизация истории российской юридической науки.

6. Древнерусская правовая культура. Содержания концепта «Правда» в русском мировоззрении. Рецепция византийского права – Кормчая книга.

7.Общая характеристика содержания и методики составления основных памятников русского права, и их оценка.

8. Реформы Петра 1 и возникновения российской юридической науки. Метод компиляции. Общая характеристика и оценка трудов первых российских юристов – С.Е.Десницкий, В.Т. Золотникий, А.П. Куницын и др.

9. Историческая школа права в России – К.А.Неволин.

10. Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм (Г.Ф.Шершеневич), социологическое направление (Н.М.Коркунов, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский­), антропологическое (Л.Петражицкий), возрожденного естественногого права (Новгородцев П.И), феноменологическая теория права (Н.Н.Алексеев).

11. Советская юридическая наука.. Марксистское определение права: дискуссии 20-х – начала 30-х гг. - теории Д.И. Курского, П.И.Стучки, Е.Б. Пашуканиса, М.А.Рейснера и др.

12. Совещание по вопросам науки сов-го гос-ва и права 1938 г. и определение права А.Я.Вышинского. Идеологизированность юриспруденции.

13. Достижения аналитических и исторических правовых исследований.

14. Возобновление дискуссии о сущности права, его системе и т.п. в 50-60 х гг. Нормативизм и «широкая» трактовка права.

15. Идеологизированность правовых исследований и правотворческой практики в годы перестройки и в 90-х годах. Сохранение в рамках новой идеологии компилятивной методологической установки.

16. Современное состояние российской юридической науки и перспективы её развития.

Задания:

1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;

2) Подготовка к интерактивному заданию урок-диалог на тему «Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм (Г.Ф.Шершеневич), социологическое направление (Н.М.Коркунов, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский), антропологическое (Л.Петражицкий), возрожденного естественногого права (Новгородцев П.И), феноменологическая теория права (Н.Н.Алексеев)»;

4) Выполнение творческих заданий;

5) Подготовка к контрольной работе.

Основные нормативные правовые акты: 1-3.

Основная литература: 1, 2, 4, 6.

Дополнительная литература: 10, 14, 17-19, 23, 26-28, 36.

.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал