Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
НЕСОвершенная конкуренция ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Несовершенной конкуренцией является конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: § чистая монополия, § олигополия, § монополистическая конкуренция. Кроме основных типов несовершенной конкуренции, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия. Разберем основные типы рынка несовершенной конкуренции более подробно.
Чистая монополия Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия, представляющая собой крайний случай несовершенной конкуренции. Отличительными признаками рынка чистой конкуренции являются: 1. Наличие единственного продавца на рынке, то есть предложение всей отрасли совпадает с предложением фирмы-монополиста. 2. Производимый товар не имеет близких заменителей: уникальность продукта. То есть у покупателя не существует альтернативного выбора в покупки, а у производителя нет необходимости рекламировать свой товар. В тех случаях, когда чистые монополии, выпускающие продукт общественного пользования, рекламируют его, то это делается для поднятия своего престижа и рейтинга компании. 3. Установление цены. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выступает как «принимающая цену», то чистый монополист диктуе т цены. Линия спроса на продукцию фирмы монополиста будет иметь стандартный вид кривой спроса с отрицательным наклоном (рис. 38) и совпадает с линией рыночного спроса на данный товар. Продавец обладает монопольной властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска. 4. Барьеры для вступления в отрасль. Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически. При этом монопольное положение фирмы может быть естественным или искусственным. Это зависит от следующих причин:
Рис. 38. Линия спроса фирмы - монополиста
1. Экономия от масштаба. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем несколькими, то данная отрасль считается естественной монополией. Фирмы становятся естественными монополиями благодаря экономии от масштаба. Естественная монополия представлена обычно крупными предприятиями с наивысшей производительностью и минимальными затратами. Долгосрочные средние затраты достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Примерами естественной монополии могут служить муниципальные коммунальные службы, предприятия общественного пользования. 2. Контроль над редкими и очень важными ресурсами. Пример монополии, обладающей исключительным правом на ресурсы, является компания «Де Бирс», которая уже давно монопольно владеет крупнейшими алмазными рудниками в Южной Африке и поэтому контролирует мировой рынок алмазов 3. Государственное ограничение притока новых производителей, создание барьеров для вступления новых производителей путем выдавчи патенты и лицензий. Патенты сыграли большую роль в развитии таких фирм как «Ксерокс», «Истман Кодак», «Сони», «Полароид» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит фактором усиления монопольной власти. Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными признаками, фирму принято считать чистым монополистом (или просто монополистом), если она выступает в качестве единственного производителя данного товара, выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Монополистическая конкуренция — это тип рыночной структуры близкий к совершенной конкуренции, а олигополия — ближе к монополии.
Олигополия Олигополией, являющейся одним из типов рынка несовершенной конкуренции, называют рыночную ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено. Основные черты рынка олигополии: 1. Наличие небольшого числа фирм в отрасли. Чем выше уровень концентрации производства, тем большая доля приходится на небольшое число фирм-лидеров. Рынок в этом случае приближается к монополии. Самый распространенный способ измерения степени концентрации производства состоит в определении доли четырех ведущих фирм в общем объеме производства или продаж продукции данной отрасли в стране. Примеры олигополии: производство стали, автомобильный рынок, табачный рынок, рынок бытовой техники. 2. Высокие барьеры для вхождения в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу. 3. Всеобщая взаимозависимость. Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов. Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью. Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополистов: · ценовая война, представляющая собой один из вариантов некорпоративного поведения фирм-олигополистов: каждая фирма самостоятельно определяет объем выпуска и уровень цен, что приводит к ценовой войне как ответной реакции других фирм. Ценовая война – это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка Нагляднее всего ценовую войну можно проследить на примере дуополии. Дуополия является простейшим случаем олигополии, где участвуют два производителя данного вида товара. Каждый из производителей может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на этот продукт. Эта рыночная структура довольно часто встречается на региональных рынках, она отражает все характерные черты олигополии с несколькими участниками; · сговор (один из вариантов корпоративного поведения фирм-олигополистов). При корпоративном поведении образуются картели, представляющие собой группу олигополистов, согласующие между собой решения по поводу объемов выпуска или цен на продукцию.
Монополистическая конкуренция Следующая разновидность рынка несовершенной конкуренции – это монополистическая конкуренция. Ей свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. По существу она представляет собой совершенную конкуренцию плюс дифференциация продукции. Признаки монополистической конкуренции: 1. Значительное число фирм на рынке и высокая степень 2. Фирмы производят дифференцированные продукты. 3. Фирмы рекламируют и продвигают на рынок свои товары. 4. Новые фирмы легко могут войти в данную отрасль. 5. Каждая фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому имеет очень ограниченный контроль над ценой. 6. Невозможен тайный сговор с целью искусственного повышения цен или ограничения производства. 7. На рынке монополистической конкуренции можно не учитывать реакцию конкурентов, так как влияние действий одной фирмы на всех остальных очень незначительно. Таким образом, монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, которая предполагает наличие большого числа фирм, для нее характерна легкость входа в отрасль и выхода из нее. Однако продукция различных фирм дифференцирована. Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Примеры монополистической конкуренции: предприятия розничной торговли, парикмахерские, производство одежды, кинотеатры.
|