Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Идеология и тактика декабристов.
Тайные общества, члены которых известны нам под именем декабристов, начали возникать в России после Заграничных походов Русской армии 1813-1815 годов. Это было вполне закономерно – многое из происходящего тогда подхлестнуло движение, определив его характерные черты. Во-первых, внутреннее положение страны. После победы над Наполеоном Россия стала одной из империй всемирного значения. Таковой ее в особенности видели офицеры – участники войны. Новый статус предполагал и улучшение положения населения внутри самой империи. Меж тем, этого не произошло. Надежды, возлагаемые либералами на Александра I в период начала его царствования не оправдались. Ни Конституции, ни отмены крепостного права так и не последовало. Россия по-прежнему оставалась бюрократической империей, которую разъедала коррупция. Крестьяне и податные сословия вообще были практически бесправны. Добавил проблем разразившийся в начале 1820-х годов экономический кризис, приведший к упадку торговли и обнищанию населения. Во-вторых, внешнеполитическая ситуация. Образованный по инициативе Александра I Священный Союз, имевший своей целью борьбу с распространением в посленаполеоновской Европе революционных идей, во многом подчинил внешнюю политику России идеологии реакции, остававшейся во многом непонятной и в армии, и в тех кругах общества, которых это касалось. Увеличение армии ради бессмысленных для России походов на подавление вспыхивавших тут и там по Европе восстаний, и связанное с этим увеличение налогов провоцировало недовольство. Последней каплей здесь стал отказ Александра поддержать восставших греков, традиционно поддерживаемых в своей антитурецкой борьбе Россией. Ходили даже разговоры о том, что через Союз Россия оказалась фактически подчинена Венскому кабинету, во главе которого стоял опытный дипломат Меттерних. Масло в огонь здесь подливало также обилие немцев на руководящих постах в империи в целом и в армии в частности (достаточно вспомнить Нессельроде, Витгенштейна, Бенкендорфа, Корфа, Милорадовича, Паскевича, Дибича), а также предоставление окраинам тех прав, которых не было в самой «метрополии» - освобождение крестьян в Прибалтике (Германо-Русских губерниях, как тогда говорили), дарование Конституций Польше и Финляндии[1]. В-третьих, значительное влияние оказали революции и освободительные движения того времени или недавнего прошлого. Здесь можно выделить четыре основных, оказавших наибольшее влияние на «дворянских революционеров»: 1) Американская революция 1775-1783 годов. Представлялась многим как идеал революции – не вызвала смуты, переход к конституционному правлению произошел сравнительно мирно (Джордж Вашингтон, несмотря на свой колоссальный авторитет отказавшийся от трона и после двух положенных президентских сроков вернувшийся к частной жизни выглядел как идеал революционера). Кроме того, эта революция будто бы показала, что республика и демократия вполне возможна и в большой стране, сопоставимой по размерам с Россией. 2)Великая Французская революция, или, лучше сказать, события во Франции 1789-1815 годов. Несмотря на то, что двигали ее схожие идеалы, она несла в себе достаточное количество отрицательных черт. Прежде всего, стоит отметить кровавый якобинский террор, который во многом поставил перед участниками тайных обществ проблему пролития крови в ходе революции. Кроме того, история Наполеона Бонапарта прямо показывала, как революция может быть уничтожена изнутри. 3)Значительное влияние на идеологию декабризма оказали недавние события в Европе – первая волна европейских революций, пришедшаяся на начало 1820-х годов – события, параллельные с существованием тайных обществ. Особенное место здесь занимали революция в Испании 1820-1824 годов, когда военные под предводительством полковника Риэго подняли восстание и заставили короля Фердинанда VII провести либеральные реформы. Это как будто показало эффективность (восстание было подавлено только при помощи французских войск) и сравнительную легкость (ходили даже слухи, что всё началась с взбунтовавшегося взвода[2]) армейской революции. Кроме того, сама идея тайных обществ была во многом схожа с обществами карбонариев, действовавших в тот период на территории Италии. Таким образом, если говорить о том, чего хотели декабристы, то можно выделить следующие требования: 1)экономического характера – сводилось к достаточно неопределенным представлениям о том, что в современной России экономика находится в плачевном состоянии и следует принять меры для ее улучшения. 2)борьба с коррупцией на всех уровнях. 3)освобождение крестьян – с землей или без земли. 4)смягчение армейского режима. 5)введение в России Конституции и гражданских прав и свобод. 6)освобождение России от засилья немцев – правда, здесь существовала определенная проблема, заключающаяся в том, что определенная часть самих участников тайных обществ как раз немцами и были. Соответственно, возникали сложности с их участием, ибо антинемецкие лозунги сильно мешали им работать на общество[3]. 7)как следствие из этого – обеспечить государственную самостоятельность России в сфере внешней политики. Очевидно, что все эти цели можно разделить на две категории – те, которые для своего достижения требовали радикального слома существующей системы и те, добиться которых можно было по принципу «капля камень точит» - путем пропаганды и личного примера. Разумеется, что первая цель преобладала на начальном этапе деятельности тайных обществ, когда их членов можно было пересчитать по пальцам, реальные ресурсы были невелики, а надежда на мирное обновление государства еще оставалась. Поэтому и Союз Спасения[4] и Общество Русских Рыцарей[5] ставили своей целью прежде всего борьбу с коррупцией – злом, борьба с которым, в принципе, не противоречила общегосударственной политике, путем разоблачения имеющихся злоупотреблений, а также выдвижения людей «с качествами душевными и нравственностью твердой» [6] (разумеется, из членов общества) на руководящие посты. Последнее казалось средством и против засилья немцев в государстве[7]. Второй целью было освобождение крестьян, но опять же – путем сближения дворян с крестьянами и убеждения первых[8]. Крайней целью, по утверждению самих участников общества было установление в России конституционного строя с народным представительством и свободой печати[9]. Но это была именно «крайняя», далекая цель. Ни о каких насильственных действиях, ни о каких планах государственного переворота в этот период речи не шло – слишком ничтожны были силы обществ. Единственный всплеск радикализации пришелся на 1817 год когда по стране поползли слухи о грядущем присоединении Русско-Польских губерний (современных Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины) к Царству Польскому[10]. В среду «Союза Спасения» их занес Трубецкой, в свою очередь, услышавший от Лопухина. Слух этот, связанный с созданием в 1815 году Царства Польского и с дарованием ему конституции (что привело к обвинениям Александра I в пропольских симпатиях) приобретал самые невероятные формы. Так, говорили, что император намерен удалиться в Варшаву, оттуда провозгласить отмену крепостного права и тем вызвать смуту, в ходе которой указанные области отойдут к Польше[11]. Как видим, эпицентром зла как бы становилась личность Александра. Под влиянием этих слухов закономерно возникла идея цареубийства. Убить царя вызвался капитан Якушкин, который в тот момент пребывал в глубочайшей депрессии из-за несчастной любви. Его порыв был, однако, остановлен товарищами с тем обоснованием, что общество не способно воспользоваться плодами покушения. Ничем окончился и проект еще одного участника общества, Артамона Муравьева, истребить царскую фамилию во время бала в Грановитой палате[12]. Точно также и образованный в 1818 году Союз Благоденствия имел «свободное правление в России» только в качестве дальней, «сокровенной» цели, известной только узкому кругу его руководителей[13]. Официальные же цели общества, согласно его «Уставу», были следующими[14]: 1)действовать по пути чести и добродетели 2)распространение убеждения в необходимости лучшего воспитания 3)помощь заведениям в пользу человеколюбия и призрения 4)распространение мысли о долге Гражданина совершать свои обязанности с правосудием знанием прав. 5)противодействие мздоимству, невежеству, лихоимству и жестокосердию. 6) сближение дворян с крестьянами с целью подтолкнуть освобождение крепостных[15] 7)образование низших слоев населения[16]. Достижение же конституции предполагало не столько активные действия по слому существующего порядка вещей, сколько «подготовку России к конституции, главным элементом которой становилось распространение политической литературы – написанной самими членами или переведенной с иностранных языков[17]. Главным же средством достижения своих целей было умножение членов. Однако оно имело и свои минусы – Союз еще не успел разрастись до предполагаемых для начала действий размеров[18], а количество случайных людей уже достигло некоторой критической массы, после которой выработка некоторой единой тактики была невозможна. Кроме того, открывались большие возможности для проникновения в число членов общества шпионов. В результате в 1821 году было предложено союз распустить. Однако пути декабристских организаций радикально разошлись уже после 1820 года, когда на одном из многочисленных совещаний Коренной Думы уже рыхлого и распадающегося тогда Союза Благоденствия, происходившего на квартире одного из членов Союза, Федора Глинки, был поднят вопрос о том, какую форму правления для России (монарха или президента) собравшиеся считают предпочтительной. Большинство проголосовало за республику. Впрочем, как уже отмечалось ранее, Союз Благоденствия был скорее дискуссионным клубом, чем организацией, и решения, принятые на его собраниях, далеко не все считали нужными выполнять[19]. Для других же принятое решение говорило о победе республиканского направления над конституционно-монархическим[20]. Позднее, после распада в 1821 году старого Союза, первые в основном станут «северянами», вторые (так и не признавшие факта распада и воспринимавшие себя как продолжение старого союза) [21] – «южанами». Спор о форме правления имел весьма далеко идущие последствия. Он во многом определил не только идеологические, но и тактические различия между этими двумя организациями. Действительно, республиканизм во многом способствовал радикализации «южан» - отрицая монархию, они теперь не могли рассчитывать на мирное достижение своих целей, на постепенную эволюцию самой российской политической действительности в нужном им направлении, что было характерно для старого Союза Благоденствия. Теперь им оставался только один путь к достижению своей цели – насильственный, путь цареубийства и вооруженного восстания. Неудивительно, что именно эти методы достижения цели стали основными в их тактике. К тому же управы Южного общества располагались вдали от столиц, зато в непосредственной близости от частей второй Западной армии, которых, казалось, легко было поднять на переворот. К тому же в эти части регулярно наведывался для проведения смотров и учений сам государь император. Оставалось одно – расширить сеть членов в войсках, чтобы получить возможность ими управлять. Первый раз план армейского вооруженного восстания был предложен в 1823 году во время смотра 9 пехотной дивизии императором в Бобруйске. Ряд членов общества (Повало-Швейковский, Норов, Бестужев-Рюмин) предлагали, воспользовавшись ситуацией, захватить государя и идти с силами дивизии на Москву[22]. План был отвергнут – слишком мало было сил на тот момент. Второй раз идея восстания обсуждалась во время маневров под Лещиным в сентябре 1825 года. На сей раз ядром восстания должен был стать Саратовский пехотный полк, командир которого декабрист Повало-Швейковский как раз на этих маневрах был отстранен от командования[23]. Предполагалось убить Александра I, поднять 3 корпус и с ним идти на Киев и Москву, где потребовать от сената преобразования государства[24]. Этот план на совещании на квартире Муравьева-Апостола был признан весьма перспективным[25], ибо солдаты 3 корпуса были ндовольны своим корпусным командиром – немцем Ротом[26] (что позже проявилось и в восстании Черниговского полка), но на следующем совещании на квартире подпоручика Якова Андреевича (более известном тем, что на нем в состав Южного общества влилось Общество Соединенных Славян, основанное в 1823 году братьями Борисовыми и Юлианом Люблинским[27] и имевшее целью, помимо установления республики, объединение всех славянских народов[28]) он был отложен до будущих маневров близ Белой Церкви летом 1826 года. Предполагалось, что за это время удастся решить ряд основополагающих вопросов технического плана – например, о снабжении восставших войск - для этого каждый член общества был обложен дополнительным сбором, кроме того, рассчитывали на грабеж имения графини Браницкой. Однако, как потом оказалось, решение это было роковое – действовать пришлось почти на полгода раньше и в гораздо худших условиях, чем рассчитывали. Разумеется, места для императорской фамилии при таких целях и методах просто не оставалось. Безусловному уничтожению подлежал сам император – с его убийства предполагалось начать восстание. А на совещании у Андреевича было принято решение истребить всю царскую фамилию, поскольку предполагалось, что пока останется в живых хоть один законный наследник престола, республика будет под угрозой (пример Франции был у всех перед глазами) [29]. Для исполнения этой цели был сформирован так называемый «обреченный отряд» - пять человек (в основном из числа бывших «соединенных славян»), готовых пожертвовать собой для этого[30]. В свою очередь, от союзного южанам Польского общества Пестель требовал совершить то же по отношению к великому князю Константину. А где насилие и радикализм, там и диктатура. Поэтому Южное общество с самого начала было очень жестко централизовано, подчинение рядовых членов руководству было беспрекословным. И в случае захвата власти для проведения столь масштабных преобразований устанавливался «переходный период» на 10-15 лет, в течении которого власть в стране должна была бы осуществлять «Национальная Директория» из 5 человек, обладающая диктаторской властью[31]. Неслучайно, что в отличие от, например, «северянина» Никиты Муравьева из-под пера Пестеля вышла не конституция, а «Русская Правда» - руководство по государственным преобразованиям для «Национальной директории». А преобразования эти были масштабны – по сути, весь существующий в России порядок вещей предполагалось изменить на рациональный («благоудобный») манер – создав унитарную республику, основанную на принципе разделения властей, ликвидировав сословные разделения и заменив их на единую для всех прописку по волостям, освободив крестьян с разделом земель между ними и помещиками, заменив губернское административное деление на более укрупненное волостное, ассимилировав нерусские народы, преобразовав армию и даже определив раз и навсегда границы России – естественно, исправив их с точки зрения «Благоудобства» - и все это с вводом везде русских национальных терминов и названий – по сути, речь шла в том числе и о создании нового языка.. В общем, задачи были поставлены крайне масштабные, и Временное правительство грозило превратиться в постоянное. А для того, что бы народ не роптал, его предполагалось отвлечь войной с Турцией, конечной целью которой было освобождение Балкан [32] и создание там независимых государств[33]. Кроме того, в планы Пестеля входило создание Управы Государственного Благочиния – по сути, мощнейшей политической полиции, примера которой в тогдашней России еще не было. Неудивительно, что многим (особенно на Севере) Пестель виделся вторым Наполеоном. В свою очередь, так и не выработавшее единой цели Общество убежденных и присоединенных, более известное нам как Северное общество, осталось, по словам одного из своих членов – «игрушкой» по сравнению с Южным[34]. Там не было единого представления ни о том, что надо сделать в России, ни о том, как этого добиться. Были свои сторонники конституционной монархии (Никита Муравьев) и республики (Рылеев), разделявшиеся в свою очередь на много подтечений в зависимости от конкретной политической направленности. Вопросы крепостного права, судьбы императорской фамилии, Польши – вот только некоторые пункты раскола общества. Единоначалия в таких условиях, понятное дело, не могло быть в принципе, более того, сама идея концентрации власти в руках одного человека считалась «бонапартизмом», вредным для дела. Так, усиление власти Трубецкого в Северном обществе привело к ропоту и реформе, в результате которой члены Думы общества, до тех пор несменяемые, стали избираться сроком на год[35]. Тем не менее, постепенно, во многом на волне восхищения перед четко организованным Южным обществом и разочарования в желании царя идти на реформы, на Севере возобладали схожие тенденции – радикализация и расчет на вооруженное восстание. Центром этого республиканского направления стал Рылеев, чья политическая программа, по сути, была сходна с пестелевской – вооруженное восстание а после него – удержание власти Думой общества[36]. Даже такой конституционнй монархист как Муравьев признал вооруженное восстание единственно возможным методом[37]. Пестель не оставлял попыток объединить общества под своей властью. В 1823 и 1824 годах происходили переговоры о возможном объединении. Однако слишком разными были подходы, чтобы оно произошло. Для одной части руководства Северного общества были неприемлемы идеи Пестеля относительно захвата и организации власти – диктатура представлялась варварством (Муравьев) [38], а республиканские идеи – неприемлемыми для монархически настроенной России (Пущин)[39]. Республиканцам же общества, подобными Рылееву, идея объединения также не нравилась, но уже по более прагматическим причинам. Жесткое подчинение единому мнению – мнению Пестеля у южан и полная разноголосица в этом отношении у северян в случае объединения давало бы возможность Пестелю полностью подчинить себе Север, просто имея большинство голосов[40], а правящие круги Севера вовсе не хотели подчиняться «новому Бонапарту». Время шло и шло, а цель так и оставалось далекой. К 1825 году стал заметен определенный кризис общества, связанный с отсутствием возможности что-то изменить. в результате в рядах декабристов стали возникать идеи о переводе деятельности организации в сферу практической благотворительности. Так, в начале 1825 года Иваном Пущиным был основан «Практический союз», имевший своей целью освобождение дворовых людей от крепостной зависимости путем их выкупа членами союза[41]. Таким образом, к концу 1825 года можно выделить два подхода к достижению своей цели у декабристов, которые в целом охарактеризоваются как попытки решить стоящие перед Россией проблемы идя по грани закона или находясь вне его, насильственными средствами, причем второй путь – путь насилия и диктатуры – постепенно начинает доминировать как на Юге, так и на Севере.
.
|