Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовая база деятельности НКО
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства. Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона. Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона. Современное общество по экономическому признаку условно разделяется на три сектора: первый - государственный, второй -- коммерческий и третий -- некоммерческий. К государственному сектору можно отнести все институты государства, а также государственные предприятия, учреждения и организации, финансируемые из бюджетов разных уровней. К коммерческому сектору относят все организационно-правовые формы коммерческих организаций, т. е. организации, которые имеют право, извлекая прибыль, распределять ее между учредителями. К некоммерческому (добровольческому, благотворительному, общественному, гражданскому, третьему) сектору относят общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы, потребительские кооперативы, а также религиозные группы и организации. В отличие от государства организации третьего сектора не объединены в единое целое, не имеют жесткой иерархии, не содержатся полностью на бюджетные деньги. В отличие от бизнеса создатели общественных организаций не распределяют прибыль между собой, а пускают ее (если таковая имеется) на реализацию уставных задач и миссии организации. Все три типа субъектов взаимодействуют между собою на основе рыночного механизма, характеризующего современные экономические системы. Но при этом правила деятельности и формы организации НКО принципиально отличаются от правил и форм коммерческих организаций - частных и государственных. Эти различия служат выражением фундаментальной проблемы, которая имеет две составляющих: 1) причины возникновения в рыночной экономике нерыночных субъектов; 2) способы, механизмы взаимодействия НКО с субъектами коммерческой деятельности. Третий сектор как сфера, где происходит компенсация негативных последствий исключительно государственной или исключительно рыночной форм организации социального воспроизводства, в некоторой степени существует всегда, в любом обществе, при любом типе государства и экономического строя. Другое дело, что в общественных системах, в которых само отношение между рынком и государством носит неравномерный характер (т. е. когда одна из сторон приобретает гипертрофированное значение), его возможности и функции более ограничены. Кризис в экономической и политической сферах обостряет старые и способствует появлению новых социальных проблем. Россия сегодня уже отказалось от многих функций патронажа или выполняет их по-иному, хотя потребность в социозащитной деятельности сохраняется и даже расширяется. Очевидно, что система государственной социальной защиты объективно неспособна справиться с решением огромным комплексом накопившихся и постоянно возникающих новых проблем и выполнением безмерно расширяющегося объема функций, обусловленных вхождением в рынок. В этом случае вступают некоммерческие организации, которые как раз и призваны заполнить пробелы в подобных ситуациях. Подобное положение третьего сектора позволяет ему справляться с целым комплексом таких сложнейших социальных задач, как: · привлечение дополнительных ресурсов общества в сферу социального воспроизводства, при помощи иных, помимо налоговых, механизмов и дополнительных источников их аккумуляции; · мобилизация имеющихся ресурсов на более адекватных с общественной точки зрения принципах и направлениях их распределения; · воздействие на оперативное перераспределение средств, в соответствии с меняющейся социальной ситуацией и возникновением новых проблем; · реализация новаторских социальных программ, т. е. программ, которые еще не имеют общепризнанного статуса и всеобщей поддержки. Выполнение этой задачи способствует развитию и совершенствованию самой системы и качества социального воспроизводства. При этом, зачастую, осуществление подобных программ производится без мобилизации дополнительных общественных средств, за счет собственных моральных и интеллектуальных ресурсов и использования уже имеющейся инфраструктуры. Одним из основоположников исследований третьего сектора в экономике был немецкий экономист А.Вагнер, выделявший в экономике три сектора: государственный, частный и благотворительный. Согласно его идеям, благотворительный сектор необходим, чтобы устранить недостатки государственного и частного секторов экономики. Б. Вейсброд, американский экономист, отмечает, что «В каждом обществе существуют три важнейших формы институтов - государственный, частный и некоммерческий». Цели, преследуемые НКО, достаточно разнообразны и сосредоточены, как правило, в области удовлетворения духовных, социальных, политических потребностей населения. В экономике принята классификация деятельности организаций по отраслям и видам экономической активности. Коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) «Образование», «Здравоохранение и социальные услуги», «Прочие коммунальные и персональные услуги» отражают деятельность НКО, но по ним не удается точно определить границы некоммерческого сектора и получить достоверную статистическую информацию. Классифицировать НКО можно по целям, отраженным в их уставных документах. Например, политолог, член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека А.Ю. Сунгуров предлагает классифицировать НКО «по признаку их «фокусных групп»…с учетом того, на какого рода проблемы нацелена их деятельность»Сунгуров А. Организации-посредники в структуре гражданского общества: Некоторые проблемы политической модернизации России. Таблица 1 - Классификация НКО по целям деятельности
Именно к данной категории общественных благ принадлежат услуги социальной сферы. С одной стороны, они отличаются от услуг, оказываемых организациями других отраслей непроизводственной сферы, так как «создаются и предоставляются в интересах всего общества путем применения преимущественно умственного труда на основе оценки его с помощью показателей морально-этического характера». Механизм производства и потребления частично общественных благ позволяет сделать вывод, что рынок, в силу присущей ему экономической природы, учитывает лишь спрос отдельных потребителей на них. Согласно данной теории, некоммерческие организации возникают в ответ на неспособность коммерческого сектора удовлетворить спрос на общественные блага. В обществе существуют потребности, которые не в силах удовлетворить рынок, противопоставленные рыночным отношениям - духовные, культурные, потребности человека в общении, самореализации и т.п., т.е. расположенные на верхних уровнях пирамиды А.Маслоу. Их невозможно удовлетворить, покупая определенный товар или услугу. В обществе существуют определенные социальные слои (социально незащищенные пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, даже начинающие предприниматели), которые не могут в соответствии с рыночными принципами удовлетворить даже те собственные потребности, которые в силах обеспечить рынок (не имеют финансовой возможности приобрести необходимые им товары и услуги). Рыночный сектор заинтересован исключительно в максимизации прибыли и, по сути, не обеспечивает иных потребностей, кроме материальных. Они могут быть необходимыми и достаточными, но остаются однотипными (удовлетворение потребностей пирамиды А.Маслоу низшего порядка - еда, сон, безопасность, т.е. только необходимых для человека, но недостаточных). Причем рынок готов обеспечить удовлетворение данных потребностей отдельных людей и групп лиц только в соответствии с принципами товарно-денежного обмена. Недостатки этих обстоятельств компенсирует государство, регулируя рыночные отношения, имея сформированный преимущественно из налоговых отчислений рыночных субъектов бюджет, направленный на реализацию собственных специфических функций и нивелирование общественных проблем. Таким образом, государство за счет части бюджета и правового регулирования создает необходимые условия для существования отдельных социальных слоев (выплачивает пенсии и пособия, обеспечивает льготы) и общественных институтов (дотирует образование, медицину, которые можно получить бесплатно; финансирует научные исследования и сохранение культурных объектов, оказывает материальную поддержку начинающим предпринимателям и т.п.). Но условия, созданные государством, не являются достаточными. Вышеперечисленные составные части гражданского общества стремятся к созданию достаточных условий для достижения собственных целей «снизу», будучи неудовлетворенными условиями, созданными государством и рынком. Тогда возникают некоммерческие организации, призванные создать достаточные условия для удовлетворения определенных потребностей отдельных групп лиц и общественных институтов. Анализируя деятельность НКО, отметим, что многие услуги НКО оказывает безвозмездно, т.е. их не оплачивает потребитель. Но, учитывая то, что некоммерческие организации вынуждены функционировать, подчиняясь рыночным механизмам, мы предполагаем, что они могут оказывать услуги либо за плату, как и коммерческие организации, либо «условно бесплатно» (это и отличает их от коммерческих). Т.е. услуга является бесплатной для потребителя, но ее оплачивает третье лицо. Эту особенность третьего сектора можно назвать разделением покупателя и потребителя услуг. Рассмотрим данный вывод подробнее. Как правило, целевой группой НКО являются малообеспеченные и социально незащищенные слои населения - инвалиды, пожилые люди, дети и т.д. Конечный потребитель часто не имеет финансовых возможностей оплатить услугу НКО. Занятость преимущественно на добровольной основе позволяет НКО снизить издержки на заработную плату, но иные затраты при производстве товаров и услуг (транспортные расходы, аренда помещений и оборудования и т.п.) должны быть оплачены. Значит, стоимость оказанной бесплатной услуги включается в цену при формировании стоимости платных услуг, оказываемых НКО, и таким образом возмещаются затраты на создание товара или услуги, переданной конечному потребителю. Понесенные издержки может возместить государственный бюджет в рамках программ помощи НКО, благотворители и т.п., то есть те, кто являются покупателями данной услуги и не являются потребителями. Это своеобразный механизм перераспределения финансовых ресурсов между собственником (индивидом, институциональным субъектом) и их потребителем. Данный механизм, реализуемый НКО, является инструментом прямого и адресного перераспределения финансовых средств и сопряжен с минимальными удельными издержками доведения ресурса до конечного потребителя. Важным является и то, что действие данного механизма обусловлено волеизъявлением донора. Разделение потребителя и покупателя - существенная особенность, присущая только некоммерческому сектору, механизм, позволяющий выполнять НКО важнейшую функцию перераспределения материальных ресурсов. Некоммерческий сектор обеспечивает значительную долю занятости и самозанятости населения. Он более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения. Как видно из таблицы 1 в настоящее время в Российской Федерации в некоммерческом секторе трудится 382 000 человек, это является 0, 6 % от общего количества занятых в экономике страны.
|