![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этология
В XVII веке этологом называли актера, который изображал посредством пантомимы, человеческие характеры. В XVIII веке этологией назвали этику. В XIX веке Дж. Ст. Милль обозначил этологией раздел психологии, изучающий человеческие характеры. А в качестве современного употребления этого термина получило благодаря И. Жоффруа Сент-Илеру (1859), который обозначил сферу изучения поведения животных этологией Термин «этология» применялся в второй половине XVIII века применительно в человеку.
1. ФАБР
2. ВАГНЕР
§6 ПСИХОЛОГИЯ: КРЕЧМЕР Э.(1888-1936)
Эрнст Кречмер – выдающийся немецкий психолог. Включение его в традицию психологизма обусловлено тем, что он еще находится в 1.ТЕОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
Под душой Э. Кречмер понимал непосредственное переживание, которое исходит из двух полюсов: «я» и «внешнего мира». «Все душевное, или все переживание, возникает из взаимодействия между «я» и «внешним миром», причем «я» либо воспринимает воздействия из «внешнего мира»: процессы возникновения образов (Fbbildungsvorgä nge), либо воздействует на него: процессы выражения (Ausdrucksvorgä nge)» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. С.11) К этому он прибавляет третью группу – аффективность: «Она охватывает все то, что душевные процессы получают в чувственных тонах, т.е. в их ценностях для «я», на своем пути от простого чувственного впечатления и образа к абстрактным представлениям и размышлениям вплоть до акта принятия решения и двигательного импульса. Следовательно, простейшие чувства удовольствия и неудовольствия, возбужденности или безразличия таковы же, как и сложные эмоциональные движения: любовь, гнев, страх, ненависть, возбуждение и т.п.» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. С.11-12). Аффективность, по Кречмеру, и есть то, что определяет темперамент человека. Кречмер считает, что центральными психическими функциями, наряду с аффективностью, являются сознание и побуждение. Сознание, побуждение и аффективность создают корень личности, которые составляют соответственно сознание «я», личность, темперамент.
«Ум не является самостоятельной душевной способностью, но исключительно практическим термином, которым обозначаются некоторые достижения и способности целостной личности. В более узком смысле слова под умом понимают достижения в области высших процессов создания образов, а именно способность к получению и использованию запаса представлений, причем воспроизводящий ум включает способность к заучиванию и запоминанию; творческий же прежде всего апперцептивные достижения, образование суждений и заключений, в более широком смысле – всякий вид новых душевных достижений» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. С.194-195)
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ «Степень сознательности чувственных впечатлений и ими вызванных моторных установок определяется не их сложностью, а новизной и необходимостью их самих или ситуаций, в которых они возникают. Необыкновенно сложные сенсомоторные регуляции равновесия тела при ходьбе, например, почти совершенно выпадают из сознания, в то время как такое простое действие, как поднятие ноги в первый раз при гимнастической команде, происходит с участием сознания» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. С.17)
«Действия, в которых превалируют постянные элементы, называют инстинктивными или действиями, основанными на влечении, те, в которых преобладают переменные элементы – разумными или основанными на размышлении, целесообразными действиями» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. С.102) Кречмер далее отмечает: «При этом бросается в глаза, что у человека гораздо больше разумных действий, чем у животных. Почти все у человека со дня рожденичя должно быть управляемо и выучиваемо, только весьма немногие из самых жизненных формул действия, как, например, сосание новорожденного или половой акт взрослого, даны без опыта, в инстинктивной форме. Но не следует забывать, что и самые изменчивые в отдельных своих проявлениях человеческие действия в основе имеют инстинктивный компонент; общая тенденция направления определена наследственно, конкретное выполнение происходит в соответствии с интеллектом. Таким образом, противопоставление «природы» и «культуры», ведущее свое происхождение от рационалистической философии, особенно от Руссо, и действующее еще также в психоаналитической теории, верно только весьма условно. Такие сложные культурные установления, как этика, государство, религия, брак, обычаи и нравы, являются непроизвольно и свободно выдуманными искусственными продуктами законодателей, жрецов, каст, но, повторяясь в своих основных направлениях в психологии народов и будучи сильно окрашены аффективно (а не рационально прежде всего), они коренятся в народном сознании. Инстинктивно внедрены в сознание не только те установки, которые у человека стараются обозначить преимущественно как влечения, например сексуальность, но также и предрасположение к подавлению влечений, к социальному приспособлению, из которых формируются этические нормы. Во многих случаях бывает трудно отделить способы поведения человека, ставшие устойчивыми и привычными благодаря традиции, от закрепленных, благодаря наследственности, в виде инстинктов. Многие из переданных традицией обычаев и социальных порядков первобытных народов (например, порядки заключения брака) по своей устойчивости и однообразию стоят недалеко от инстинктов животных; в своей основе они, вероятно, имеют постоянные инстинктивные компоненты (например, встречающиеся у некоторых видов животных инстинктивное избегание инцеста как корень экзогамии) и по своему биологическому способу действия и относительной целесообразности подобны инстинктам. Как инстинктивные, так и разумные действия направлены на биологическую целесообразность. При этом целесообразность инстинктивных * действий – суммарная, целесообразность разумных – ситуативная, т.е. приспособленная к отдельной ситуации. Преимущество разумных действий лежит именно в этой лучшей приспособленности к отдельному случаю, а недостаток – в тяжести заучивания и затруднительности при каждом их начале. Преимущество инстинктивного действия заключается км его постоянной готовности к употреблению, молниеносной быстроте и автоматической верности его применения; его недостатком можно считать неподвижность, которая при смене ситуации может производить прямо противоположное тому, на что оно целесообразно направлено и благодаря чему оно часто причиняет индивидууму серьезный вред» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995 с.102- 103)
ТЕОРИЯ ОБРАЗА
«… под образом мы понимаем групповое соединение чувственных впечатлений, сопровождаемое осознанием его значения» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. С.85) «Предмет- это образ, имеющий строго ограниченную форму и занимающий определенное место в порядке пространства и времени» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. С.85)
ПСИХОЛОГИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
2. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ.
ТЕМПЕРАМЕНТЫ
«Циклоидные люди – прямые, несложные натуры, чувства которых в естественной и непритворной форме всплывают на поверхность и в общем вполне понятны каждому. Шизоидные люди за внешним скрывают еще и нечто глубинное. Язвительно-грубая, или ворчливо-тупая, или желчно-ироническая, или молюскоподобно-робкая, бесшумно скрывающаяся – такова внешность. Без нее мы видим человека, который стоит на пути как вопросительный знак, мы ощущаем нечто шаблонное скучное и неопределенно проблематичное. Что скрывается за этой маской? Она может быть ничем, пустотой мрака- аффективной тупостью. За безмолвным фасадом, который слабо отражает угасающее настроение, - ничего, кроме обломков, зияющей пустоты или мертвящего дыхания холодной бездумности. Мы не можем по фасаду судить, что скрывается за ним. Многие шизоидные люди подобны римским домам и виллам, с окнами, закрытыми от яркого солнца ставнями, но гдле в полусумраке внутренних помещений идут празднества. Цветы шизофренической внутренней жизни нельзя изучать на крестьянах, здесь нужны короли и поэты» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. С.468)
«… шизоидный темпераменты находятся между полюсами раздражительности и тупости, так же как циклоидные темпераменты находятся между полюсами веселости и печали» (Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. С.472)
Основанием классификации темпераментов Кречмер берет типы образов мышления: наглядно-предметный, мечтательно-романтический и абстрактно-систематический. Первое свойственно циклотимикам, два последних – шизотимикам. Кречмер выделяет шесть главных темпераментов. Циклотимики: 1.Гипоманики: пылко подвижные; 2.Синтонные: практичные реалисты, даровиты, юмористы; 3.Тяжелокровные. Шизотимики: 4.Гиперэстетики: раздражительные, нервозные, нежные, самоуглубленные, идеалисты. 5.Шизотимные (среднее положение): хладнокровно энергичные, систематически последовательные, спокойно аристократические. 6.Анэстетики: холодные, холодно нервозные, взбаламошные чудаки, индолентные, аффективно слабые, тупые бездельники.
Специфические дарования
Социально ценные типы Циклотимики Шизотимики Поэты Реалисты, юмористы Патетические натуры, Романтики, художники формы.
Исследователи Эмпирики Логики, систематики Метафизики
Вожди Решительные Идеалисты, деспоты Натуры, ловкие фанатики, люди холод- организаторы, расчета. умелые посред- ники.
|