Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французская география






 

1. ВИДАЛЬ ДЕ ЛА БЛАНШ П. (1845-1918)

 

С небольшим опозданием институализация географии произошла и во Франции, были созданы кафедры географии в университетах Франции (хотя кафедра географии в Сорбонне существовала с 1809 года, но в ней преподавали в основном историки).

Становление французской географической школы можно вести с П. Видаля де ла Бланша. Видаль автор работ: «Торговые пути в географии Птолемея» (1896), «Картина географии Франции» (1917). Основные теоретические работы Видаля были обобщены Э. Мартонном в книге «Принципы географии человека» (1922).

 

В 1896 году П. Видаль де ла Бланш выступает с работой общеметодологического плана – «Принцип общей географии». Видаль поддерживал хорологическую концепцию А. Геттнера

Первончально Поль Видаль де ла Бланш занимался изучением древней истории и ан­тичной литературы. Видаль преподавал географию в университете в Нанси (1872-1887), затем в должности профессора в Парижском педадогическом институте. С 1898 года – он заведующий кафедрой географии в Сорбонне. В 1891 году он основал географический журнал «Анналы географии». Оставил после себя частично завершенную рукопись «География человечества», которая была подготовлена и опубликована зятем Видаля Э. де Мартонном. В 1921 году.

Он подчеркивал о необходимости сосредоточения внимания географов на вазимодействие человека и окружающей среды путем изучения небольших территорий, оторые во Франции называют «пеи». Во французской географии широко использовалось понятие образа жизни (le genere de vie), под которым понималось устойчивое переплетение традиций ментальности, социального устройства и применяемых хозяйственных технологий. Видаль подчеркивал, что природа ставит пределы тому или иному образу жизни людей, населяющих определенную территорию, но сами способы приспособления к этой природной среде зависят от образа жизни (традиций) того народа, который населяет эту территорию.

Поль Видаль де ла Бланш – придавал особое внимание географии человека. Видаль де ла Бланш подчеркивал, что некоторые науки о человеке все более и более имеют тенденцию развиваться в географическом направлении, ибо только при анализе всецелого рассмотрения разнообразия и размещения возможно более глбокое понимание человека.

 

Бюаш настаивал на районированиии по речным бассейнам, но Видаль возражал против этого

 

2. УЧЕНИКИ ВИДАЛЯ

 

После того как в Сорбонне в связи с вступление на кафедру Видаля появилось полноценная кафедра географии (до Видаля заведолвал кафедрой М. Химли, который больше интересовался европейской политикой и изменениями границ государств в Европе.), число профессиональных географов во Франции стало возрастать. Почти все ученые-географы, возглавлявшие кафедры географии во французских университетах были учениками Видаля.

Первым учеником Видаля был Люсьен Галлуа, который в диссертации «Природные районы и значение слова «пеи»» (1908) защищал концепцию районирования Видаля.

Второй ученик и зять Видаля - Эммануил де Мартонн. Он преподавал в университете г. Ренн, затем с 1905 по 1909 г. в Лионском университете. В 1909 г. был приглашен в Сорбонну, где работал до 1944 года. В Сорбонне в 1927 году Мартонн основал институт географии при филологическом факультете при активном содействии историков. Он был генеральным секретарем Международного географического союза (1931-1938) и его президентом (1938-1949).

Мартонн большей частью посвятил себя изучению физической географии, хотя и трактовал географию расширительно. Он писал: «Современная география утверждается как наука о физических, биологических и соци­альных явлениях, рассмотренных в отношении их распределения на поверхности зем­ного шара, их причин и взаимных связей» (Мартон Э. Основы физической географии. М. 1939. С.23). Мартонн – автор работы 2Курс общей географии» (1909), которая неоднократно переиздавалась, он также автор работ: «Центральная Европа», «Природа Франции» и т.д.

По его мнению, современная география формируется в синтетическую науку о физических, биологических и социальных явлениях, рассмотренных с точки зрения их распределения на поверхности земного шара. Область её интереса огромна и перекрывает поле интереса большого количества наук. В этом её преимущество, но есть и опасность растворения её в частных науках. Но отлична она своим методом, ос­новой которого, по его мнению, является принцип пространственности, принцип ко­ординации и принцип причинности. Вообще разговоры о географическом «дуализме», которые были популярны в немецкой географии, были закончены во французской географии после 1920 года. По мнению французов вообще география является синтетической наукой, она даже не нуждается в философии, ибо она сама есть, как писал известный французский географ Валло «..своего рода философией мира человека» (Vallaux C. Les sciences gé ographiques, 2d. 1929. Paris.p.VIII).

Среди последователей идей Видаля можно отметить Жана Брюна (ум. 1930), который способствовал утверждению идей Видаля о географии человека. Он преподавал географию во Фрейбургском университете (1896-1912), а с 1912 г. был профессором Сорбонны. Он опубликовал пользовавшуюся большим успехом и неоднократно переиздававшуюся на родине и за рубежом работу «География человека» (1910). Для географии человечества, по мнению Ж. Брюна имеет распределение суши и населения. Основные принципы изучения географии человека состоят в изучении непродуктивного использования человеком земли под жилища и дороги, в изучении освоения земель человеком под сельскохозяйственные угодья, в изучениии деструктивной эксплуатации человеком природных ресурсов. На основе этого Ж. Брюн изучал небольшие регионы: оазисы в Сахаре, альпийскую равнину и т.д. Видна экологическая направленность его исследований.

 

3. УЧЕНИЕ О ПЕЙЗАЖЕ

 

Видаль считал, что самый лучший способ обучения географов – это исследование небольших районов. Он считал, что имеено эти исследования приводят к конкретной пользе географии.

Регионализм является основной чертой французской географической школы: «Район предстает как результат пересечения многих причинных пространственно-временных цепей, а в силу этого выступает как нечто совершенно особенное, индивидуальное. Это – конкретная, присущая лишь данному месту совокупность природных и человеческих элементов, сложная система взаимодействий различного рода факторов» (Александ­ровская О.А. Французская географическая школа конца XIX – начала XX века. М. 1972. С. 108).

Район в понимании французских географов равнозначен понятию о культурном ландшафте немецких географов.

 

Постепенно наблюдается ослабление традиций Видаля во французской географии, проявляется сильный интерес к истории географии..


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал