![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мунье Э. (1905-1950)
В 1932 году в Париже вышел первый номер журнала «Эспри» («Дух»), основателем котрого бы французский философ Эмманюэль Мунье, который стал основателем нового направления в философии – французского персонализма. Э.Мунье - автор серии работ: «Персоналистская и общностная революция»(1935), «Манифест персонализма»(1936), «Персонализм и христианство»(1939), «Персонализм»(1949) и других. Э.Мунье испытал сильное влияние марксизма, экзистенциализма и идей нашего русского философа Н. Бердяева. Французский персонализм представляет вариант социальной католической философии левой ориентации. К этому направлению примыкали Ж. Лакруа, М.Недонсель, Г.Мадинье, П.Фресс и П.Рикёр. Хотя последнего крайне сложно отнести к персонализму. Сам термин «персонализм» для обозначения определенного типа философствования был введен философом-неокантианцем Ш. Ренувье, который назвал свои философские взгляды этим термином. Э. Мунье ведет традицию персонализма от Лейбница и Канта, упоминая Паскаля и Мальбранше, Руссо и Гете. Ближайшими же предшественниками он видит Мэна де Бирана, Кьеркегора, Прудона, Маркса и Бердяева. Набор имен, которых считает Мунье философскими предшественниками персонализма, обширен. Эммануэль Мунье – философ – бунтарь, что в наше время просто неприлично. Но тем не менее его «бунтарский» дух, возбуждая его самого, возбуждает и его мысль, которая иногда дает кое-что ценное и уточняет некоторые моменты в философской проблематике.
Суть персонализма
Как всегда, любая философия ставит целью преодолеть исходный дуализм души и тела. Естественно, И Мунье провозглашает, что персонализм этот дуализм перечеркивает. Утверждая, что тело и душа неразрывно связаны. Здесь он прибавляет и христианскую точку зрения, утверждая: «Нерушимый союз души и тела – вот ось христианского мышления» (там же, с.469)
В этом отношении он критикует Декарта в поэтических выражениях: «..он лишил материю возможности откликаться на зов человека, вычеркнул из нее все то, что объединяло ее с человеком, что делало ее человеческим миром, к чему человек мог прикоснуться плотью и сердцем, что он, как искусный ремесленник, мог сделать творением рук своих; эту опустошенную материю он отдал на откуп всесильной математике. Математику же в материальном мире интересовало только то, что поддавалось исчислению, а также сам хоровод чисел: безжизненный мир чисел, пустынная равнина без глубинных истоков, без времени, без истории, без души. Мир принял вид неизведанной стерильности и незыблемости. Но в нем не было человека, а сам человек находил в нем только отсутствие. Мир оказался расколотым надвое, и неприкаянный дух парил над этим механическим хаосом: внизу – мир-машина, который опирается исключительно на технику, вверху – духовная надстройка, настолько чуждая ему, что она сразу же оказывается бесполезной и излишней» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.с.36) Личность – как центральное понятие персонализма.
Для Э. Мунье, персонализм это не философии, а точка зрения, идейная позиция, которая, конечно, оформлена определенным образом, но не представляет из себя системы. И вообще он трактует персонализм крайне расширительно- он называет «персоналистским всякое учение, всякую цивилизацию, утверждающим примат человеческой личности над материальной необходимостью и коллективными механизмами, которые служат опорой в её развитии» (Мунье Э. Манифест персонализма. Республика. М., 1999 с.269). персонализм как позицию и образ жизни он противопоставляет фашизму, коммунизму и буржуазному обществу. Э. Мунье утверждает, что античность не смогла сформировать понятие личности, что, на мой взгляд ошибочно, ибо эллинистическая культура дает нам прекрасные образцы личностного самосознания и тонкого понимания индивидуальности. Тем не менее, он прав в другом, что выросшее на базе эллинизма и его культуры христианство выдвигает на первый план понятие личности.
Как пишет Э. Мунье: «Центральное положение персонализма – это существование свободных и творческих личностей, и он предполагает наличие в их структурах принципа непредсказуемости, что ограждает от жесткой систематизации» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. с.461)
«Личность – это духовное существо, констатируемое, как таковое, спсобом существования и самостоятельностью в своем бытии; она поддерживает это существование посредством принятия некоторой иерархии свободно применяемых и внутренне применяемых и внутренне переживаемых ценностей, посредством ответственного включения в деятельность и постоянно осуществляемого обращения; таким образом, она осуществляет свою деятельность в свободе и сверх того развивает посредством творческих актов свое призвание во всем его своеобразии» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.с.301)
Он старается резко отделить понятие личности и индивида: «Распыление, алчность – вот два признака индивидуальности. Личность же – это обладание и выбор, она – само великодушие. Следовательно, по своей внутренней направленности она идет в прямо противоположном направлении по сравнению с индивидом»(Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.с.303)
«..никакой спиритуализм безличного духа, никакой рационализм чистой идеи не имеют отношения к судьбам человека; все они – бесчеловечные игры бесчеловечных мыслителей; игнорируя личность, даже тогда, когда они возвеличивают человека, они рано или поздно приходят к ее подавлению; не бывает более жестокой тирании, чем та, которая осуществляется во имя идеологии..» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.с.303)
«Мир объективных отношений и детерминизма, мир позитивной науки – это одновременно самый безликий, самый бесчеловечный и самый отдаленный от существования мир. Личности в нем нет места, потому что в перспективе, которую этот мир получает от реальности, он никак не считается с тем новым измерением, которое приходит в него вместе с личностью: речь идет о свободе. Мы здесь говорим о духовной свободе. Ее следует тщательно отличать от свободы буржуазного либерализма» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.с.309)
Дух и общество
«Толпа не вдумывается в идеи, которые воодушевили бы её: ей нужны не идеи, а люди, которых следует уважать, учение, которое следует принять на веру. Но именно она вынашивает еще смутную, не облеченную в слова идею, которую затем мыслители, комбинируя фразы, смогут записать. Если они захотят, чтобы идея обрела плоть, ей придется долго брести среди теней, которые отбрасывают силы, извлеченные на свет: только соединив небо и землю, мыслители смогут найти простые слова, которые помогут самому что ни на есть обычному человеку высказать свои мечтания» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.с.29-30)
ОБЩЕСТВО ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
Он называет «цивилизацией в узком смысле этого слова путь последовательного приспособления человека как биологического существа к собственному телу и окржающей среде; культурой – рост его сознания, умений, завоевываемых напряжением духа, участием последнего в делах и размышлениях человека, свойственных той или иной эпохе или группе, к которой он принадлежит, и в то же время тяготеющих к универсальности; духовностью – открытие глубинной* жизни личности. Таким образом, мы определили три уровня последовательного становления целостной концепции гуманизма» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. С.271-272)
Буржуазный индивидуализм.
Буржуазию Э. Мунье не любит. Образ жизни буржуа критикует в известных всем выражениях, которые не имеет смысла повторять- это стремление к наживе, бездуховность и т.д. Глубокий анализ новоевропейского общества и его ментальности отсутствует.
Фашизм
Марксизм.
Хотя Мунье и хотелось объединить коммунизм с фашизмом, он все же отмечает их существенные расхождения.
«Марксисты призывали современное мышление освободиться от идеалистических мистификаций, стать на твердую почву в осмыслении реальных проблем человека и связать самую возвышенную философию с актуальными вопросами современности» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. с.467-468) «Производственная деятельность, направленная поначалу на скорейшее удовлетворение элементарных потребностей, а затем увлеченная корыстными интересами или опьяненная собственными успехами, должна в конце концов перерасти в освободительную деятельность, соответствующую всем требованиям личности. Производственная деятельность ценна только своей наивысшей целью – наступлением эры личностей. Цель эта зависит ни от уровня технической оснащенности, ни от количества продуктов труда, ни от достигнутого благосостояния» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. с.475)
Персоналистская цивилизация
«Персоналистская цивилизация – это цивилизация, структуры и дух которой направлены на то, чтобы каждый из составляющих ее индивидов мог реализовать себя как личность» (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999с.300)
Теория модернизации
|