![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е. Горшкова. Выразительные движения. Танец души
Выразительные движения человека — неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движениями подразумеваются не только мимика, жесты рук, ног, головы, туловища, позы человека, характер его перемещений относительно других людей, но также и непроизвольные реакции его тела, такие как: напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания, его темп и т.п. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состояние, сообщить другому о своих переживаниях, намерениях, ожиданиях и пр. В связи с этим можно говорить о языке тела, языке выразительных движений, которые применяются как средство коммуникации с окружающими, средство самопознания и понимания другого. Однако в повседневной жизни язык тела используется чаще всего бессознательно. Поэтому случается, что в определенных ситуациях человек может вести себя так, как намеревается, не владеет собой, что он производит на окружающих совсем не то впечатление, какое хочет, и получает от них в ответ такие реакции, которых совсем не ожидает, а главное, не понимает, почему все происходит именно так. Становится очевидной важность осмысленного знакомства с языком выразительных движений, которое помогает человеку увидеть свои проблемы, понять себя самого и окружающих и, в связи с этим, открыть для себя возможность (при желании) изменить что-то в себе и в собственной жизни. В тренинге выразительные движения используются как основное средство самовыражения-самопознания и взаимодействия (общения) участников. Цель тренинга — через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний — развитие отношения к себе как самоценной чувствующей индивидуальности, принятие себя; через расширение " открытости" по отношению к партнеру — развитие умения чувствовать и принимать его, доверять ему; через совместную деятельность в группе — развитие умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия с другими. Некоторые принципы построения методики тренинга Упражнения тренинга носят танцевальный, музыкально-пластический характер. Танцевальная пластика в большинстве случаев не регламентируется установкой на воспроизведение известных танцевальных форм и стилей; она носит свободный, во многом импровизационный характер. Танцевальность движений обусловлена не формальными, а содержательными их свойствами: музыкальностью, образностью, полнотой индивидуального " проживания". Использование музыки в тренинге продиктовано ее глубинными связями с эмоционально-двигательной сферой человека. В упражнениях она служит не просто " эмоциональным фоном"; участникам рекомендуется сочетать свои движения с музыкой по темпо-ритму, динамике, интонационно и т.п. — с тем, чтобы усилить эффект телесных ощущений и связанных с ними переживаний. Для достижения эмоционально-телесного " резонанса" музыка подбирается специально под задачу упражнения (при этом в записи используется инструментальная музыка, как правило, без песенных текстов). Образное содержание упражнений — это смоделированные, символически выраженные эмоционально-пластические состояния человека, способы его взаимодействия с окружающим миром. Эти модели и символы носят более или менее обобщенный характер или приближаются к повседневным пластическим проявлениям человека, связаны с образным перевоплощением. Такое " оформление" упражнений позволяет участникам тренинга взглянуть на свои эмоционально-телесные состояния как бы со стороны и через них осмыслить свои личностные проблемы. Танец — это -форма, это не просто движение или композиция движений. Танец — это жизнь в движении, это " проживание" каждого мига движения. Человек (его " я") перестает быть чем-то внешним по отношению к собственным телодвижениям, он перестает " выполнять" их; движение " входит" в человека, пронизывает собой все его существо, и человек растворяется в безостановочном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Чем полнее удается достичь подобного " проживания", тем очевиднее становится, что? > го — не тело движется, это танцует душа. Каким же образом можно достичь подобного эффекта? Основой для разработки методики тренинга послужило положение о том, что внешние телесные проявления и внутренние переживания суть единое целое. Манера и характер движений человека отражает его личностные особенности. Поэтому воздействие на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечет изменения в движениях, пластике, осанке человека, в связи с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны, воздействие на движения, изменение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах, эмоциях. Отсюда — использование в тренинге двух " встречных", взаимодополняющих методов: — задавая определенную эмоцию (например, с помощью музыки), можно вызывать и развивать нужную выразительную пластику; — и наоборот, задавая определенное движение, можно пробуждать и укреплять соответствующее переживание, отношение. Понятно, что работа этих методов в большой мере зависит от " субъективного фактора", то есть от того, " принимает" ли человек то или иное упражнение, " погружается" ли в него. В связи с этим, обязательным становится требование к участникам стараться в ходе каждого упражнения двигаться свободно, " всем телом". Только при этом условии человек оказывается полностью (эмоционально) вовлеченным в исполнение и способным к наиболее непринужденному самовыражению. С этой целью при исполнении некоторых упражнений используется участие голоса (в виде пения, звукоподражаний, сопровождающих движения).
Структура тренинга и символика упражнений Трехдневный тренинг состоит из четырех циклов упражнений: — групповые " ритуальные танцы" (1-й день: 1-я половина); — индивидуальные упражнения: " погружение в себя" (1-й день: 2-я половина); — взаимодействие с партнером (2-й день); — совместное творчество в группе (3-й день). В продвижении от одного цикла к другому как бы воссоздается (моделируется) процесс становления свободной творческой индивидуальности. В первом цикле упражнений взаимодействие участников осуществляется по принципу неделимого " МЫ", где проявления каждого не индивидуализированы. Это достигается тем, что все одновременно выполняют одинаковые (заданные тренером) движения в круговом построении. Сопровождение движения пением или голосовым звукоподражанием позволяет более легко и естественно добиться полной телесно-эмоциональной включенности в танец каждого участника и общей слитности исполнения. Характер, атмосфера " ритуальных танцев" помогает воссоздать нужный настрой, сходный, вероятно, с первобытным состоянием самосознания человека, когда он не только чувствует себя неотделимой частицей сообщества (племени), к которому принадлежит, но и ощущает свою " включенность" в мир природы, мир бесконечного пространства Космоса и свою подчиненность их законам. Здесь нет индивидуальности и творческой свободы (или она минимальна в " жестких" рамках ритуала), но есть чувство принадлежности и защищенности. Упражнение второго цикла строятся по принципу обособленного " Я" — с тем, чтобы участники могли сосредоточиться на собственных эмоционально-телесных ощущениях. Это достигается тем, что го или иное упражнение выполняется всеми участниками одновременно, но при этом каждый действует " сам по себе", изолированно от других. Здесь задается основной принцип или характер выполнения движений, но каждый участник реализует его по-своему, так, как " просит его собственное тело". Иными словами, на этом этапе еще сохраняются " ограничительные рамки", выступающие в качестве направляющих ориентиров в условиях открывающихся возможностей для самостоятельности и творчества. В этом цикле — две серии упражнений. Первую можно условно назвать " Вырастание"; подразумевается личностный рост, выраженный символически — в изменении положения исполнителя относительно земли: от самого низкого (лежа или сидя на полу) — в первом упражнении до самого высокого (стоя в полный рост на полупальцах) — в последнем. Вместе с этим постепенно уменьшается площадь внешней опоры тела, что может быть компенсировано укреплением внутренней опоры человека, которая может пониматься как уверенность в себе и доверие к своим возможностям. Вторая серия — " Эмоциональные состояния". Здесь последовательность упражнений построена по принципу контрастного сопоставления музыкально-пластических настроений, переживаний. Этим как бы воссоздается " перепад эмоций", часто встречающийся в повседневной жизни человека Завершающее упражнение — на примирение с собой, принятие в себе всех присущих людям проявлений. Третий цикл упражнении построен на взаимодействии с партнером. Он начитается с серии " Встречи", где каждый участник контактирует с остальными, обмениваясь лишь одним-двумя жестами, как это бывает и в обыденной жизни при непродолжительном общении людей: встретились и тут же расстались. Следующая большая серия упражнений выполняется в парах, по принципу " ТЫ и Я". Она называется " Прикосновения". Здесь моделируется личностное общение, при котором партнеры все лучше познают друг друга, постепенно становясь ближе. На языке тела это выражается в сокращении дистанции общения (от одного упражнения к другому), а также в синхронизации движений, переживаемой как взаимопонимание. В упражнениях задается тот или иной принцип прикосновения, который партнеры реализуют творчески: выстраивают взаимодействие с учетом ответных реакций друг друга. Благодаря этому, они все больше " открываются", доверяют друг другу, т е. каждый участник становится способным свободнее переживать и выражать свое отношение к другому. Четвертый цикл упражнений — совместная творческая деятельность в группе — строится тоже по принципу " МЫ", как бы завершая оборот развития, начавшийся в первом цикле: отделившаяся от общности, осознавшая свое " Я" индивидуальность, познавшая партнера через себя и себя — через партнера, снова включается в общность, но уже на ином уровне. Теперь — это общность свободных индивидуальностей, взаимодействующих и созидающих. Этот уровень достигается всем предыдущим ходом тренинга, в результате накопления некоторого опыта взаимодействия и взаимопонимания. Такой опыт — благодаря характеру предлагаемых в этом цикле упражнений — может быть использован во всей полноте; кроме того, он здесь обобщается новыми ощущениями, переживаниями и способами взаимодействия.
|