Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения






В современной психологии отмечается важная роль типичных форм поведения (норм, паттернов, сте­реотипов) в регуляции социальных, социально-психоло­гических процессов, происходящих в обществе. Различ­ные группы нацелены на создание институтов, пропагандирующих определенные качества личности и способы их выражения, в том числе невербальные, эк­спрессивные, которые соответствуют образу жизнеде­ятельности этих групп, социальных страт. Невербаль­ные паттерны ролевого поведения, т. е. устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невер­бального поведения и проксемики общения, отличаю­щие одно ролевое поведение от другого, выполняют не только социальные функции регуляции, идентифика­ции, стратификации, адаптации, но и социально-психо­логическую функцию демонстрации отношения к само­му себе, принятия себя в данной роли и ожидания определенного поведения от других. В. А. Кузнецова (84) на примере создания образов в кино демонстриру­ет механизм контроля со стороны общества над невер­бальными компонентами ролевого поведения. С их по­мощью, т. е. с помощью социально-маркированных форм поведения, имеющих достаточно очерченный круг значений, общество осуществляет деление его чле­нов на «своих» и «чужих», относит к определенным социальным стратам, фиксирует статусно-ролевую позицию человека. Набор паттернов невербального пове­дения субъектов общения (возможность или невозмож­ность включения в паттерны определенных выражений лица, жестов, поз, прикосновений) указывает на их социокультурную принадлежность, статусно-ролевой репертуар. Социально-маркированные невербальные средства являются, прежде всего, индикаторами поло­возрастного и статусно-ролевого поведения. Социо­культурная разработка невербальных паттернов статус­но-ролевого поведения, так называемых «невербальных масок», осуществляется в направлении отбора совокуп­ности движений, делающих поведение человека соци­ально-приемлемым, успешным, привлекательным.

Несколько направлений психологии невербального общения занимаются изучением невербальных паттер­нов. Одно из них — это интерактивное направление психологии невербального общения, в котором ставит­ся задача описать устойчивые характеристики паттер­нов невербального поведения в социальной коммуни­кации. Из работ этого направления следует, что паттерны невербального общения включают комплекс направленных к партнеру или от него действий, визу­альный контакт или его отсутствие, взаимные прикос­новения или полное пространственное отчуждение.

Следующий подход, важный для нашего исследова­ния, — это сравнительное изучение невербального по­ведения представителей различных культур и этничес­ких групп. Результаты работ данного направления свидетельствуют о том, что необходимо отказаться от наивного представления об универсальности невербаль­ных компонентов выражения эмоций, чувств, отноше­ний и относиться к невербальным паттернам как к об­разованиям динамичным, подверженным влияниям социокультурных переменных. Подтверждают такие выводы данные о существовании так называемых «род­ных» и «иностранных» кинем ролевого поведения. Мимико-жестовые комплексы или кинесико-проксеми-ческие паттерны, не соответствующие «родным» паттернам невербального поведения, воспринимаются, в лучшем случае, в качестве фона, своеобразного «шума», в худшем варианте — как неадекватные, неприемле­мые, недостойные, вульгарные формы поведения.

К первым фундаментальным экспериментальным исследованиям, фиксирующим влияние культурных различий на формирование паттернов невербального поведения, относят сравнительные исследования Д. Эф­рона. Не меньшее значение для понимания культурной специфики невербального поведения имели исследова­ния Е. Холла. Еще одна традиция исследования невер­бального поведения в межкультурном плане сформиро­валась на основе исследований Р. Бердвистелла. Особое значение в формировании взглядов на роль культурных факторов в создании невербальных паттернов поведе­ния сыграли исследования экспрессии эмоциональных состояний. Исходя из результатов этих работ, был сде­лан фундаментальный вывод о том, что различия в про­граммах выражения эмоций (паттернах) есть результат влияния культуры на правила проявления эмоциональ­ных состояний. Одновременно с этой точкой зрения существует взгляд на невербальные компоненты роле­вого поведения как на алгоритмы, устойчивые формы поведения, которые одинаковы не только у людей од­ной эпохи, одного круга, но и сходны у представителей различных культур. Эти невербальные компоненты ролевого поведения имеют межкультурный, межэтни­ческий статус.

Основной критерий, который используется исследо­вателями для определения индивидуальных и групповых паттернов невербального поведения, — это частота по­явления определенных совокупностей невербальных элементов у одного человека или у группы лиц в различ­ных ситуациях общения. На основе этого параметра установлено, что существуют паттерны невербального поведения, соответствующие дифференциально-психо­логическим (пол, возраст, темперамент, ведущие эмоци­ональные состояния, акцентуации характера, патологические изменения личности) и социально-психологи­ческим характеристикам человека (статус, роль, типич­ные отношения).

Исходя из результатов многочисленных работ, вы­полненных как в русле межкультурных, так и кросс-культурных подходов к изучению паттернов невербаль­ного поведения, можно заключить, что структура невербального паттерна состоит из взаимосвязанных индивидных, личностных форм поведения с групповы­ми, социокультурными и межкультурными. Невербаль­ные паттерны ролевого поведения являются, с одной стороны, заданными и ограниченными рамками соци­альной, этнической группы, а с другой стороны, в них входят совокупности элементов, которые имеют меж­культурный, межэтнический, межролевой статус. По­этому элементы невербального поведения, имеющие различное происхождение, отличаются мерой динамич­ности — устойчивости, мерой толерантности относи­тельно внешних и внутренних воздействий. К сделан­ным выводам следует добавить также вывод о том, что трактовка паттернов невербального поведения в на­правлении заданных культурных, этнических, соци­альных ориентиров будет определяться тем, насколько оно включено в качестве социального регулятора во взаимодействие людей, существует ли у партнеров не просто «доминанта» на невербальное поведение, а со­циокультурная, статусно-ролевая, поло-ролевая «доми­нанта — ожидание».

В соответствии с культурой, этнической, социальной, групповой принадлежностью складываются, в первую очередь, паттерны половозрастного и статусно-ролево­го поведения. Поэтому они наиболее устойчивые обра­зования в структуре поведения человека, выполняющие важные социокультурные и социально-психологичес­кие функции. В этой связи к ним постоянно обраща­ются имиджиологи, специалисты по созданию образа человека, конфликтологи и т. д.

Исследования, направленные на обнаружение меж­этнических, межкультурных различий в паттернах не­вербального поведения, выполнены, главным образом, западными психологами на материале сравнения запад­ных и восточных культур. В этих работах зафиксиро­ваны кинесико-проксемические паттерны ролевого поведения, свойственные для данных культур. Так как сравнительные социо-этнопсихологические исследова­ния невербальных компонентов общения практически отсутствуют в отечественной психологии, то невозмож­но определить масштабы распространения на террито­рии России форм поведения, выявленных западными психологами, их соответствие российской ментальнос-ти. Кроме этого, ситуация, сложившаяся в сфере меж­национальных отношений, заставляет разворачивать • исследования этнического самосознания, ядром которо­го являются представления о характерных чертах и особенностях поведения своего и чужого народа. Со­циальная психология все чаще обращается к данному феномену, понимая, какую огромную роль играют в эскалации затруднений, конфликтов не только реально существующие, но и представляемые поведенческие модели. Особенно важны такого рода исследования для решения психологических проблем, конфликтов на Северном Кавказе. Как известно, невербальные компо­ненты общения, невербальные ритуалы, невербальные табу играют большую роль в статусно-ролевом, в поло­возрастном общении народов Северного Кавказа (20, 21). Но они практически не изучены в рамках экспери­ментальной этно-социопсихологии.

Изучение невербальных паттернов поведения сопро­вождается рядом проблем, подробный ана\из которых представлен в предыдущих главах этой книги. Поэто­му в данной статье мы не будем останавливаться на проблемах фиксации и кодирования невербальных пат­тернов поведения, а перейдем к их эмпирическому изучению, предложив для этих целей методику, включаю­щую вербальные и графические способы фиксации

различных элементов и компонентов невербального поведения и проксемики общения.

Цель настоящего исследования провести сравнитель­ное изучение представлений о невербальных паттернах ролевого поведения. В данной работе ставится задача рассмотреть представления о невербальных паттернах трех ролевых позиций: «коллега», «ученик», «родствен­ник». Выбранные социальные роли охватывают широ­кий круг отношений и обнаруживают себя в различных ситуациях взаимодействия.

Исходя из данных, полученных в психологии невер­бального общения, нами сформулировано предположе­ние, что в каждой этнической группе представления о невербальных паттернах ролевого поведения включают совокупность элементов, относящихся к различным структурам невербального поведения. Под влиянием этноролевого фактора изменяются некоторые элемен­ты невербальных паттернов (рисунок поведения), пси­хологические нюансы, но остается неизменной сово­купность элементов, принятых для выражения ролевой позиции в межэтническом пространстве общения.

В эксперименте приняли участие учителя сельских и городских школ Кабардино-Балкарии (балкарцы, ка­бардинцы, русские), в возрасте от 19 до 55 лет, женщи­ны, всего 300 человек. В сборе данных принимала уча­стие аспирантка факультета психологии Ростовского университета М. Т. Ногерова. Все этнические группы имели равный количественный состав и соотношение участников исследования по возрастному критерию. Каждый участник исследования принимал в нем учас­тие трижды. В процессе каждой встречи он давал отве-|ты на вопросы разработанной нами методики «Невер-I бальные характеристики общения» (см. приложение 4). Инструкция к опроснику выглядела следующим обра­зом: «Как известно, каждый человек использует различ­ные средства для установления контакта с другими людьми. Самыми распространенными средствами об­щения являются речевые и неречевые (мимика, жесты, позы и. т. д.). Ниже перечислены неречевые характери­стики поведения. Ваша задача заключается в том, что­бы выбрать из предлагаемого списка характеристик неречевого поведения те, которые, как Вы считаете, соответствуют определенным нормам общения колле­ги, ученика, родственника».

Каждый раз участнику исследования предлагалась в инст­рукции одна из ролевых позиций. Список характеристик невербального поведения был составлен в соответствии с представлениями о структуре невербального поведения. В него вошли элементы такесической, кинесической, про-ксемической подструктур невербального поведения. Эле­менты такесики, кинесики были представлены в виде их вербальных описаний (например, обнимать; целовать; смотреть в глаза; скользить взглядом по другому челове­ку; сидеть слегка наклонившись вперед; сидеть, скрестив руки на груди, забросив одну ногу за другую; держать руки в карманах; прикрывать рот рукой; выражать ра­дость; выражать гнев; говорить быстро и т. д.). Основные компоненты проксемики были даны в графическом виде и сопровождались дополнительными указаниями к инст­рукции: «После того как Вы выбрали из 53 характеристик неречевого поведения те, которые с Вашей точки зрения должны быть присущи «коллеге», «ученику», «родственни­ку», укажите, пожалуйста, на расположение партнеров относительно друг друга, которое может быть, на Ваш взгляд, когда общаются: 1) коллеги; 2) учитель и ученик; 3) родственники. На схеме приведены условные обозначе­ния расположений от «лицом к лицу» до «спина к спине»; под каждым «рисунком» указан номер. Занесите в опрос­ный лист номера рисунков, выбранных Вами, для каждо­го вида ролевого общения: 1) коллеги; 2) учитель — уче­ник; 3) родственники».

После выполнения предыдущего задания каждому участ­нику эксперимента предлагалось: «Выберите расстояние между партнерами, которое должно быть, если общаются коллеги, учитель — ученик, родственники. Для того что­бы Вам легко было выполнять данное задание, посмотри­те на рисунки, на которых изображены различные виды расстояний. Рисунки пронумерованы. Выберите 2—3 рисунка для каждой ролевой позиции и занесите их номера в соответствующие разделы опросного листа: «коллеги», «учитель — ученик», «родственники».

Собранные с помощью вышеприведенной методики серии данных (на «коллегу», «ученика», «родственни­ка») обрабатывались по программе «описательных ста­тистик», математической процедуры ANOVA (двухфак-торный дисперсионный анализ Фридмана), с помощью процедуры знаковых рангов Уилкоксона.

Результаты исследования

На основе частотного анализа ответов участников исследования получены невербальные паттерны ролево­го поведения: «коллеги»; «ученика»; «родственника». Из данных, приведенных в табл. 39, следует, что частота выбора элементов невербального поведения зависит от ролевой позиции партнера, что структура паттернов невербального поведения изменяется в соответствии с теми представлениями — ожиданиями, которые соответ­ствуют определенным статусно-ролевым характеристи­кам партнера. Невербальные паттерны ролевого поведе­ния «коллеги», «ученика», «родственника», составленные представителями различных этнических групп (балкар­цами, кабардинцами, русскими), сравнивались между собой с помощью Z критерия Уилкоксона. В результате математического анализа частот выбора характеристик невербального поведения для определенных ролевых позиций представителями различных этнических групп были получены данные, свидетельствующие о существо­вании значимых различий. Математические расчеты по­казали, что во всех этнических группах существуют зна­чимые различия в частотах выбора характеристик невербального поведения для определенных ролевых позиций.

Качественный анализ невербальных паттернов роле­вого поведения осуществлялся на основе, во-первых, положения о том, что определенную психологическую интерпретацию получает тот или иной паттерн невер-

Таблица 39

Результаты оценки влияния ролевого фактора на частоту

выбора элементов невербального поведения (по методике

двухфакторного дисперсионного анализа Фридмана)

Friedman analysis of VFR1. К, VFR1. U, VFR1. R no 72 REP
Level Sample Size Average Rank
    1 68750
    1 74306
    2 56944
Test statistic = 35. 7527 Significance level = /. 7235E-8

Пояснения 1 — К — коллега, 2 — U — ученик, 3 — R — родственник — ролевые позиции

бального поведения благодаря структурированию его элементов во времени и пространстве, благодаря его внутренней целостности и завершенности. Во-вторых, на основе положения о психосемантическом простран­стве отдельных элементов, которое изменяется (сужа­ется или расширяется) за счет взаимосвязи конкретных элементов друг с другом. Кроме этих особенностей не­вербального поведения следует напомнить также и о том, что ряд элементов невербального поведения, входящих в его многообразные подструктуры, имеют различный «рисунок», но одно и то же психосемантическое поле или весьма близкое по своему психологическому значе­нию. Все эти особенности невербального поведения наводят на мысль о том, что могут быть различия в ча­стоте выбора того или иного элемента невербального поведения внутри его подструктур («кинесики», «кон- I такт глаз», «прикосновения», «проксемика», но отсут­ствовать различия в психосемантических полях или отсутствовать различия в частоте выбора элементов, имеющих одно и то же психологическое значение, но отличающихся по своему «рисунку».

Учитывая особенности невербального поведения, выделенные выше, обратимся к анализу ролевых пат­тернов невербального поведения, полученных в различ­ных этнических группах В табл. 40 занесены те элемен­ты невербального поведения, частота выбора которых соответствует верхнему квартилю в суммарных стати­стиках, рассчитанных для каждой этнической группы по всем ролевым позициям. Это означает, что от 75 до 100% участников исследования, принадлежащих к раз­личным этническим группам, выбрали именно эти эле­менты, описывая паттерны невербального поведения.

Как видно из приведенной табл. 40, во всех этничес­ких группах большинство из участников исследования апеллировали к тем элементам невербального поведе­ния, которые в своей совокупности демонстрируют уважительное отношение к другому человеку. Заслужи­вает внимания также и тот факт, что участники иссле­дования, независимо от их этнической принадлежнос­ти, четко представляют проксемические компоненты паттерна ролевого поведения.

Невербальный паттерн ролевого поведения «колле­ги» — это сочетание проксемических компонентов общения, отсутствие всех видов прикосновений к парт­неру, умеренная функциональная (паралингвистиче-ская) жестикуляция. Комплекс элементов невербально­го поведения сообщают полученному паттерну его основной психологический смысл: уважение к партне­ру, сдержанность в общении, внимание к собеседнику, отсутствие яркого проявления как чувства симпатии, так и антипатии (эмоциональный нейтралитет).

В группе «балкарцы» наряду с теми элементами не­вербального поведения, которые выделены представи­телями всех этнических групп, включены в паттерн невербального поведения «коллеги» ряд характеристик позы, что придает паттерну невербального поведения дополнительный психологический смысл, «коллега» выглядит сдержанным, скромным и гордым.

Таблица 40 Типичные ролевые паттерны невербального поведения в различных этнических группах

Элементы невербального поведения (НП)

Ролевые паттерны невербального поведения

Продолжение табл 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жесты   использовать жесты, подчеркивающие слова + + + + + + + + +
  использовать жесты для описания предметов + + + + + + + + +
  брать под руки             + + +
  выражать радость + + + + + + +   +
Мимика   выражать гнев           +      
  выражать удивление + + + + + + + +  
  выражать страдание   + +       + + +
  выражать восхищение + + + + + + + + +
  выражать любовь + +   + +   + + +
Экстра линг­вист   говорить быстро   +              
  говорить медленно   +     + +   +  
  говорить громко         +        
  смеяться + + + +   +   + +
  сидеть близко лицом к лицу + + + + + + + + +
Прок-семика   сидеть лицом к лицу наискосок друг от друга + + + + + + + + +
  сидеть лицом к лицу под прямым углом друг к ДРУГУ + + + + + + + + +
Прок-семика   сидеть, повернув лица в одну сторону + + + + +          
  находиться на таком расстоянии, чтобы, вытянув руки по направлению друг к другу, можно было слегка прикоснуться к партнеру + +                
  находиться на расстоянии двух вытянутых рук         + +        
  расстояние немного дальше одной вытянутой руки +   + +   +        
6? находиться на расстоянии одной вытянутой руки +   +              
  находиться на расстоянии одного локтя +         + +      
М Объем паттерна невербального поведения                    
                                               

В паттерне невербального поведения «коллеги», со­ставленного «кабардинцами», имеется также ряд эле­ментов (характеристики позы, темп речи), которые от­личают их представления о невербальном поведении коллеги от представлений балкарцев и русских. Эле­менты невербального поведения, которые выделены только группой «кабардинцы», придают ролевому пат­терну невербального поведения дополнительный психо­логический смысл: «коллега» выглядит более раскован­ным, доброжелательным, направленным к партнеру, чем в представлениях группы «балкарцы».

Такие же элементы невербального поведения, как и в группе «кабардинцы», включены группой «русские» в ролевой паттерн поведения «коллеги». Наряду с эти­ми признаками в него вошли те, которые характерны для группы «балкарцы». Совокупность элементов не­вербального паттерна поведения «коллеги», полученных в группе «русские», указывает на его промежуточное положение между паттернами, составленными группа­ми «кабардинцы» и «балкарцы». Следовательно, и поле психологических значений паттерна невербального поведения «коллеги» придает ему иной психологичес­кий смысл, отражает другие ожидания. С точки зрения русских, невербальный паттерн ролевого поведения коллеги должен создавать впечатление о нем как о вни­мательном человеке, уважающем других, проявляющем интерес к собеседнику и, одновременно, выражающем самые разнообразные чувства, демонстрирующем ис­кренность и раскованность, но все-таки соблюдающем дистанцию.

Рассмотрим далее представления о невербальных паттернах поведения «ученика» (см. табл. 40). С точки зрения большинства членов группы «балкарцы», ученик может включать в свое поведение следующие элемен­ты: смотреть в глаза, смотреть в лицо; сидеть, положив руки перед собой; использовать жесты, чтобы подчер­кнуть сказанное и описать предметы; выражать радость, удивление, восхищение, любовь; смеяться; использовать различный угол ориентации по направлению к партне­ру или от него; находиться на расстоянии одной-двух вытянутых рук. В группе «кабардинцы», кроме перечис­ленных элементов невербального поведения, отмечают­ся следующие: смотреть пристально (имеется в виду внимательно); приподнять голову вверх (видимо, смот­реть на учителя); говорить медленно и громко; сидеть, слегка наклонившись вперед. В то же время большин­ство участников исследования, принадлежащих к груп­пе «кабардинцы», не включают в паттерн невербально­го поведения ученика такой элемент, как смех. Представления «русских» о невербальном поведении ученика, с одной стороны, включают большинство из тех элементов, которые введены в паттерн невербаль­ного поведения ученика в группах «балкарцы» и «ка­бардинцы», а, с другой стороны, — в представлениях русских имеются элементы, которые придают паттер­ну невербального поведения «ученика» дополнитель­ный психологический смысл: ученик может выражать гнев, но ему не обязательно смотреть на учителя и вы­ражать любовь.

Таким образом, если сравнить паттерны невербаль­ного поведения «ученика», составленные в каждой эт­нической группе, то можно сделать вывод о том, что они включают те элементы, которые свидетельствуют о внимательном отношении и входят в неписаные пра­вила «хорошего» поведения. Большинство учителей, принадлежащих к различным этническим группам, не включили в невербальный паттерн поведения ученика такое выражение лица, как страдание. Ученик может демонстрировать радость, удивление, восхищение, лю­бовь, но только не страдание. Он также не должен сме­яться, по мнению большинства участников исследова­ния. Наиболее требовательной к поведению ученика выглядит группа «кабардинцев». В ней чаще, чем в дру­гих группах, фиксируются движения, свидетельствую­щие о внимании, уважении и любви. За ней по данно­му критерию следует группа «балкарцы», и замыкает этот ряд группа «русские». Невербальный паттерн ро­левого поведения, составленный данной группой и от­ражающий ожидания русских учителей относительно поведения ученика, свидетельствует о том, что учени­ку «разрешено» гневаться и от него не «требуется» проявление любви.

Первое, что необходимо отметить, сравнивая невер­бальные паттерны поведения «родственника», получен­ные в различных этнических группах, так это то, что они существенно отличаются по своему психологичес­кому смыслу от паттернов поведения «коллеги» и «уче­ника». В паттерны невербального поведения «родствен­ника» вошли элементы, относящиеся к такесической структуре невербального поведения, которые свиде­тельствуют о дружеских, доверительных отношениях. Второе, паттерны невербального поведения «род­ственника, созданные в различных этнических группах, не столько отличаются психологическими значениями элементов, образующих их, сколько «внешним рисунком» проявления родственных чувств. В представлениях бал­карцев «родственник» проявляет свои чувства более сдер­жанно, чем в представлениях кабардинцев, которые вклю­чают в репертуар невербального поведения поцелуй.

Таким образом, исходя из данных, приведенных в табл. 40, и выполненного нами сравнительного анализа паттернов невербального поведения, созданных каждой этнической группой, можно сделать предварительный вывод: статистически зафиксированные значимые раз­личия в паттернах невербального поведения между эт­ническими группами возникают за счет предпочтений в выборе тех или иных элементов невербального пове­дения, относящихся к одной и той же подструктуре и имеющих идентичный психологический смысл, но от­личающихся «внешним рисунком». Эти предпочтения в выборе элементов невербального поведения говорят о том, что в каждой этнической группе существуют типичные представления о невербальном репертуаре поведения партнера, о способах выражения своей ролевой позиции и соответствующей ей системы отноше­ний. Описанный невербальный репертуар поведения отличается «рисунком» движений, способом и интен­сивностью выражения отношений и чувств.

Полученные данные говорят в пользу одного из из­вестных положений П. Экмана о том, что различия в паттернах, программах невербального поведения есть результат влияния культуры на правила проявления эмоций, чувств, отношений. Иными словами, различия в представлениях о невербальном поведении партнера между этническими группами возникают за счет того, что каждая этническая группа проявляет к определен­ным поведенческим элементам повышенную сензитив-ность. Поэтому паттерны невербального поведения, составленные каждой этнической группой, отличаются друг от друга формально-структурными характеристи­ками (рисунком поведения), психологическими нюан­сами, но не психологическим значением, подчеркива­ющим ролевой статус.

Чтобы удостовериться в справедливости сделанных выводов, обратимся к сравнительному анализу частот выбора элементов невербального поведения, которые входят в нижний квартиль, отмеченный в суммарных статистиках, рассчитанных для каждой этнической группы.

В табл. 41 приведены элементы невербального пове­дения, которые выбраны в качестве характерных для определенного ролевого поведения менее чем 25% уча­стников, принадлежащих к различным этническим группам. Исходя из того, что частота выбора элементов невербального поведения, представленных в табл. 41, является существенной для изучаемых групп, но нети­пичной, назовем паттерны невербального поведения, состоящие из них, «нетипичными» для изучаемых эт­нических групп.

Представители изучаемых этнических групп с завид­ным постоянством не включают в паттерн невербаль­ного поведения «коллеги» такие элементы невербального поведения, как: класть руки на плечи и шею партне­ра, скользить глазами по телу партнера, иметь напря­женную позу, втягивать голову в плечи, сжимать руки в кулаки, выражать страх, сидеть спиной к партнеру или наоборот — очень близко лицом к лицу. Не трудно заметить, что именно эти параметры невербального поведения рассматриваются большинством авторов как нежелательные для использования в общении, как ком­плексы проксемико-кинесических элементов поведе­ния, затрудняющих деловую коммуникацию.

Учителя, принявшие участие в исследовании, едино­душно считают, что в паттерн невербального поведения ученика не должны входить такие элементы, как: класть руки на плечи, шею; отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера; сидеть скрестив руки на груди и забросив ногу на ногу; втягивать голову в пле­чи; держать руки в карманах; прикасаться к различным частям лица; потирать лицо и другие части тела; дер­жать руки на бедрах; брать под руки; сидеть спиной к партнеру или очень близко лицом к лицу. Совокупность нежелательных для демонстрации учеником элементов невербального поведения несколько отличается от «не­желательного» паттерна невербального поведения «кол­леги». Имеющиеся различия касаются увеличения «за­претов» на использование в общение с учителем такесических элементов, ряда жестов и некоторых ви­дов контакта глаз. Думается, так как участниками ис­следования были учителя, то вполне вероятно, что еди­ногласно отмеченные ими «нежелательные» для общения ученика элементы невербального поведения отражают поведенческие запреты во взаимодействии ученика с учителем.

«Нетипичный», не характерный для родственника паттерн невербального поведения: скользить взглядом по телу человека, иметь напряженную позу, опускать голову, втягивать голову в плечи, сжимать руки перед. собой и позади себя, потирать различные части лица и туловища, сидеть спиной друг к другу. Такие же элементы вошли в паттерны невербального поведения «колле­ги» и «ученика», что дает основание считать, что имен­но этот такесико-кинесико-проксемический комплекс поведения человека способствует возникновению за­трудненного общения Такое единство во мнениях уча­стников изучаемых этнических групп приводит к вы­воду о том, что есть достаточно устойчивые требования к поведению партнера, которые объединяют народы и являются основанием для нормального, т. е. незатруд­ненного общения между ними.

Несмотря на общность взглядов на поведение парт­нера в ролевом общении, имеются некоторые отличия между этническими группами в выборе элементов не­вербального поведения, не характерных для описывае­мых ролевых позиций (см табл. 41). Так, такое поведе­ние, когда партнер отводит глаза при встрече с глазами партнера, в большей степени неприемлемо для русских, чем для балкарцев и кабардинцев. Данный факт может быть интерпретирован как культурная традиция (у рус­ских смотреть в глаза, а у балкарцев и кабардинцев при определенных обстоятельствах отводить их в сторону). Кабардинцы и русские не включают в паттерн невер­бального поведения «родственника» напряженную позу, такой элемент, как «голова втянута в плечи». Ка­бардинцы и балкарцы в отличие от русских не включа­ют ни в один невербальный паттерн ролевого поведе­ния такой жест, как «держать руки в карманах» Для балкарцев и кабардинцев является неприемлемым не­вербальное поведение ученика, если он сидит, скрестив руки на груди и забросив одну ногу на другую. Русские относятся к демонстрации учеником такой кинесики с меньшим негативным оттенком. На наш взгляд, такие различия в сензитивности между изучаемыми этничес­кими группами обусловлены полем психологических значений этого кинесического паттерна поведения (он выражает отчужденность, высокомерие, агрессивность и может выражать состояния страха, тревоги, неуверен­ности) В зависимости от сочетания этого кинесическо-

Таблица 41 «Нетипичные» ролевые паттерны невербального поведения в различных этнических группах

 

 

 

 

 

 

 

Под сгрук туры Н П № эле мен та Элементы невербального поведения (Н П) Балкар цы Кабар динцы Русские Балкар цы Кабар динцы Русские Балкар цы Кабар динцы Русские
Ролевые паттерны невербального поведения коллега ученик родственник
Таке сика   целовать + + + +   +      
  класть руки на шею, плечи ит д +   +            
Взгляд   отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера     +   + + + + +
  скользить взглядом по другому человеку             +    
Поза   сидеть, скрестив руки на груди и забросив одну ногу на другую       + +        
  напряженная поза               + +
  i олову опустить вниз         +        
  голову втянуть в плечи   + +   + +   + +

■ о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жесты   держать руки перед собой крепко сжатыми +       +   + + +
  держать руки сжатыми за спиной + + + + + + + + +
  держать руки в карманах       + + +   + +
  прикрывать рот рукой +       + + +   +
  прикасаться рукой к различным частям лица     + + + + + + +
  потирать различные части лица и туловища + + + + + + + + +
  перекрещивать руки на груди       +          
  интенсивно жестикулировать               +  
  держать руки на бедрах + + + + + +     +
  брать под руки           +      
Проксе-мика   сидеть спиной к спине + + + + + + + + +
  находиться на близком расстоянии (максималь­ный контакт тела)   +             +
М объем паттерна Н П                  

го паттерна с другими элементами невербального пове­дения происходит выбор «нужного» значения из всего поля психологических значений невербального поведе­ния и в соответствии с этим выбором включение в пат­терн или исключение элемента невербального поведе­ния из невербального паттерна ролевого поведения.

В целом, поле психологических значений элементов, систематически не включаемых в невербальные паттер­ны, состоит из тех значений, которые обозначают та­кие характеристики личности, как повышенная тревож­ность, неуверенность (отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера; иметь напряженную позу; втягивать голову в плечи; прикасаться руками к различ­ным частям лица; потирать различные части лица, ту­ловища, рук), и такие отношения, как неприязненные, доминантные (скользить взглядом по другому человеку; сидеть, скрестив руки на груди и забросив ногу на ногу; держать руки в карманах; сидеть спиной к спине), или отношения, свойственные интимному общению (класть руки на плечи, шею; общаться на очень близком рас­стоянии, соприкасаясь частями тела).

Таким образом, в изучаемых этнических группах, во-первых, не принято демонстрировать в ролевых пози­циях «коллега», «ученик», «родственник» такое невер­бальное поведение, которое свидетельствует о стремлении доминировать, или такие его элементы, ко­торые появляются только в ситуации близких, интим­ных отношений, либо такую кинесику, которая имеет место тогда, когда человек встревожен, не уверен в себе, стремится к подчиненной позиции. Во-вторых, вы­деленные «типичные» и «нетипичные» комплексы эле­ментов невербального поведения являются основой возникновения общения, которому можно найти мес­то на шкале «эффективное — затрудненное», или ба­зой для формирования взаимоотношений, располагаю­щихся на шкале «дружба—вражда», или условием форм взаимодействия «контакт — конфликт». Именно эти комплексы признаков являются общими для всех ролевых позиции и свидетельствуют о наличии некого про­странства межэтнического общения, объединяющего эт­нические группы, говорят о совместимости представле­ний — ожиданий определенного поведения партнера.

В-третьих, психологическое содержание каждого паттерна невербального поведения раскрывается при условии отношения к нему как к целостному динами­ческому явлению, включающему совокупность взаимо­связанных и взаимосовместимых элементов. Различия, детерминированные этническим фактором, могут быть объяснены только при условии качественного анализа паттернов невербального поведения, так как различия в частоте выбора элементов невербального поведения не являются в полной мере показателями различий в психологических значениях невербальных паттернов ролевого поведения. В-четвертых, в каждой этнической группе существуют типичные представления о невер­бальном репертуаре поведения партнера, о способах выражения своей ролевой позиции и соответствующей ей системы отношений. Описанный невербальный ре­пертуар поведения отличается «рисунком» движений, способом и интенсивностью выражения отношений и чувств, следовательно, психологическими нюансами, но не полем психологических значений, соответствующих определенной ролевой позиции партнера.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал