![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История философии. Известен своей работой «великие философы», где отстаивал тезис о том, что история философии прежде всего это история философов
Известен своей работой «Великие философы», где отстаивал тезис о том, что история философии прежде всего это история Философов. Эта концепция подвергалась критике, но на самом деле так Ясперс не мыслил, да и не мог мыслить, ибо нам прекрасно известен «историцизм» мышления Ясперса. Действительно, из опубликованных впоследствии работ становится ясно, что творчество этих философов он рассматривал всегда в контексте их «встроенности» в универсальную историю человечества. Да, философ творит свою философию не только своим разумом, но и душой, и телом, своей жизнью. В этом прав К. Ясперс. Но эта жизнь есть жизнь в истории. Ему в «Великих философах» не совсем удалось отразить это. Но удалось показать в других работах, в частности в «Введении во всемирную историю философии», которое было написано еще до «Великих философов». В этой работе он, во-первых, он подчеркивает, что, хотя в своей жизни человек и не интересуется философией, но он всегда мыслит, а потому находится в состоянии философствования. «История философии есть история человека, история того, как он сознает мир и себя самого, история, в какой он сознает бытие» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука. 2000. С.69-70). Более того, для него история философии – это показ того как происходит становление человека. И это верно, ибо человек ведь есть только лишь «проект», проект в такой же степени проблематичный, как и проблематична философия. Во-вторых, как человек верующий, он, естественно, этот «проектный» характер человека вербализирует в религиозной терминологии, но делает это всегда ненавязчиво, применяя философскую терминологию по преимуществу. (Навязчивость религиозных философов в этом отношении часто раздражает, они везде вместо философской терминологии употребляют те или иные религиозные понятия и символы, что мешает исследованию и пониманию). Для него история философии «…есть осуществление человеческого сознания в мире, в его отношении к трансценденции. В любое время основанием человеческого бытия является то, в каких богов он верует, какой облик принимает для него трансценденция. Философия – путь мысленного знакомства человека с трансценденцией: сознательное схватывание божественного в мире» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука. 2000. С.74). В-третьих, для него история философии есть становление разумности. Как известно, для Ясперса, особенно в послевоенный период его творчества, разум имеет экзистенциальный характер, что совершенно верно. Вот что он пишет: «История философии представляет собой усиление или ослабление импульсов разума, а вместе с ними и при их помощи она есть разворачивание содержания экзистенции. Единая философия разума создает глубину коммуникации, творит достоинство и благородство человеческого бытия» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука. 2000. С.75). Становление разумности, по Ясперсу, идет одновременно с становлением свободы, освобождения человека. Самое важное, что он показывает своеобразие динамики историко-философского процесса, в котором существуют «прорывы», т.е. видит нелинейный характер этого процесса.
Ясперс не отрицает динамики развития философских проблем, и совершенствования философии в области прояснения тех или иных аспектов философии, уточнения своего категориального аппарата и в этом она сродни науке. Но, с другой стороны, Ясперс подчеркивает, что она имеет черты произведения искусства, которые выступают как завершенные целостности. Что верно та или иная философия выступает перед нами всегда как некая сингулярность, которую нельзя изменить, а можно только реставрировать. Но все это может понимаемо полноценно только в «облике определенной личности. Поэтому история философии представляет собой прежде всего историю великих философов» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука. 2000. С.108). Именно: «Великие философы в своем духовном диалоге сквозь тысячелетия обитают в некоем общем поле, которая не является ни той голой рациональностью, что непрерывно прогрессирует, ни идеей единственно истинного образа человека, который воплощается в образец для подражания» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука. 2000. С.108) Он подчеркивает «..мысль целиком жива для нас только вместе с человеком, который её мыслил. В философской мысли мы ощущаем личное существо, для которого она имела значение. Поэтому в историческом созерцании мы ищем философов, а не только свободно парящие мысли» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука. 2000. С.159) Как выдающийся философ, в отличие от некоторых поверхностных интерпретаторов его историко-философских работ он пишет следующий текст, который, на мой взгляд, должен стать классическим для историка мысли, для историка философии: «Нужно знать мир, в котором продумывались философия, материал, в котором она мыслит, опыт и наглядные представления, лежащие в ее основании, типичные ситуации, которые в ней происходят, общество, в котором живут люди, нечто для них само собой разумеющееся, повседневное, всеобщее для определенного времени, культуры, народа. История некоей существенной самозаконности развития мысли в истории какой-либо проблемы правильна только в определенном отношении, как частный момент. Но содержания, которые за этим стоят, делают впервые понятны и эти пути развития проблемы. Нужно понимать философскую мысль в действительности мыслящего ее человека, а не только как оторванное от него предметное содержание. Нужно исторически присутствовать в мире, в котором мыслилась мысль, в ландшафте и природе, в способах труда и социологических отношениях, в общественном положении самого мыслящего» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука. 2000. С.164-165). Вообще, для меня просто нет смысла далее комментировать эту его работу, возникает желание просто выучить её наизусть.
|