Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философии






 

Проблеме предмета философии в частности посвящена лекция «Что такое метафи­зика?» (1929). В ней, как у многих немецких философов напущено много тумана. Но можно вывести позитивное начало. Одной из главных функций философии явлется функция модернизации ментальных и других культурных форм. Естественно, это твор­ческий акт инновационного ха­рактера. Т.е. трансцендирование из устоявшихся в тра­диции форм, т.е. переход из «Бытия» в «Ничто», человек потому и философствует, подмечает Хайдеггер, что в это «Ничто» выдвигается. Этой простой истине Хайдеггер посвящает очень много страниц, перемежая все это терминами «ужас», «ничтожение» и т.д.

 

«Философия никогда не возникает из науки и через посредство науки. Она находится в совершенно другом строе духовного бытия. В том же строе, что и философия, находится лишь поэзия. Мышление начинается только тогда, когда оно осуществляется вопреки так называемому разуму, который в течении веков являлся самым яростным противником мышления» (Heidegger M. Was heibt denken? Tubingen. 1954. S.135)

 

Что такое метафизика?

 

«Ужасом приоткрывается Ничто» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.21)

 

«Ничто дает о себе знать в настроении ужаса- но не как сущее. Равным образом не вы­ступает оно и как предмет анализа. Ужас вовсе не способ постижения Ничто. Тем не менее благодаря ему и в нем Ничто приоткрывается» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С.21)

 

«Человеческое присутствие означает: выдвинутость в Ничто. Выдвинутое в Ничто, наше при­сутствие в любой момент всегда заранее уже выступило за пределы сущего в целом. Это вы­ступание за пределы сущего мы называем трансценденцией. Не будь наше присутствие своего существа трансцендирующим, т.е. как мы можем теперь уже сказать, не будь оно заранее все­гда уже выдвинуто в Ничто, оно не могло бы встать в отношение к сущему, а значит и к самому себе» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.22)

 

«Выдвинутость нашего бытия в Ничто на почве потаенного ужаса есть перешагивание за сущее в целом: трансценденция.

Наше вопрошание о Ничто призвано продемонстрировать нам метафизику саму по себе..

Метафизика - это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем по­сле этого сущее для понимания как таковое и в целом» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.24)

 

«Человеческое бытие может вступать в отношение к сущему только потому, что вы­двинуто в Ничто. Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выход и есть метафизика в собственном смысле слова. Тем самым подразуме­вается: метафизика при­надлежит к «природе человека№.Она есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиций. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие. Из-за того, что истина мета­физики обитает в этом бездонном основа­нии, своим ближайшим соседом она имеет по­стоянно подстерегающий её риск глубочайшего заблуждения. Поэтому до серьезности метафизики науке со всей её строгостью еще очень да­леко. Философия никогда нельзя мерить на масштаб идеи науки» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.26)

 

Основные понятия метафизики.

 

«..возможно, измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее при­нижение её подлинейшего существа» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С..328)

 

«истолкование философии как мировоззренческой проповеди- ничуть не меньшее за­блуждение, чем её характеристика как науки» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С..328)

 

«Философия- последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его цели­ком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего су­щества, и что такое это философствование? Что такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы за­брели однажды во вселенную? Новалис говорит в одном фрагменте: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома.»..» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.330)

 

«Философия, метафизика есть ностальгия, стремление быть повсюду дома, потреб­ность- не слепая и растерянная, но пробуждающая в нас и побуждающая именно к та­ким вопросам в их единстве, какие мы только что ставили: что такое мир, конечность, уединение?» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.331)

 

«Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Её истина есть, по суще­ству, истина человеческого присутствии» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и вы­ступления М., 1993. С.340)

«философия охватывающее понятие есть захват человека, и именно человека в целом- изгнанного из повседневности и загнанного в основу вещей. Захватчик тут, однако, не человек, сомнительный субъект повседневного времяпровождения и познавательного блаженства, но само присутствие, существо человека, ведет в философствовании свой захват чело­века» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993. С.343)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал