Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психическое развитие как составляющая онтогенеза и его особенностиСтр 1 из 2Следующая ⇒
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ РОждения ДО 7 ЛЕТ — ПРЕДМЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ План 1. Психическое развитие как составляющая онтогенеза и его особенности. 2. Принципы изучения психики ребенка. 3. Методы дошкольной психологии: 3.1. Наблюдение. 3.2. Эксперимент. 3.3. Беседа, изучение продуктов деятельности детей. Литература Основная: 1. Вікова та педагогічна психологія: Навч. посіб. /О.В. Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Огороднійчук та ін. – К.: Просвіта, 2001 2. Дуткевич Т.В. Дошкільна психологія: Навч. пос. - К.: Центр учбової літератури, 2007. - 392 с. 3. Люблінська Г.О. Дитяча психологія.— К.: Вища школа, 1974. —С. З—30. 4. Приходько Ю. О. Нариси становлення та розвитку дитячої психології. — К.: НПУ ім. М. П. Драгоманова, 1999. — 205 с. 5. Шаграева О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
Дополнительная: 6. Басов М. Я. Избран. психологические произведения / Под ред. В.Н. Мясищева, В. С. Мерлина. — Педагогика, 1975. — 432 с. 7. Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1980. – С. 6 – 8. 8. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 383 с. 9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Изд. Центр «Академия», 1997. — С. 3—28.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОНТОГЕНЕЗА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Детская психология – это наука о закономерностях психического развития ребенка, особенностях его психики, на разных стадиях развития Предмет - психическое развитие ребенка в течение первых семи лет жизни. Новая сфера практики детской психологии - контроль над процессами детского развития. Исследование внутриутробного (пренатального) развития ребенка. ОНТОГЕНЕЗ - развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни
НАПРАВЛЕНИЯ ОНТОГЕНЕЗА
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в ходе деятельности и общения ребенка.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1. Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности. Сензитивные периоды - специфический период, когда психическое свойство развивается наиболее интенсивно. 2. Асинхронность: разные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления. Л.С. Выготский: для дошкольников подумать - значит вспомнить, а для младшего школьника вспомнить - значит подумать. 3. Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязанные. Амплификация (А.В. Запорожец) - максимальное раскрытие всей возможности возраста для психического развития ребенка Характеристика стадий психического развития: Социальная ситуация развития - соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л.С. Выготский). Определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку. Возрастные новообразования - психические изменения, которые определяют превращение в сознании ребенка, ее внутренняя и внешняя жизнь. Это те позитивные приобретения в психике, которые позволяют перейти к другой стадии ее развития. Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев) - формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникают новые виды деятельности.
|