![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура человека
Структура человека у Фрейда достаточно условна и механистична, для него нет человека реального – существующего в тех или иных типах культуры. Он считал, что человеком движут два инстинкта – это инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом его человек – индивидуалист, которого интересует, прежде всего, удовлетворение двух этих базовых инстинктов. Как писал о фрейдовской концепции Э. Фромм: «Фрейдовский homo sexualis – вариант классического homo economicus. Это обособленный, самодостаточный человек, которому приходится вступать в отношения с другими, чтобы взаимно удовлетворять свои потребности. Homo economicus имеет экономические потребности, которые взаимно удовлетворяются посредством обменов на рынке. Нужды homo sexualis физиологические, обусловленные либидо; в нормальных условиях они удовлетворяются в отношениях между полами. В обоих случаях личности остаются по существу чуждыми друг другу, их связывает лишь общая цель – удовлетворение своих влечений. То, что теория Фрейда оказывается социально обусловлена духом рыночной экономики, не означает, что его теория неверна, однако нельзя считать* справедливой ее претензию на то, что она якобы описывает человка как такового; эта теория описывает межличностные отношения в буржуазном обществе и справедлива для большинства людей» (Фромм Э. Кризис психоанализа. Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб. 2000. С.38-39).
Сознание он разделял на три уровня. Сознание является поверхностью психики, основной же массив психики – это неузнанное и бессознательное «Оно». Сознание не полностью покрывает «Оно», а лишь частично. Само бессознательное он разделяет два вида: «латентно способное к осознанию, и вытесненное - само по* себе и без дальнейшего неспособное для осознания» (Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн.1. Тбилиси, 1991с.353-354). Но существует не только бессознательное «Оно» и сознательное «Я». Есть еще «Сверх-Я» или «Идеал Я»
1. ЛИБИДО
Фрейд полагал, что психические расстройства имеют основой подавление сексуальности. Фрейд сделал основой всей своей клинической практики именно анализ сексуальных расстройств, выявляя на этой базе нарушение психики исследуемых им пациентов. Чем это обусловлено можно только гадать: то ли это обусловлено нездоровым интересом к сексу самого Фрейда, то ли контингентом пациентов, которые его посещали – а это были в основном дамы-аристократки, у которых в голове, кроме сексуальных фантазии, больше ничего не было. Если бы у него был другой контингент пациентов – рабочие, служащие, то он бы считал основой психических расстройств совершенно другое – чувство голода, страх потерять работу. Но, я думаю, что этот контингент у него не мог появиться, ибо за визит к психоаналитику надо платить немалые деньги. Хотя, с другой стороны, важность сексуальных отношений в обществе отрицать нельзя, и расстройства, которые возникают на сексуальной почве, часто встречаются, особо они сильны в первобытном обществе, но в современном человеческом обществе есть более чем достаточно иных причин для психического расстройства. В среде современных французских философов эта тема сексуальности вообще крайне популярна. Болезнь «приапизма» (постоянной эрекции пениса) проникла в их мышление, что просто раздражает. «Приап» - греческий бог с ярко выраженными гениталиями, к тому же сын Диониса и Афродиты (хотя иногда упоминаются в качестве отца Адонис, Гермес и Пан), вообще некий исходный «архетип» их больного сознания.
В наше время после сексуальной революции проблема подавления сексуальности не стоит, более всего стоит проблема полноценности человеческой жизни в обществе потребления.
Для Фрейда существует как полноценный человек лишь мужчина, а женщина для него кастрированный мужчина.
3. ЭРОС И ТАНАТОС
После 1920 года Фрейд начинает пересматривать свою концепцию «либидо». Основным жизненым конфликтом он ставит конфликт между «инстинктом жизни» (Эрос) и «инстинктом смерти» (Танатос).
|