Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенная конкуренция






Совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, в которой ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену.

При этом конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:

1. Большое число фирм, производящих однородную продук­цию:

· размеры отдельной фирмы по сравнению с общим объемом рынка ничтожно малы: менее 1%;

· незначительное влияние со стороны фирмы на цены;

· исключается соглашение между фирмами.

2. Однородность производимой продукции разных предприятий в составе данного сектора. Однако это простое условие сложно реализовать на практике, так как совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и других признаков.

3. Отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.

4. Равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характери­стиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.

5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мо­бильность факторов производства).

6. Рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

То есть главным отличием этого рынка является то, что покупателям стандарт­изированных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, кон­курентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно про­данного картофеля, возрастает до 2%, это никак не повлияет на рыночную цену.

Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.

Поэтому спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совер­шенной конкуренции является абсолютно эластичным, и кривая спроса представляет собой горизонтальную линию (Рис. 38). Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене Р0 илиниже ее, но не выше этой цены. При любой цене, превышающей Р0, объем спроса равен нулю, фирма поте­ряет своих клиентов. Так как конкурентной фирме не выгодно продавать продукцию по более низкой цене, то он будет ориентироваться на цену Р0, то есть на рынке совершенной конкуренции цена является заданным параметром, не зависящую от продаваемого объема продукции.

Рис. 37. Линия спроса конкурентной фирмы на рынке совершенной конкуренции

Можно выделить две оснонвые задачи, которые решаются на рынках совершенной конкуренции:

1) участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продуктов, который наиболее предпочтителен и полезен для потребителей;

2) производство осуществляется с минимальными для об­щества издержками.

Таким образом, рынок является совершенно конкурентным, если все продав­цы в отрасли – совершенные конкуренты, и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о це­нах и действует независимо и объем его спроса относительно мал.

Примеры рынка совершенной конкуренции: сельское хозяйство, лесная промышленность, челночная торговля.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал