Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура человека






 

Структура человека у Фрейда достаточно условна и механистична, для него нет человека реального – существующего в тех или иных типах культуры. Он считал, что человеком движут два инстинкта – это инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом его человек – индивидуалист, которого интересует, прежде всего, удовлетворение двух этих базовых инстинктов. Как писал о фрейдовской концепции Э. Фромм: «Фрейдовский homo sexualis – вариант классического homo economicus. Это обособленный, самодостаточный человек, которому приходится вступать в отношения с другими, чтобы взаимно удовлетворять свои потребности. Homo economicus имеет экономические потребности, которые взаимно удовлетворяются посредством обменов на рынке. Нужды homo sexualis физиологические, обусловленные либидо; в нормальных условиях они удовлетворяются в отношениях между полами. В обоих случаях личности остаются по существу чуждыми друг другу, их связывает лишь общая цель – удовлетворение своих влечений. То, что теория Фрейда оказывается социально обусловлена духом рыночной экономики, не означает, что его теория неверна, однако нельзя считать* справедливой ее претензию на то, что она якобы описывает человка как такового; эта теория описывает межличностные отношения в буржуазном обществе и справедлива для большинства людей» (Фромм Э. Кризис психоанализа. Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб. 2000. С.38-39).

 

 

Сознание он разделял на три уровня.

Сознание является поверхностью психики, основной же массив психики – это неузнанное и бессознательное «Оно». Сознание не полностью покрывает «Оно», а лишь частично. Само бес­сознательное он разделяет два вида: «латентно способное к осознанию, и вытесненное - само по* себе и без дальнейшего неспособное для осознания» (Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн.1. Тбилиси, 1991с.353-354). Но существует не только бессознательное «Оно» и сознательное «Я». Есть еще «Сверх-Я» или «Идеал Я»

 

1. ЛИБИДО

 

Фрейд полагал, что психические расстройства имеют основой подавление сексуально­сти. Фрейд сделал основой всей своей клинической практики именно анализ сексуаль­ных расстройств, выявляя на этой базе нарушение психики исследуемых им пациентов. Чем это обусловлено можно только гадать: то ли это обусловлено нездоровым интересом к сексу самого Фрейда, то ли контингентом пациентов, которые его посещали – а это были в основном дамы-аристократки, у которых в голове, кроме сек­суальных фантазии, больше ничего не было. Если бы у него был другой контингент па­циентов – рабочие, служащие, то он бы считал основой психических расстройств со­вершенно другое – чувство голода, страх потерять работу. Но, я думаю, что этот кон­тингент у него не мог появиться, ибо за визит к психоаналитику надо пла­тить немалые деньги. Хотя, с другой стороны, важность сексуальных отношений в обществе отрицать нельзя, и расстройства, которые возникают на сексуальной почве, часто встречаются, особо они сильны в первобытном обществе, но в современном человеческом обществе есть бо­лее чем достаточно иных причин для психического расстройства.

В среде современных французских философов эта тема сексуальности вообще крайне популярна. Болезнь «приапизма» (постоянной эрекции пениса) проникла в их мышление, что просто раздражает. «Приап» - греческий бог с ярко выраженными гени­талиями, к тому же сын Диониса и Афродиты (хотя иногда упоминаются в качестве отца Адонис, Гермес и Пан), вообще некий исходный «архетип» их больного сознания.

 

В наше время после сексуальной революции проблема подавления сексуальности не стоит, более всего стоит проблема полноценности человеческой жизни в обществе потребления.

 

Для Фрейда существует как полноценный человек лишь мужчина, а женщина для него кастрированный мужчина.

 

3. ЭРОС И ТАНАТОС

 

После 1920 года Фрейд начинает пересматривать свою концепцию «либидо». Основным жизненым конфликтом он ставит конфликт между «инстинктом жизни» (Эрос) и «инстинктом смерти» (Танатос).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал