![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свободное телоСтр 1 из 20Следующая ⇒
Редактор-составитель В.Ю.Баскаков Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике Институт общегуманитарных исследований Москва 2004 УДК 615.8 ББК 53.57 Б 58 Редактор-составитель Баскаков В.Ю. Свободное тело М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 — 224 с.
Тело — это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья Диапазон содержания очень широк — от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фольклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю. Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.
ISBN 5-88230-086-Х © Составление, редакция, В. Баскаков © Дизайн, Институт обще гуманитарных исследований, 200 4
ПРЕДИСЛОВИЕ Свободное тело Идея названия Хрестоматии " Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: " Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. — М.: Новый Акрополь, 1995. — с.И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии — оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос " владеешь ли ты своим телом? ", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам. Мы максимально дружны с нашим телом — в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия — ходьбу, езду на велосипеде. Но, осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам. Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, — о какой радости может идти речь? А впереди — старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, — нет сил. " Владеешь ли ты своим телом? ". В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами — биосинтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения рамок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классический массаж. Там тоже используется тело человека. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять признаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсенале приемы работы с телом человека. Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии — западный продукт, своей методологией базирующийся на позднем психоанализе или критике последнего. Для этого достаточно взять такие базовые конструкты этой области, как представление о " мышечном панцире", " структуре характера", механизмах их образования. Во-вторых, можно говорить о достаточно ограниченном числе приемов работы с телом этой области.
*Вспоминается, как в 80-е годы, в пору " запретности' психоанализа, большую позитивную роль в ознакомлении с концепцией психоанализа сыграла книга " Марксистская критика психоанализа".
Конечно, можно придумать любой " новый" прием работы с телом человека, но по мере его применения — он или отпадет за ненадобностью, или, что поразительно, будет найден в несуществующей пока своеобразной " Золотой книге приемов...". В-третьих, этой области свойственна особая таблица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной' " проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представлены в настоящей Хрестоматии в разделе " Структура характера". В-четвертых, за время существования телесно-ориентированной психотерапии сложился своеобразный ее язык. Попробуйте найти русский эквивалент понятию " facing" (от англ. face — лицо). " Пялинг"? " Мординг"? А понятиям " grounding" (от англ. ground — земля), " centring", " sounding"? Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначальному названию — телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижительно-оскорбительных " телеска" (попробуйте представить себе " эриксончик" вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных " телесная терапия" (хирургия?, физиотерапия?) и " телесное ориентирование" (бегание на время по местности с высунутым языком).
В.Баскаков, координатор Международной программы " Культура тела"
|