Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительно-теоретические схемы. предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация
№ 1. Причины введения крепостного права в России
Название теории
| Предмет
изучения
| Интерпретации факта
| Всемирно-историческая:
| Общемировое развитие, прогресс человечества
|
| Материалистическое направление
| Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба
| Основой феодальной общественно-экономической формации является крепостное право. Развитие крепостничества связано с распространением барщинного хозяйства и увеличением отработочной ренты. Отмечается связь барщинного хозяйства с ростом внутреннего рынка, побуждавшим помещиков производить хлеб как товар и увеличивать в этих целях барскую запашку. В несколько этапов крестьяне в России были прикреплены (закрепощены) к земле
| Либеральное направление
| Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод
| Государство в общенациональных интересах закрепостило все сословия: прикрепив крестьян к земле, горожан – к посадам, дворян – к службе, которую они должны были выполнять в качестве обязательной воинской повинности. Впоследствии государство же раскрепощает сословия
| Технологическое направление
| Развитие технологическое, научные открытия
| Зарождение крепостного права связано с перениманием русскими царями османского порядка государственной приписки крестьян к месту жительства (с целью упрощения сбора налогов)
| Локально-историческая
| Единство человечества и территории
| Активная внутренняя политика и укрепление границ явились причинами введения в конце XVI в. крепостного права
|
№ 2. Причины “воссоединения” Украины с Россией
Название теории
| Предмет изучения
| Интерпретации факта
| Религиозно-историческая
(Христианская)
| Движение человечества к Богу
| Воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство
| Всемирно-историческая:
| Общемировое развитие, прогресс человечества
|
| Материалистическое направление
| Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба
| Присоединение Украины к России позволило объединить на большой территории борьбу угнетенных против эксплуататоров
| Либеральное направление
| Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод
| Отрыв Украины от западной демократической цивилизации и утверждение на ее землях восточного деспотического режима
| Локально-историческая
| Единство человечества и территории
| Завоевание одним государством – Россией – части территории другого государства – Речи Посполитой – в результате сепаратистского движения в последней
|
№ 3. Проникновение России в Сибирь
Название теории
| Предмет изучения
| Интерпретации факта
| Религиозно-историческая (Христианская)
| Движение человечества к Богу
| Распространение христианства в Сибири
| Всемирно-историческая
| Общемировое развитие, прогресс человечества
| Освоение Россией Сибири
| Локально-историческая
| Единство народа и территории
| Завоевание Россией Сибири
|
№ 4. Происхождение казачества
Название теории
| Предмет
изучения
| Интерпретации факта
| Религиозно-историческая
(Христианская)
| Движение человечества к Богу
| Прообраз казачества в русских богатырях. Защита русских рубежей
| Всемирно-историческая:
| Общемировое развитие, прогресс человечества
|
| Материалистическое направление
| Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба
| Казаки – беглые крестьяне, холопы, горожане, укрывавшиеся от крепостной неволи и угнетения
| Локально-историческая
| Единство человечества и территории
| Казаки – это слияние выходцев из Руси со степными народами. Особый этнос
|
№ 5. Церковно-обрядовая реформа Патриарха Никона
Название теории
| Предмет
изучения
| Интерпретации факта
| Религиозно-историческая (Христианская)
| Движение человечества к Богу
| Православная (официальная):
Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию
Старообрядческая:
Гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.)
| Всемирно-историческая:
| Общемировое развитие, прогресс человечества
|
| Материалистическое направление
| Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба
| Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние. Классовая борьба приняла религиозную форму
| Либеральное направление
| Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод
| Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской – этим самым приблизить православную церковь к западному образцу
| Локально-историческая
| Единство человечества и территории
| Акматическая фаза этногенеза, для которой характерны интеллектуальные споры. (Л. Н. Гумилев)
|
|