![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гасителем колебаний
Инерционный динамический гаситель пружинного типа представляет собой твердое тело Динамический гаситель колебаний применяют в тех случаях, когда собственная частота колебаний объекта близка к частоте возмущающей силы (условие резонанса) и по каким-то причинам нет возможности их развести. При присоединении гасителя к объекту образуется двухмассовая колебательная система, имеющая уже две собственные частоты. При этом существенное влияние на результирущие колебания объекта с гасителем оказывают диссипативные потери в гасителе. Настройка гасителя осуществляется как правило, из условия, чтобы его собственная частота совпадала с частотой возбуждающей силы. Динамическое виброгашение широко используется для снижения вибраций от работы кузнечного оборудования. Расчетная схема виброгасящего фундамента показана на рис. 11.11.
Рис. 11.11. Расчетная схема виброгасящего фундамента
Расчет фундамента оборудования сводится к определению его массы M, при которой амплитуда виброперемещений фундамента и создаваемое им давление на грунт не превышают допустимых значений. При расчете машина, размещаемая на фундаменте, представляется в виде массы m, связанной с фундаментом через упругий элемент, характеризуемый жесткостью с и коэффициентом сопротивления k, а фундамент с массой М устанавливается на грунт, упругие характеристики которого определяются жесткостью грунта. Схема установки штамповочного молота на виброгасящий фундамент показана на рис. 11.12. Машина устанавливается на упругие опоры, размещенные непосредственно на фундаменте. В качестве упругих опор используются резинометаллические виброизоляторы, пружинные виброизоляторы и листовые рессоры. Защита человека-оператора от вибраций. Для защиты от вибраций человека-оператора могут применяться разнообразные средства. Классификация этих средств приведена ниже.
Средства коллективной защиты располагаются между источником вибрации и оператором, а средства индивидуальной защиты используются непосредственно оператором.
Рис. 11.12. Схема установки молота непосредственно на фундамент:
1 — основание молота; 2 — рессоры; 3 — плита; 4 — прокладка; 5 — фундамент
Виброзащитные подставки — наиболее приемлемые средства защиты от общей вибрации при работе стоя (рис. 11.13). Основной частью подставки является опорная плита (1), на которой выполняет работу оператор. Средства виброизоляции (2) могут размещаться сверху плиты, снизу плиты или с обеих сторон одновременно. В зависимости от принятой схемы расположения виброзащитные подставки изготавливают с опорными, встроенными, накладными или комбинированными виброизоляторами. На практике применяются и другие конструктивные схемы подставок: с резиновыми и пневмобаллонными виброизоляторами, с пружинными виброизоляторами и др.
Рис. 11.13. Схемы виброзащитных подставок для виброизоляторов: а — опорного; б — встроенного; в — накладного; г — комбинированного
Устройство виброизоляции рабочего места оператора показано на рис. 11.14.
Рис. 11.14. Устройство виброизоляции рабочего места Виброзащитные сидения применяют, если оператор выполняет работу сидя. Рабочие места, расположенные на транспортных машинах и перемещающихся технологических агрегатах, оснащают сидениями со встроенными средствами виброизоляции. Отдельные конструктивные
Рис. 11.15. Виброзащитные сидения с виброизоляторами: а – упругая накладка; б – упругие опоры; в – пружины, встроенные в опору; г – упругие подвески
Виброзащитные кабины используют обычно в тех случаях, когда на оператора воздействует не только вибрация, но другие негативные факторы: шум, излучения, химические вещества и т.д. Виброзащитная кабина, в отличие от обычных кабин, защищающих человека от других вредных факторов, устанавливается на виброизолирующих опорах. В зависимости от действующих одновременно с вибрацией вредных факторов виброзащитные кабины могут быть шумовиброзащитными, пылевиброзащитными и т.п. На рис. 11.16 показана шумовиброзащитная кабина. Виброзащитные рукоятки предназначаются для защиты от локальной вибрации рук оператора. Конструктивные схемы виброзащитных рукояток представлены на рис. 11.17. По месту расположения виброизоляторов рукоятки классифицируются: ― на рукоятки с промежуточными виброизоляторами, в которых виброизоляторы расположены между корпусом ручной машины и рукояткой, охватываемой рукой оператора (рис. 11.17, а); ― рукоятки со встроенными виброизоляторами, размещенными непосредственно в теле рукоятки (рис. 11.17, б); ― рукоятки с накладными виброизоляторами, в которых упругие полимерные накладки и облицовки размещены на наружной поверхности рукоятки и контактируют с руками оператора (рис. 11.17, в); ― рукоятки с комбинированными виброизоляторами, предусматривающие различные сочетания промежуточных, встроенных и накладных виброизоляторов (рис. 11.17, г).
Рис. 11.16. Шумовиброзащитная кабина для оператора компрессорной станции: — пневматические виброизоляторы; 2 — основание кабины; 3 — корпус кабины; 4 — стол оператора; 5 — кондиционер; 6 — вешалка для одежды
Рис. 11.17. Классификация виброзащитных рукояток: а - с промежуточными виброизоляторами; б — встроенными виброизоляторами; в — накладными виброизоляторами;
В качестве средств индивидуальной защиты от вибрации используются следующие способы: для рук — виброизолирующие рукавицы (рис. 11.18), перчатки, вкладыши и прокладки; для ног — виброизолирующая обувь (рис. 11.19). Она изготавливается в виде сапог, полусапог, полуботинок и отличается от обычной обуви наличием подошвы или вкладыша из упругодемпфирующего материала.
Рис. 11.18. Виброзащитная рукавица с эластично-трубчатыми элементами: 1 — поверхность рукавицы; 2 — трубчатые элементы; 3 — накладки
Рис. 11.19. Виброзащитная обувь: а — на упругой подошве; б — со съемными упругими каблуками и подметкой; в — с упругой стелькой
Рекомендуются следующие рациональные режимы труда при работе с ручными машинами: 8—10 ч— работа; 20 мин— перерыв; 20 мин — 12 ч— работа; 12-13ч— обеденный перерыв; 13ч-15ч— работа; 30 мин— перерыв; 15 ч 30 мин — 17ч — работа.
Защита от транспортных вибраций. Практика защиты от транспортных вибраций должна учитывать, что вибрации, генерируемые проходящим транспортом, особенно железнодорожным, распространяются по грунту, вовлекая в колебательный процесс расположенные по близости здания и сооружения. Передача вибраций от движущегося поезда по земле к зданиям зависит от характеристик фундамента здания. Обычно имеется некоторое ослабление уровней вибрации фундамента по сравнению с уровнем вибрации поверхности земли. Вместе с тем полы, стены и потолки здания вибрируют со значительным усилением по сравнению с фундаментом. Существуют следующие методы снижения вибрации, вызываемой взаимодействием колеса и рельса при движении поезда: ограничение в источнике; упругое крепление рельсов; совершенствование конструкции тоннелей; установка экранов; виброизоляция зданий. Кратко рассмотрим все эти методы. Ограничение вибрации в источнике. Ведется по следующим направлениям: устранение износа и дефектов поверхности качения колес, заключающегося в проточке бандажа колес; предупреждение возникновения износа поверхности качения колес, основанное на применение более совершенных методов смазки, повышении износостойкости колес, применение тормозных колодок из композиционных материалов; шлифовка рельсов, уложенных на полотне, с помощью рельсошлифовальных машин; сварка рельсовых стыков; применение колес, содержащих упругодемпфирующие элементы (рис. 11.20), ограничение скорости движения поездов, позволяющее снижать уровни вибрации в среднем на 6 дБ при уменьшении скорости в два раза.
Рис. 11.20. Поперечное сечение колеса с упругим материалом 1 Применение упругих элементов в конструкции железнодорожного полотна. С целью защиты от вибрации используются следующие способы: упругое крепление рельсов, с целью виброизоляции рельса от шпал и грунтового основания пути; упругое основание под шпалами; «плавающее» основание пути, представляющее собой бетонную конструкцию толщиной 0, 2—0, 3 м, которая опирается на упругие прокладки. На рис. 11.21 приведен пример применения упругих элементов в конструкции полотна метрополитена. Конструкция состоит из полиуретановых шпал, заключенных в ребристую резиновую оболочку и утопленных в бетонную плиту, толщиной 26 см, которая опирается на слой прессованного стеклопластика, размещенного в свою очередь на основании тоннеля.
Рис. 11.21. Виброизоляция железнодорожного полотна: 1 — рельс; 2 — шпала; 3 — резиновая оболочка; 4 — бетонная плита; 5 — плита из стекловолокна; 6 — бетонное основание
Совершенствование конструкции тоннелей. Массивные тоннельные конструкции с толстыми или двойными стенками вызывают меньшую вибрацию в соседних зданиях. Экранирование. Состоит в применении монолитных препятствий в виде бетонной стены в грунте или траншее, достигающих глубины 4—5 м, с целью нарушения процесса распространения волн в грунте. Виброизоляция зданий. Заключается в установке виброизолирующих прокладок под фундаменты на сваях, у основания несущих колонн и сводов. При этом надо иметь в виду, что должны быть предприняты меры по перекрытию всех путей распространения вибрации. В противном случае она будет распространяться по таким неперекрытым путям, сводя на нет эффективность проведенных мероприятий.
|