Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод и приемы наглядного обучения истории.






Наглядный метод обучения истории - способ освоения исторического содержания на основе зрительного восприятия учебного материала предъявляемого с помощью изобразительных, условно-графических, аудиовизуальных средств наглядности.

Использование наглядного метода обучения повышает точность восприятия исторических объектов, мобилизует зрительную память учащихся для прочного усвоения материала, способствует развитию умений визуального восприятия исторической информации из соответствующих видов источников, мыслительных умений.

Приемы работы с изобразительной наглядностью предполагают работу с учебными картинами и произведениями исторического жанра (см.: схема 6.2, 6.3.).

Учебные картины используются для раскрытия основных вопросов исторического содержания, чтобы усилить восприятие главного материала.

Так типологическая картина используется, как правило, для создания представлений о явлениях прошлого, которые лежат в основе формирования основных понятий. Например, при формировании понятия о государственном устройстве в Московской Руси используется, схема государственного устройства и картина С.В. Иванова «Боярская дума». Ведущими приемами работы с такой картиной является беседа. Возможен игровой прием «оживление картины» (моделирование обсуждаемого в думе вопроса).

Событийная картина, например, «Саламинское сражение», может стать средством эмоционального воспитательного воздействия, конкретизации, закрепления в образах важнейшего события (в Греко-Персидских войнах). Основные приемы работы - сюжетный рассказ, декламация художественных произведений (здесь - фрагмента трагедии Эсхила «Персы»).

Общая логика (алгоритм) работы с учебной типологической и событийной картиной такая: демонстрация картины (картина вывешивается только в момент изучения вопроса, чтобы привлечь к ней внимание) - приемы первичного восприятия картины (сообщение, беседа о месте и времени действия, изображенного в картине, описание обстановки, фона, на котором происходит действие) - приемы раскрытия основного сюжета произведения (сообщение, рассказ) - приемы структурного анализа (описания) главных и второстепенных частей картины. Описание осуществляется согласно общей формуле от главного к деталям, от целого к частям и снова к целому.

При изучении событий и явлений в качестве учебных картин также могут использоваться художественные произведения исторического жанра, когда их тема совпадает с программным учебным содержанием.

Для локализации объектов на местности используются исторический пейзаж (например, А.М.Васнецов «Московский кремль при Иване Калите»). Основные приемы работы – описание (учителем, учащимися), беседа, при необходимости работа с картой (в данном примере с картой - схемой «План Москвы XIV в.»).

При изучении исторических деятелей в урок вводится исторический портрет. Эффективны приемы портретного описания, характеристики, цитирования высказываний самих героев и их оценок современниками и историками.

Из педагогического опыта. История России 7 класс. Для характеристики императрицы Екатерина II учитель демонстрировал на экране портрет Д.Г.Левицкого «Екатерина II – законодательница», ученик (заранее подготовленный) читал при этом фрагмент из оды Г.Р.Державина «Фелице», написанной под влиянием этого произведения художника. Это позволяло ощутить дух эпохи, ее язык, понять, как создавались образы людей в искусстве XVIII века. В беседе ученики сами расшифровывали символику картины классицизма (корабли и жезл Меркурия - символы защищенной торговли, Фемида, символ законодательной деятельности Екатерины и т.д.) и определяли различия и сходство в отношении художника и поэта к правительнице.

Произведения искусства на уроках по изучению вопросов культуры становятся самостоятельным объекта изучения как пример творчества художника, как средство для раскрытия сущности художественного направления и т.д. (например, картина К.Брюллова «Последний день Помпеи»).

При первом восприятии картины особенно в основной школе можно использовать приемы эмоционального воздействия (яркое образное описание, прослушивание музыкальных произведений, чтение художественных произведений в данном примере - А.С.Пушкина). При обращении к картинам, как произведениям искусства, дается анализ средств художественной выразительности, художественных достоинств произведения, объясняется их значение в искусстве.

Особо ценным является использование художественных произведений изучаемой эпохи как первоисточника знаний о прошлом (например, наскальных изображений как источника о занятиях древних людей, картин передвижников при изучении истории XIXв. и т.д.). При работе с ними, как и с документальной наглядностью - фотографиями, видео-фрагментами, используются приемы реконструкции образов эпохи, событий и явлений. Когда эти источники не иллюстрируют уже известный материал, а становятся единственными носителями информации, то развивается способность видеть, а не смотреть, воссоздавать по фрагментам целостную картину прошлого, и затем излагать увиденное. Развивается не только визуальное восприятие, но и визуальное, интуитивное мышление, столь необходимое в современных условиях.

Произведения исторического жанра могут также выступать в качестве средства формирования умений критического анализа источников исторической информации. Например, исторические полотна в стиле классицизма предполагали аллегорическую или далекую от исторической реальности трактовку образов.

В таком случае эффективно использование приемов сравнительного показа памятника искусства и точных изображений - реконструкций исторических образов (например, картины А.П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и изображений княжеских одежд и утвари по данным археологических раскопок.

Приемы работы с условно-графической наглядностью в большей мере направлены на развитие мышления школьников (см.: схема «Виды условно-графической наглядности») Наиболее часто в обучении истории используются приемы работы с картой как средством раскрытия учебного историко-географического содержания, формирования у школьников историко-географических знаний и картографических умений.

Учитель работает с настенными картами и картами-схемами (или их крупным экранным изображением). Учащиеся тоже работают с настенными картами, а также атласами, контурными картами.

Приемы первичного показа историко-географических объектов предполагают сочетание показа его на карте со словесным описанием его местоположения. Показ объектов учителем осуществляется одновременно с организацией деятельности учеников: учитель показывает и называет объект, (например, Санкт-Петербург), ученики по атласу находят его и называют местоположение, или, наоборот учитель сообщает местоположение объекта (устье Невы, восточное побережье Финского залива), а ученики в атласах находят объект и называют ее.

В дальнейшем возможен более сложный прием - нанесение учениками показываемых учителем объектов на контурную карту.

Показ динамики событий (хода военных действий, восстаний) на настенной карте осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью их развития и сопровождается словесным описанием направления движения людей.

На настенной карте можно сопровождать показ прикреплением аппликаций с их символикой (флагами, гербами т.д.), с датами событий. Эффективно использование анимационного потенциала компьютерных карт, интерактивной доски. Постепенно ученики овладевают умением считывать с карты (в том числе анимированной) информацию, работая с ней как с первичным источником знаний. Например, только на основе карты самостоятельно вести повествование о ходе событий.

Следует учесть, что в основной школе курсы географии, как правило, начинаются с 6 класса. Поэтому при изучении истории следует с 5 класса уделять внимание работе по формированию картографических умений. По мере их освоения учениками эти виды деятельности полностью переходят от учителя к школьникам. Исследования показывают, что уже пятиклассники могут освоить приемы самостоятельного нахождения и показа объектов на карте, приемы считывания информации с учебных анимационных карт и могут последовательно излагать на их основе ход события, например, продвижение войск к месту битвы и сам ход битвы.

Показ страны на большой карте включает указание, в какой части света и региона она находится. Далее, последовательно, начиная с севера (север-запад-юг-восток), описываются границы государства, ориентируясь на знакомые ученикам географические ориентиры (например, «…на севере граница Египта – это Средиземное море» и т.д.).

Показ на настенной карте населенного пункта начинается со словесного описания его местоположения в стране, ее регионе, даются его географические ориентиры (например, древний Новгород располагался на Северо-западе Руси, на берегу реки Волхов, недалеко от места, где река вытекает из Ильмень озера).

Место события сначала показывается на общей карте (например, места Ледового побоища на карте «Русские княжества в XII- XIV вв.»), а затем следует локализация этого события в пространстве с использованием карты – схемы.

Для эффективного формирования знаний учащихся на основе осуществления ими логических действий используются приемы работы со схемами и таблицами (см. их классификацию на схеме 6.4.). Схемы, таблицы в силу лаконичности предъявления в них информации, могут часто выступать первичным источником знаний

Для понимания основных признаков, сути изучаемого исторического явления организуется работа со структурной схемой (например, «Органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.»). Возможны два приема – ученики считывают информацию с названной схемы, как с источника знаний, второй вариант - ученики составляют схему, работая с текстом Конституции.

Развитию умений анализа соотношения количественных или качественных характеристик исторических событий и явлений способствует работа учеников со статистическими таблицами, диаграммами(например, с диаграммой «Доля России в мировом производстве сырья и продукции на 2010 г.»).

Для развития способности определять общее и особенное в исторических объектах эффективно использовать сравнительно-обобщающие или синхронистические таблицы. Например, «События Первой мировой войны на Западном и Восточном фронтах» (также см.: таблицы 12.2, 12.3).

При работе с условной наглядностью развивается логическое мышление, умения считывать информацию, закодированную в источниках различных видов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал