Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 1. История юридической науки
Тема 1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИИ. Вопросы для самоподготовки: 1. Формы познания. Значение и пределы рационального познания. Определение науки. 2. Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук. 3. Юриспруденция как наука. 4. Понятие метода и методологии. Особенности социогуманитарного познания. 5. Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки. 6. Причины зарождения неклассической и постнеклассической методологии. Ее значение для юридической науки. Задания: 1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 2) Выполнение творческих заданий; 3) Написание эссе; 4) Подготовка к контрольной работе. 5) Подготовка к тестированию 6) Подготовка к занятию-диалогу на тему «Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки» Основная литература: 1, 2, 4, 6 Дополнительная литература: 18, 29, 37.
Тема 2. ТРАДИЦОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ Вопросы для самоподготовки: 1. Истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем. 2. Способы институционализации права – нормативный и организационный. 3. Проблема соотношения нормативного и индивидуального в праве и исторические способы ее разрешения – казуистический, прецедентный, нормативный, доктринальный. 4. Особенности традиционных представлений о праве. 5. Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве. 6. Особенности представлений о праве в китайской, индусской, мусульманской правовых системах. 7. Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре. Задания: 1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 2) Выполнение творческих заданий; 3) Написание эссе 5) Подготовка к занятию: коллективное обсуждение докладов с использованием методики «Сократический диалог» 6) Подготовка к контрольной работе. Основная литература: 1, 2, 4, 6 Дополнительная литература: 14, 17, 36.
Тема 3. ИСТОРИЯ РИМСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ Вопросы для самоподготовки: 1. Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции. 2. Периодизация истории римской юриспруденции. 3. Древнеримское право. Формы юридической деятельности. 4. Предклассическое римское право и возникновение юриспруденции. 5. Классическая римское право. Направления римской юриспруденции. Персоналии. 6. Система преподавания римского права. 7. Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?» 8. Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права. 9. Постклассическое римское право. Свод римского гражданского права императора Юстиниана.
Задания: 1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 2) Подготовка к контрольной работе; 3) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты «Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права»; 6) Подготовка к контрольной работе. Основная литература: 1, 2, 4, 6. Дополнительная литература: 15, 16, 22, 24, 25, 36. Тема 4. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА Вопросы для самоподготовки: 1. Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права. 2. Римское право в Византии. 3. Римское право в Средневековье: местное население, римско-католическая церковь, университеты. 3. Преподавание права в Средние века. 4. Возникновение и деятельность школ глоссаторов и постголоссаторов, стиль и методология их деятельности. 5. Изучение римского права в Эпоху Возрождения. Рецепция римского в Германии. 6. Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.
Задания: 1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 2) Написание эссе; 3) Подготовка к занятию: Проект-презентация «Рецепция римского в Германии»; 4) Подготовка к контрольной работе.
Основная литература: 1, 2, 4, 6 Дополнительная литература: 15 16, 22, 24, 25, 36. Тема 5НОВОЕРОПЕЙСКОЕ ПРАВО И ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Вопросы для самоподготовки: 1. Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки. 2. Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии. 3. Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права. 4. Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана. 5. Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко. 6. Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический. 7. Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т, Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.). 8. Отражение принципов естественного права в законодательных текстах. 9. Принципы и методология исторической школы права. 10. Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма. 11. Нормативистская концепция права в ХХ в. (Г.Кельзен). 12. Возникновение социологического направления в юриспруденции и критика юридического позитивизма (Л.Гумплович, Р.Йеринг и др.) 13. Отдельные направления социологической юриспруденции в ХХ в. (Е. Эрлих, Р.Паунд и др.). Теория возрожденного естественного права. 14. Нетрадиционные подходы к трактовке права – юридическая герменевтика, феноменологическая, психологическая, экзистенциалистская и иные теории права. Задания: 1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 2) Подготовка к контрольной работе; 3) Подготовка эссе с коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократического диалога». Основная литература: 1, 2, 4, 6 Дополнительная литература: 14, 17, 36.
Тема 6. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Вопросы для самоподготовки: 1. Исторические условия возникновения, особенности и сквозные проблемы русской правовой науки. 2. Цивилизационный облик России и её ценностно-нормативная парадигма бытия и развития. 3. Причины отсутствия собственной (автохтонной) российской правовой науки. 4. Достижения, недостатки и пределы методологической установки заимствования западноевропейского правового опыта. 5. Периодизация истории российской юридической науки. 6. Древнерусская правовая культура. Содержания концепта «Правда» в русском мировоззрении. Рецепция византийского права – Кормчая книга. 7.Общая характеристика содержания и методики составления основных памятников русского права, и их оценка. 8. Реформы Петра 1 и возникновения российской юридической науки. Метод компиляции. Общая характеристика и оценка трудов первых российских юристов – С.Е.Десницкий, В.Т. Золотникий, А.П. Куницын и др. 9. Историческая школа права в России – К.А.Неволин. 10. Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм (Г.Ф.Шершеневич), социологическое направление (Н.М.Коркунов, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский), антропологическое (Л.Петражицкий), возрожденного естественногого права (Новгородцев П.И), феноменологическая теория права (Н.Н.Алексеев). 11. Советская юридическая наука.. Марксистское определение права: дискуссии 20-х – начала 30-х гг. - теории Д.И. Курского, П.И.Стучки, Е.Б. Пашуканиса, М.А.Рейснера и др. 12. Совещание по вопросам науки сов-го гос-ва и права 1938 г. и определение права А.Я.Вышинского. Идеологизированность юриспруденции. 13. Достижения аналитических и исторических правовых исследований. 14. Возобновление дискуссии о сущности права, его системе и т.п. в 50-60 х гг. Нормативизм и «широкая» трактовка права. 15. Идеологизированность правовых исследований и правотворческой практики в годы перестройки и в 90-х годах. Сохранение в рамках новой идеологии компилятивной методологической установки. 16. Современное состояние российской юридической науки и перспективы её развития. Задания: 1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 2) Подготовка к интерактивному заданию урок-диалог на тему «Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм (Г.Ф.Шершеневич), социологическое направление (Н.М.Коркунов, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский), антропологическое (Л.Петражицкий), возрожденного естественногого права (Новгородцев П.И), феноменологическая теория права (Н.Н.Алексеев)»; 4) Выполнение творческих заданий; 5) Подготовка к контрольной работе. Основные нормативные правовые акты: 1-3. Основная литература: 1, 2, 4, 6. Дополнительная литература: 10, 14, 17-19, 23, 26-28, 36.
.
|