![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет философии
Проблеме предмета философии в частности посвящена лекция «Что такое метафизика?» (1929). В ней, как у многих немецких философов напущено много тумана. Но можно вывести позитивное начало. Одной из главных функций философии явлется функция модернизации ментальных и других культурных форм. Естественно, это творческий акт инновационного характера. Т.е. трансцендирование из устоявшихся в традиции форм, т.е. переход из «Бытия» в «Ничто», человек потому и философствует, подмечает Хайдеггер, что в это «Ничто» выдвигается. Этой простой истине Хайдеггер посвящает очень много страниц, перемежая все это терминами «ужас», «ничтожение» и т.д.
«Философия никогда не возникает из науки и через посредство науки. Она находится в совершенно другом строе духовного бытия. В том же строе, что и философия, находится лишь поэзия. Мышление начинается только тогда, когда оно осуществляется вопреки так называемому разуму, который в течении веков являлся самым яростным противником мышления» (Heidegger M. Was heibt denken? Tubingen. 1954. S.135)
Что такое метафизика?
«Ужасом приоткрывается Ничто» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.21)
«Ничто дает о себе знать в настроении ужаса- но не как сущее. Равным образом не выступает оно и как предмет анализа. Ужас вовсе не способ постижения Ничто. Тем не менее благодаря ему и в нем Ничто приоткрывается» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С.21)
«Человеческое присутствие означает: выдвинутость в Ничто. Выдвинутое в Ничто, наше присутствие в любой момент всегда заранее уже выступило за пределы сущего в целом. Это выступание за пределы сущего мы называем трансценденцией. Не будь наше присутствие своего существа трансцендирующим, т.е. как мы можем теперь уже сказать, не будь оно заранее всегда уже выдвинуто в Ничто, оно не могло бы встать в отношение к сущему, а значит и к самому себе» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.22)
«Выдвинутость нашего бытия в Ничто на почве потаенного ужаса есть перешагивание за сущее в целом: трансценденция. Наше вопрошание о Ничто призвано продемонстрировать нам метафизику саму по себе.. Метафизика - это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем после этого сущее для понимания как таковое и в целом» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.24)
«Человеческое бытие может вступать в отношение к сущему только потому, что выдвинуто в Ничто. Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выход и есть метафизика в собственном смысле слова. Тем самым подразумевается: метафизика принадлежит к «природе человека№.Она есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиций. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие. Из-за того, что истина метафизики обитает в этом бездонном основании, своим ближайшим соседом она имеет постоянно подстерегающий её риск глубочайшего заблуждения. Поэтому до серьезности метафизики науке со всей её строгостью еще очень далеко. Философия никогда нельзя мерить на масштаб идеи науки» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.26)
Основные понятия метафизики.
«..возможно, измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение её подлинейшего существа» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С..328)
«истолкование философии как мировоззренческой проповеди- ничуть не меньшее заблуждение, чем её характеристика как науки» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С..328)
«Философия- последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое это философствование? Что такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели однажды во вселенную? Новалис говорит в одном фрагменте: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома.»..» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.330)
«Философия, метафизика есть ностальгия, стремление быть повсюду дома, потребность- не слепая и растерянная, но пробуждающая в нас и побуждающая именно к таким вопросам в их единстве, какие мы только что ставили: что такое мир, конечность, уединение?» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.331)
«Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Её истина есть, по существу, истина человеческого присутствии» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.340) «философия охватывающее понятие есть захват человека, и именно человека в целом- изгнанного из повседневности и загнанного в основу вещей. Захватчик тут, однако, не человек, сомнительный субъект повседневного времяпровождения и познавательного блаженства, но само присутствие, существо человека, ведет в философствовании свой захват человека» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.343)
|