![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I. Философская культура Древнего Востока 1 страницаСтр 1 из 21Следующая ⇒
Содержание Предисловие............................................................................ 9 Глава I. Философская культура Древнего Востока...............11 1. Что такое «Древний Восток»?........................................................ 11 2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.......... 12 3. Философия Древней Индии............................................................ 14 Этапы и источники древнеиндийской философии........................ 14 Рита.................................................................................................... 15 Пракрита, Пуруша, Майя............................................................... 16 Атман, Манас.................................................................................... 17 Сансара. Ахимса................................................................................ 19 Мокша. Карма................................................................................... 20 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?»...............21 5. Философия Древнего Китая...........................................................26 Характерные черты китайского мировосприятия........................... 26 Образ-понятие человека................................................................... 29 Становление китайской философской традиции.......................... 35 Примеры написания гексаграмм....................................................... 41 Периодизация китайской философии............................................ 43 Даосизм.............................................................................................. 44 Дао и Дэ............................................................................................. 46 Возможно ли познание Дао?........................................................... 50 Конфуцианство.................................................................................. 52 Срединный путь................................................................................ 56 Проблема человека........................................................................... 56 Гносеология....................................................................................... 58 Легизм................................................................................................59 Глава II. Выдающиеся философы античности.........................62 1. Мудрейший из эллинов..................................................................62 Самый первый................................................................................... 62 «Все из воды...................................................................................... 64 2. Эфесский мудрец (Гераклит)..........................................................65 Этот космос не создал никто из богов........................................... 66 «Борьба - отец всего и всему царь..................................................... 67 Власть - умным аристократам........................................................... 69 Нравственные поучения................................................................... 69 3. «Я знаю, что ничего не знаю..........................................................70 Философия Сократа.........................................................................71 «Ирония» Сократа............................................................................. 72 Государство сильно тем, как граждане исполняют законы.......... 73 4. Гениальный ученик Сократа...........................................................73 От бога Аполлона?............................................................................. 73 Мир идей Платона............................................................................. 74 Космос.................................................................................. 77 Нравственный идеал........................................................... 78 О государстве...................................................................... 79 5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений».................................83 Учение о природе.............................................................................. 84 Роль души................................................................................. 86 О богах........................................................................................... 87 Эпикуреец - развратник? Сластолюбец? Жуир?........................... 88 Не всякое удовольствие есть благо................................................. 89 Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя........... 91 Воздержание от излишеств............................................................... 91 О кротости и благодушии................................................................ 92 Сумей уйти в тень!............................................................................ 93 Отношение к смерти........................................................................ 94 О страданиях...................................................................................... 96 Как относиться к злу?...................................................................... 96 О государстве.....................................................................................97 Глава III. Философия Средневековья........................................99 1. Западноевропейская средневековая философия...............................99 Что значит «средние века»?............................................................... 99 Каков смысл понятия «средневековая философия»?......................100 Характерные черты средневековой философии.................................102 Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы............................104 Проблемы гносеологии: знание или вера?....................................105 Доказательства бытия Бога...............................................................108 Антропология: человек - образ и подобие Бога?..........................109 Философия истории.........................................................................112 Оппозиционные философские направления................................. 114 Наследие и преемственность...........................................................115 Основные направления и этапы развития западноевропейской средневековой философии.............................116 2. Философская мысль в Византии................................................... 117 3. Арабская философия Средневековья.............................................. 120 Глава IV. Философия эпохи Возрождения........................... 125 1. Исторические особенности эпохи Возрождения............................. 125 2. Специфика философской культуры Возрождения.......................... 128 3. Философия итальянского гуманизма............................................. 130 4. Развитие идей неоплатонизма....................................................... 134 5. Натурфилософия Возрождения..................................................... 138 6. Реформация и гуманизм............................................................... 142 7. Социальная философия Ренессанса............................................... 147 Заключение.......................................................................................149 Важнейшие события эпохи Возрождения........................................150 Искусство эпохи Возрождения.........................................................151 Глава У. Философия Нового времени: XVII век.................... 153 1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XV11 века... 153 2. Английская философия XVII века................................................. 155 Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества..................155 «Новый Органон» и его основные идеи..........................................157 Учение об «идолах» или призраках познания..............................159 Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя......................................162 Гносеология: методы и знаки.........................................................163 Социально-политические взгляды Гоббса.......................................165 3. Французская философия XVII века............................................... 166 Декарт: жизнь и деятельность.........................................................166 Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы........................168 Познание: цели и метод достижения истины..............................169 Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений......................171 4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов.................... 173 Эпоха и жизнь Спинозы..................................................................173 Учение о субстанции.......................................................................174 Атрибуты и модусы субстанции.......................................................175 Концепция познания......................................................................176 Этика Спинозы.................................................................................177 Жизнь и деятельность Лейбница....................................................179 Учение о монадах.............................................................................181 Познание: методы и принципы........................................................182 Заключение....................................................................................... 185 Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени...... 188 1. Европейский мир на исходе Нового времени................................. 189 2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века............... 192 Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)..................................... 193 Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803)...........................................194 Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832).............................................196 3. Кант - родоначальник немецкой классической философии............... 199 Докритический этап........................................................................200 Критика чистого разума..................................................................202 Критика практического разума......................................................203 Критика способности суждения....................................................205 Социальная философия...................................................................207 4. Философия Фихте....................................................................... 209 5. Философия Шеллинга................................................................. 213 6. Апогей немецкого идеализма. Гегель.............................................216 Бытие и мышление...........................................................................218 Идея развития...................................................................................219 Философия природы.......................................................................222 Философия Духа...............................................................................223 Философия истории........................................................................225 7. Ученики, последователи, оппоненты.............................................. 227 Гегельянство......................................................................................228 Людвиг Андреас Фейербах (1804- 1872)........................................230 Натурализм.......................................................................................235 Карл Генрик Маркс (1818 - 1883).....................................................236 Неокантианство................................................................................243 Позитивизм.......................................................................................245 Иррационализм.................................................................................246 Заключение.......................................................................................248 Научные открытия XVIII - XIX ВВ...................................................249 Хронология жизни немецких философов (классический период).......................251 Энциклопедия философских наук (по Гегелю)...............................252 Развитие философских идей во II-й пол. XIX века........................253 Глава VII. История русской философской мысли................255 Введение........................................................................................ 255 1. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX - XIII вв.)............... 257 Влияние языческих традиций..........................................................258 Античные взгляды и византийское православие Руси..................259 Философские идеи Киевской Руси..................................................260 2. Древнерусская мудрость (XIV-XVII вв.)..................................................263 Формирование идей национального и личного самосознания........264 Еретические движения в духовной жизни Руси............................265 Начало светской мысли как предшественницы русской философии..................267 3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.).... 269 Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия.....270 Утверждение философии как теоретической науки.......................271 Социальная философия декабризма..............................................273 4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)...... 274 Ортодоксальное направление...........................................................275 Демократическое направление........................................................277 Либеральное направление...............................................................280 5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.).....282 Спор об уникальности и универсальности русской культуры......283 Демократические теории революционного процесса.....................284 Марксизм и анархизм на русской почве.......................................286 6. «Философия естествознания» в России................................................ 287 Последователи Ломоносова.............................................................288 Русский космизм..............................................................................289 7. XX век в русской философии........................................................291 Философия русского «зарубежья»..................................................292 Советский этап в русской философии..........................................295 Заключение. Основные черты русской философии............................. 296 Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности........299 1. Идейные предшественники...........................................................299 2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития....... 300 3. Отношение к философии, понимание ее предмета......................... 303 4. Логический позитивизм................................................................ 305 5. Семантический позитивизм........................................................... 309 6. Лингвистический анализ............................................................... 312 7. Падение престижа неопозитивизма................................................ 314 8. Постпозитивизм.......................................................................... 316 9. Прагматизм................................................................................ 319 Социальные взгляды прагматистов................................................326 Дальнейшая судьба прагматизма....................................................328 Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века.....333 1. «Философия жизни».................................................................... 333 Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше........342 2. Психоанализ 3. Фрейда...............................................................342 3. Неофрейдизм..............................................................................347 Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма............354 4. Философия экзистенциализма...................................................... 354 Экзистенциалы человеческого бытия...............................................361 Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма................................................................. 362 Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители................................................362 Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории.............366 Отношение к познанию и науке. Понимание философии............375 Социальные взгляды экзистенциалистов.......................................380 Попытки реформировать экзистенциализм...................................385 Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии.....389 1. Философские идеи Библии........................................................... 391 Библия о мироздании.....................................................................391 Оценка учеными библейской картины мира.................................393 Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека......394 Библия о личности...........................................................................399 Почему человек страдает?...............................................................400 Свобода воли и предопределение....................................................402 Библия о смысле жизни................................................................-.404 2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407 Моисей............................................................................................ 408 Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена.......................................................................409 Нравственное учение Иисуса Христа.............................................420 Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция.....430 1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» - проснуться знаменитым.......... 431 Социально- политическая и экономическая ситуация в Германии (1900 - 1914)..................................................................431 От школьного учителя до духовного пророка Германии...........432 Открытие принципиально новой философии истории................433 Эволюция политических взглядов Шпенглера.............................435 2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира........ 437 «Прусская идея и социализм» - первое «неморфологическое» произведение Шпенглера....438 Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины........................................................................................... 442 Единство философской и политической концепции О. Шпенглера...................................................................................445 3. Шпенглер и национал-социализм.................................................. 449 Конгениальность идей Шпенглера идеологии НСДАП и причины расхождения с национал-социализмом......................449 4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности)........................................... 453
Предисловие Философия - один из древнейших способов постижения мира и определения личностью своего места в нем. На протяжении десятков веков человечество с ее помощью удовлетворяло свое любопытство, развивало воображение, совершенствовало интеллектуальное мастерство, питало сомнение, поддерживало дух творчества. Не случайно наш соотечественник философ С.Н. Булгаков отмечал: «Философия по существу своему есть неутолимая и всегда распаляемая «любовь к Софии»; найдя удовлетворение, она замерла бы и прекратила бы свое существование. Предмет ее стремления находится за пределами ее обладания». Курс философии в современных высших учебных заведениях, в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами, знакомит учащихся с двумя вариантами подхода к постижению основных философских вопросов: историко-культурным и предметно-системным. Ограниченность объема учебного курса, полифоничность и разнообразие позиций мыслителей разных эпох практически по всем рассматриваемым вопросам, отсутствие у студентов младших курсов необходимого опыта работы со специальной литературой, значительная доля времени, отводимая на самостоятельное знакомство с материалом, создают ощутимые трудности у студентов нефилософских вузов. Предлагаемое учебное пособие создавалось в надежде помочь учащимся овладеть базовыми знаниями по философии, выработать и закрепить необходимые навыки и умения работы с философским материалом. Опыт преподавания обновленного курса философии в техническом вузе показал, что наибольшие сложности возникают при изучении историко-философских проблем. Их постижение требует привлечения серьезных исторических, культурологических и общефилософских знаний. В учебниках по философии нового поколения данная часть программы представлена, как правило, сжато, концептуально, крайне лаконично. В связи с этим авторский коллектив при подготовке материала стремился полнее показать условия и причины формирования, развития и смены различных типов философствования в истории человечества, познакомить с характерными для них школами, учениями, мыслителями. В материалах пособия используются идеи дискуссионного характера, изложение ведется в различной тональности - от повествовательной до сюжетной, привлекаются схемы и таблицы. В зависимости от разнообразия, доступности и сложности рекомендуемой литературы авторы отдельных глав сосредотачиваются либо на воспроизведении целостной исторической философско-культурной картины, свойственной для конкретного периода, либо на творчестве отдельных выдающихся представителей философской мысли этой эпохи. В задачи учебного пособия входит привлечение внимания учащихся к философской проблематике, стимулирование самостоятельной работы студентов в ходе ее освоения, выработка способности к исторически конкретному восприятию интеллектуальной среды той или иной научной идеи, расширение кругозора и развитие воображения будущих специалистов. Глава I. Философская культура Древнего Востока 1. Что такое «Древний Восток»? Географически «Древний Восток» подразделяется на: Ближний Восток (Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина); Средний Восток (Индия, Иран, Афганистан); Дальний Восток (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Хронологически «Древний Восток» определить сложно, поскольку это понятие охватывает грандиозный временной промежуток общечеловеческой истории от середины IV тыс. до н. э. (образование государственности в Египте и Месопотамии) до III в. н. э. (падение Ханьской династии в Китае).1 Древний Восток представляет собой сложный тип цивилизации, для которого характерны следующие общие признаки: - экономическим основанием является мелиоративное земледелие, при котором земля и вода находятся в собственности государства; - централизованное устройство государственной власти с развитой бюрократией; - абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, царь, император); - население находится в полной зависимости от государства; большинство проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах; - человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества. Это обстоятельство в наибольшей степени определяет специфику духовной культуры Древнего Востока. Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций - Египет, Двуречье, Индия и Китай - для истории философии особый интерес представляют два последних. 1 Конец древней истории в Индии совпадает с арабским вторжением на полуостров Индостан - 710 г. н. э. 2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии Уже более ста лет длится дискуссия по Древнему Востоку, в ходе которой были высказаны две крайние точки зрения. Первая: Индия и Китай не создали настоящей философии, не «доросли» до нее, поэтому применительно к ним следует говорить о предфилософии, или религиозно-философском мировоззрении. Вторая: Индия и Китай явили миру сверхфилософию, до которой Запад пока не поднялся. Сосуществование противоположных взглядов на одно и то же явление можно объяснить тем, что в обоих случаях в качестве эталонной модели философии, «образца для подражания», берется западноевропейский вариант философствования. А индийская и китайская мысль, не укладывающиеся в это «прокрустово ложе», объявляются «предфилософией» или «сверхфилософией»... в зависимости от личностного отношения исследователя к европейской философии. Именно в силу несводимости китайского и индийского способа философствования к европейскому они были весьма произвольно объединены одним словом - «Восток» - и противопоставлены «Западу». В действительности же следует говорить не о двух источниках, очагах мировой философской мысли, а о трех: Запад, Индия и Китай. Между Индией и Китаем гораздо меньше сходства, нежели между Западом и Индией, связанных общей - индоевропейской - прародиной и языком. Индию же духовно породнил с Китаем буддизм, проникший туда только во II в. н. э.1 Многие современные историки философии называют античный Запад, Древнюю Индию и Древний Китай тремя очень разными, но равными по духу собеседниками. Не менее сложным является вопрос о генезисе (происхождении) индийской и китайской философии, ее отношении к богатой образными понятиями мифологии. Л.С. Васильев, автор фундаментальных трудов по происхождению древнекитайской цивилизации, государства и мировоззрения, 2 разработал общую схему перехода от мифологиче- 1 Данная мысль была высказана А.И. Кобзевым. Буддийские мотивы мы можем обнаружить и в арабо-мусульманской культуре, и в славянской («Повесть о царевиче Иоасафе»). 2 См. список рекомендуемой литературы в конце главы. ского миросозерцания к философскому мышлению. Эта схема включает в себя четыре варианта перехода: 1) ветхозаветный; 2) индоарийский; 3) античный; 4) китайский. Для ветхозаветного варианта происхождения философии характерно вытеснение множества мифологических божеств единым Богом-Абсолютом. Индоарийский (древнеиндийский) вариант перехода связан с совмещением мифологических божеств с вполне рационально понимаемым Единым. Для античного варианта перехода характерно стремление к целостной рационалистической картине мира, где нет места Божественному произволу.1 А в Китае мифологическое сознание серьезно потеснила строгая ритуалистика («китайские церемонии»). Философия же никогда не прерывала ту нить, которая связывает между собой предание и научную теорию, миф и логос. Китайская философия зарождается в мифе, не покидает его, как это происходит в античной Греции. «Живучесть» китайского мифа-предания заключается в том, что он оказался способным на протяжении столетий служить той необходимой канвой, художественным и познавательным горизонтом, в котором происходило становление китайской национальной психологии и философии. Вот почему китайская медицина и даже техника боевых искусств оказались насквозь пронизанными философскими понятиями, а философия - весьма натуралистическими образами и ассоциациями. (Например, философско-эстетическая категория, которая встречается только в Китае - чистота). Наличия развитой, проникнутой философическим духом мифологии все же недостаточно для генезиса философии. Философия становится философией, лишь выработав свой - отличный как от мифа, так и от науки - способ и язык осмысления действительности.
|