![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экстерналисты
1. ГЕССЕН Б.
Б.М. Гессен выступил с докладом «Социальные и экономические корни «Начал» Ньютона» на II Международном конгрессе истории науки и техники в Лондоне (1931). Основной идеей было следующее: «Мы сопоставили основные технические и физические проблемы эпохи с физической тематикой ведущих физиков исследуемой нами эпохи и пришли к выводу, что физическая тематика в основном определялась экономическими и техническими задачами, которые ставила на очередь поднимающаяся буржуазия» (Гессен Б. Социально-экономические корни механики Ньютона. ОНТИ. ГТТИ 1934 С.21) Спустя несколько лет после его доклада Роберт Мертон в своей работе «Наука, техника и общество в Англии XVII века» фактически повторяет основные положения этого доклада. Мертон, как и Гессен, выделяет транспорт, военное дело и горнодобывающую промышленность. Центральное место у Мертона занимает транспорт.
2. БЕРНАЛ ДЖ.(1901-1971)
Под воздействием идей доклада Б. Гессена сложилась школа экстернализма, главным представителем которой можно считать Дж. Бернала. Джон Десмонд Бернал - член Лондонского королевского общества английский физик– автор объемной работы по истории науки. Личность в науке очень известная, был членом многих европейских академий, вел активную общественную деятельность. По своим «убеждениям – экстерналист. Позиция экстернализма состоит в том, что наука рассматривается в общем социокультурном контексте. Есть «слабый» вариант экстернализма, который рассмотрение этой обусловленности ограничивает лишь аспектами науки как социального института культуры. Есть более «сильный» – который настаивает, что сами понятия и категории науки имеют социальное происхождение, социально обусловлены. Дж. Бернал, как кажется, придерживается «слабого» варианта экстернализма. Наука, по мнению Дж. Бернала, может рассматриваться как институт, как метод, как накопление традиций знаний, как важный фактор поддержания и развития производства и как один из наиболее сильных факторов, формирующих убеждения и отношение мира и человека.
«Тема, которая постоянно привлекает мое внимание, -это всесторонне взаимодействие между техникой, наукой и философией. Наука играет роль посредника между установившейся и передаваемой по наследству практикой людей, работающих для того, чтобы жить и утвердившимися идеями и традициями, которые обеспечивают продолжение существования общества, а также прав и привилегий создавших его классов. Наука является, с одной стороны, упорядоченной техникой, с другой- рационализированной мифологией. Так как наука возникла как едва различимый аспект мистерии ремесленников и проповедей народов, который почти не вошел в писаную историю, она длительное время добавлялась независимого существования в обществе» (Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956 с.8)
3. МЕРТОН Р.
Был учеником нашего знаменитго русского мыслителя Питирима Сорокина. Известен прежде всего своей работой «Наука, техника и общество в Англии XVIII века» (1938), где он анализирует научную и хозяйственную деятельность, опираяясь на концепцию М. Вебера. По его мнеию, пуритане «пришпоривают» науку: «Подчеркивание способности разума в этике пуритан, основанное частично на концепции рациональности как инструмента обуздания чувств, неизбежно вело к благожелательному восприятию тех видов деятельности, которые требуют постоянного приложения строгой логики. Но в отличие от средневекового рационализма разум рассматривался как средство и нечто вспомогательное эмпиризму» (Merton R. The sociology of science. Carbondale – Edwardsvill, 1979. P.238)
По мнению Р. Мертона этос науки представляет из себя «…комплекс ценностей и норм, которые принимаются учеными в качестве обязательств. Нормя выражаются в форме предписаний, осуждений, предпочтений и разрешений. Они узакоиваются в качестве институциональных ценностей. Эти императивы, передаваемые путем наставления и примера, усиливаемого санкциями, усваиваются учеными в разной степени, обретая форму научной совести… Хотя этос науки не кодифицирован, его можно вывести из анализа морального консенсуса ученых, выраженного в обычной практике исследования, в бесчисленных трактатах о научном духе и в моральных негодованиях, обращенных против нарушения этоса» (Merton R. The sociology of science. Theoretical and empirical investigation. Chicago. 1973. P.268-269).
|