Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Революция 1905-1907 гг.
Поражение России в войне подорвало престиж власти и тем самым способствовало нарастанию революции. Коренная причина революции крылась в самодержавии, в политике последних царей - Александра III и Николая II. Они, в отличие от Александра II, оказались не готовы отвечать вызову времени, понять необходимость избавления страны от средневекового наследия, пережитков крепостничества и абсолютизма, предупредить и отвести ее от социальных потрясений. Российское дворянство в массе своей также не захотело поступиться своими экономическими и политическими привилегиями, а русская буржуазия, аморфная и верноподданническая, оказалась неспособной организовать по примеру европейских стран борьбу за либеральные реформы. Россия все больше скатывалась с пути эволюционного развития на путь революции, социальных потрясений, в ходе которых народу приходится платить непомерно высокую цену при неясной перспективной цели. О страшных испытаниях, ожидающих страну с самодержавной властью, предупреждали многие ученые, мыслители, писатели. Русский ученый В.И.Вернадский справедливо полагал: «Если бы последние два (Александр III и Николай II не попытались укрепить - вопреки ходу истории - остатки крепостничества, Россия была бы либеральной демократической державой». Русский философ зарубежья Н.Бердяев считал, что «ответственны за революцию все, но более всего ответственны реакционные силы старого режима». Экономический кризис, малоземелье крестьян, их стремление получить помещичьи земли, правительственные репрессии довели недовольство народа до крайней черты. Нужен был лишь толчок к революционному взрыву. Им стала деятельность священника Г.А.Гапона - руководителя «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Такие рабочие организации создавались по инициативе начальника Московского охранного отделения С.Г.Зубатова с целью удерживать пролетариат в рамках экономической борьбы. Но Гапон оказался честолюбивым, стал популярным и приобретал харизматические черты. Его проповеди и выступления имели огромный успех. Он не думал о рабочих, использовал их для достижения карьеры. Когда с Путиловского завода были уволены четверо рабочих, членов «Собрания...», по призыву Гапона завод встал. На другой день, 4 января, он призвал идти к Зимнему дворцу и вручить царю петицию. Петиция, написанная Гапоном в верноподданническом стиле, содержала, тем не менее, радикальные требования: передача земли народу, отмена выкупных платежей и косвенных налогов, введение свободы слова, печати, собраний, амнистия политзаключенных, созыв Учредительного собрания. Такую петицию власть принять не могла, решив встретить демонстрацию огнем и тем самым дать урок народу. Гапона устраивал любой исход: примут петицию - он будет премьер-министром, подавят шествие - станет вождем революции. 9 января 1905 г. одиннадцатью колоннами с иконами, хоругвями, портретами царя рабочие двинулись к центру города. В шествии, похожем на крестный ход, участвовало 140 тыс. человек. По приказу генерал-губернатора великого князя Владимира Александровича солдаты и казаки блокировали улицы и уже на дальних подступах к центру стали стрелять в демонстрантов и рубить шашками. По официальным данным, погибли 130 человек, ранены 299, оппозиция называла на порядок большие числа. Гапон под пулями струсил, и жизнь ему спас эсер П.М.Рутенберг, который увел дрожащего священника в ближайший двор, остриг ему волосы, переодел в платье рабочего, затем спрятал его на квартире Горького. Гапон выехал за границу, после амнистии в октябре 1905 г. вернулся. Возглавить революцию ему не удалось, и он решил сотрудничать с охранкой за большое вознаграждение. К этому же он пытался склонить Рутенберга, но тот довел это до сведения своей партии. Эсеры приговорили Гапона. В марте 1906 г. Рутенберг заманил Гапона на дачу, а спрятавшиеся в соседней комнате рабочие услышали предложение Гапона о сотрудничестве с охранкой и повесили его. Рутенберг за нарушение партийной дисциплины был отстранен от дел, уехал в Палестину, впоследствии стал миллионером. Расстреляв мирное шествие рабочих, показав тем самым презрение к народу, царь получил результат, прямо противоположный первоначальному замыслу - запугать народ. «Кровавое воскресенье» стало началом революции: только в январе бастовало 440 тыс. человек, тогда как за предыдущее десятилетие 330 тыс. Требования рабочих все чаще переходили в политические, пришли в движение студенчество, интеллигенция и крестьянство. Начавшаяся революция заставила режим изменить тактику и 18 февраля царь подписал рескрипт (предписание) на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина о разработке проекта закона о созыве в России законосовещательной Думы, Однако в условиях нарастания оппозиционных настроений этого оказалось недостаточно. Летом последовала новая серия забастовок, крестьянских бунтов, террористических актов. В июне вспыхнуло восстание в Лодзи, повстанцы три дня удерживали город. Поднял мятеж броненосец «Потемкин». Матросы отказались есть суп из тухлого мяса, а командир приказал их расстрелять. Матросы убили командира и нескольких офицеров и овладели кораблем. Через некоторое время «Потемкин» сдался румынским властям. С сентября были охвачены мятежами Сибирь, Кавказ, Прибалтика, Польша. Правительство вынуждено была вернуть университетам автономию, и они стали местом проведения революционных митингов. Забастовали типографии Москвы. 7 октября началась стачка на Московско-Казанской железной дороге, через несколько дней к ней присоединились железнодорожники, а затем рабочие и служащие всей страны. Октябрьская всероссийская политическая стачка полностью парализовала Москву и Петербург, приостановилась торгово-промышленная и культурная жизнь. Стачка проходила под лозунгом «Долой самодержавие!». Бастующие требовали демократических свобод восьмичасового рабочего дня, выборов в Учредительное собрание. 13 октября в Петербурге образован Совет рабочих депутатов, в него вошли эсеры, меньшевики, большевики. Он руководил стачкой и повел себя как орган местной власти. Такие Советы возникли в Москве и других городах. (Первый Совет был создан в мае в Иваново-Вознесенске). В такой ситуации у власти оставались два выхода: или подавить революцию и установить диктатуру, или отступить и удовлетворить выдвинутые народом требования. Для подавления революционных масс не хватало сил, т.к. войска были на Дальнем Востоке. Николай II вынужден был отступить и издать Манифест 17 октября о «даровании» народу «незыблемых основ гражданской свободы» - неприкосновенности личности, свободы слова, собраний и союзов. Был обещан созыв Государственной думы с законодательными правами, провозглашалось создание объединенного Совета министров. По значимости Манифест приближался к конституционному акту, предполагал качественное изменение политического и социального строя России. В то же время в нем не говорилось о сословном и национальном равноправии, о равенстве избирательных прав, об учреждении ответственного перед Думой правительства. Следовательно, сохранилась почва для дальнейших столкновений общества и власти. Последовали и другие социально-политические акции: проведена политическая амнистия, восстановлены конституционные права Финляндии, отменены выкупные платежи. Появление Манифеста было восторженно встречено в обществе, особенно либералами, оно усилило конституционные иллюзии, легализовало политические партии и революционную печать. Формировались традиционно-монархические партии и организации, в их числе несколько сословно-дворянских организаций и всесословный «Союз русского народа». Общими для всех монархических организаций являлись приверженность триаде «Самодержавие. Православие. Народность», защита сословного строя, антисемитизм. «Союз русского народа» был наиболее массовой партией и в 1907 г. насчитывал 410 тыс. человек из числа крестьян, мелких городских собственников, некоторых слоев рабочих, духовенства, дворян, буржуазии. Привлекались традиционалистски настроенные слои населения через организацию массовых митингов, демонстраций, молебнов, еврейских погромов и др. Целью этих организаций считалась борьба с «крамольниками», нарушающими святые для Руси традиции, т.е.революционерами, интеллигенцией, евреями. В еврейских и интеллигентских погромах, прокатившихся после появления Манифеста, погибли более 1, 6 тыс. и получили ранения 3, 5 тыс. человек. Расправы и погромы чинились вооруженными дружинами, «черными сотнями», названными по наименованию низового, беднейшего торгового класса Московского царства ХVI-ХVII вв. По мнению Г.Федотова, «черная сотня есть русское издание или первый русский вариант национал-социализма». При фанатичности ненависти, при насильственности действий, принимавших характер «погрома и бунта, движение таило в себе потенции разинщины. Власть, дворянство вскармливали его - но на свою голову». А Николай II назвал «Союз русского народа» «надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем». В нем собрано было «самое дикое и некультурное в старой России... его идеи победили в ходе русской революции». Та же дикость и жестокость творилась революционерами, например, после Февральской революции, когда насиловали женщин на перекрестке улиц при хохочущей толпе или сбрасывали офицеров с борта корабля. Общими, характерными для них, были такие черты, как антилиберализм, фанатичная ненависть, насилие, бунт, погром, безжалостное истребление человеческих жизней и т.д. Осенью 1905 г. происходило и формирование либеральных партий. Левое, радикальное крыло либерального движения образовало конституционно-демократическую партию на базе «Союза освобождения» и большинства земско-городских съездов. Основные требования партии кадетов - правовое государство в виде конституционной монархии, равноправие, культурное самоопределение наций, политическая автономия для Польши, принудительное отчуждение частновладельческой земли, восьмичасовой рабочий день. Социальную базу кадетской партии составили прежде всего интеллигенция, средние городские слои, слой предпринимателей, а также незначительное число землевладельцев, рабочих и крестьян. На базе консервативного меньшинства земцев была создана умеренно-либеральная партия «Союз 17 октября». В отличие от кадетов, октябристы возражали против отчуждения частнособственнических земель, неограниченного права стачек, введения восьмичасового рабочего дня. Они принадлежали к различным слоям - дворянству, чиновникам, верхним слоям интеллигенции, буржуазии, частично крестьянству. Либеральные партии добивались у правительства реализации политики реформ. Манифест 17 октября был негативно оценен социалистическими партиями, которые находили уступку недостаточной и стремились к свержению самодержавия. Начатая 6 декабря социалистами и Московским Советом забастовка переросла в вооруженное восстание, но из-за отсутствия поддержки армии и изменившейся после издания Манифеста обстановки оно потерпело поражение. Сказались массовые аресты, проведенные в Петербурге (схвачено 750 человек). С восставшими расправились крайне жестоко, схваченных расстреливали на месте. По официальным данным, погибло 1 100 человек.
|