Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позитивизм и французская историческая мысль






 

История Франции во второй половине XIX века, как и в первой половине столетия, отличалась крайней нестабильностью. За революцией 1848/48 годов последовали бонапартистский переворот и создание Второй империи, которая потерпела крах в результате неудачной для Франции франко-прусской войны и очередной буржуазно-демократической революции 1870 года. Итогом гибели Второй империи стала Парижская коммуна, а затем установление Третьей республики, которая, в свою очередь, в первые годы существования не получила массовой поддержки французского общественного мнения. Острая идейная и политическая борьба не обошла стороной французскую историческую науку. Ведущие французские историки второй половины XIX и начала XX веков продолжали традицию «политизированной» историографии. Более того, в этот период завершается институализация основных направлений во французской исторической мысли и французской исторической науке – консервативного, либерального и радикально-демократического. Эта идейно-политическая борьба во французской историографии происходила на фоне утверждения новой позитивистской парадигмы истории.

Как уже говорилось выше, выход в 1856 году книги А. Токвиля «Революция и старый порядок» является важным рубежом в развитии французской исторической мысли и французского историзма XIX столетия. Другой важной чертой в развитии французской историографии 50 – 60-х годов XIX века стало распространение позитивистской методологии исторического познания. Позитивизм оказал огромное влияние на европейскую историческую науку второй половины XIX столетия (кроме Германии, где он имел ограниченное влияние). Различные модификации позитивизма сохраняют влияние на историческую мысль до сегодняшнего дня.

Родиной позитивизма была Франция. Именно в недрах французской традиции научного мышления, ведущей своё начало от рационализма Декарта, к середине XIX столетия сформировалась установка познавать мир исходя из объективных научных фактов, отрицая спекулятивный, умозрительный подход к действительности. Точный научный факт был богом для позитивистов. Большое значение для становления позитивизма имело развитие естественных наук. Главной мировоззренческой и теоретико-методологической установкой позитивизма стала идея эволюции, возведенная в ранг универсального научного принципа. Для позитивистов не существовало принципиального различия между методами естественных и общественных наук. Они переносили методы естественных наук на общественные, отрицая при этом специфику гуманитарного познания.

Родоначальником позитивизма считается французский философ и социолог Огюстен Конт (1798 – 1857). Он также ввел в научный оборот понятие «социология». Главный труд Конта «Курс позитивной философии» публиковался с 1832 по 1842 гг. Центральная мысль Конта состояла в том, что вместо спекулятивного, умозрительного подхода к объяснению общественной жизни необходимо выработать позитивную науку об обществе как едином социальном организме, основанную, подобно естественным наукам, на точных наблюдениях и фактах. Применяя этот принцип к истории, он призывал также выявлять объективные факторы, влиявшие на ход истории, а не только уделять внимание деятельности выдающихся личностей. Наряду с влиянием на историю духовного начала, Конт большое значение придавал воздействию материальных факторов – биологических, географических, экономических условий. Решающую роль в жизни и динамики общества Конт отводил не индивидуальному, а коллективному сознанию людей.

История человечества выступает у него как отражение последовательной смены трех форм коллективного сознания: теологического, метафизического и позитивного (научного). Последовательная смена этих форм сознания определяет, по мнению Конта, прогресс человечества. Признавая идею прогресса, Конт придавал ей финалистский характер: история у него движется к позитивному веку, который будет организован на основе контовской философии и будет окончательным, представлявшимся ему в виде усовершенствованного буржуазного общества. Конт также полагал, что наука не может дать ответ на вопрос о причинах и сущности общественного развития, и познание наукой его законов должно быть ограничено установлением функциональной зависимости между явлениями. Поэтому, по мнению Конта, позитивная общественная наука не имеет необходимости использовать какую – либо философию. Идеи Конта о необходимости строго научного, основанного на точно установленных фактах подхода к изучению общества и важности превращения истории в науку способствовали совершенствованию методологии исторического исследования.

Развитие позитивизма во французской исторической мысли и науке прошло две стадии: «раннюю» 50 – 60-е гг. и «позднюю» 70 – 80-е гг. Выдающимся теоретиком «ранней» стадии позитивизма был историк, философ, искусствовед Ипполит Тэн (1828 – 1893). Его перу принадлежат многочисленные труды в различных областях гуманитарного знания «История английской литературы», «Английский позитивизм» и другие Тэн широко использовал в своих трудах теорию факторов, выделяя особо психологический фактор. Развитие общественной психологии являлось, согласно Тэну, доминирующим фактором исторического процесса. Саму историю Тэн определял как «психологическую анатомию». Он считал, что на формирование общественной психологии влияют следующие факторы: раса (национальные особенности), среда (география, климат, социальные и политические условия), конкретная историческая ситуация, под которой Тэн понимал взаимодействие расы, среды и исторических традиций.

Наиболее крупными представителями «позднего» позитивизма во французской исторической мысли являются Шарль Ланглуа (1863 – 1929) и Шарль Сеньобос (1854 – 1942). В 1898 году они в соавторстве выпустили работу «Введение в изучение истории», в которой систематизировали теоретико-методологический опыт французской позитивистской историографии. Впоследствии эту работу назвали библией позитивистского историзма. Ланглуа и Сеньобос полагали, что дальнейшее развитие техники исторического исследования должно быть основано на углублении критики источников и усилении фактологизма, который они понимали как более тщательное собирание фактов историками. Что же касается широких обобщений, установления исторических законов, то авторы считали это делом социологов, а не историков.

Несмотря на подавляющее господство позитивистской парадигмы истории, в начале XX столетия во французской исторической мысли появляются антипозитивистские тенденции. Кризис позитивизма продолжался во французской историографии несколько десятилетий и закончился в середине XX века сменой парадигмы истории. В конце XIX – начале XX вв. тенденция кризиса позитивизма едва просматривалась и первые голоса против позитивистской методологии раздавались из среды позитивистски ориентированных гуманитариев. Во французской гуманитарной мысли того периода антипозитивистские тенденции были связаны с именами социолога Эмиля Дюркгейма (1858 – 1917) и его школы и философа Анри Берра (1863 – 1954), который разрабатывал и пропагандировал теорию «исторического синтеза», согласно которой следует произвести синтез гуманитарных наук. Основой новой «всеобщей» гуманитарной науки должны стать история и философия.

Среди последователей Э. Дюркгейма необходимо выделить социолога и экономиста, основоположника социально-экономического направления во французской историографии Франсуа Симиана (1873 – 1936). Его, как и Берра, по праву считают одним из непосредственных предшественников школы «Анналов». В статье «Исторический метод и социальная наука» (1903) и докладе «Причинность в истории» (1906) Симиан выступил против трёх, как он говорил, идолов племени историков: идола политической истории, идола индивидуализирующей истории, идола исторической хронологии. Симиан полагал, что необходимо, во-первых, изучать историю с точки зрения коллективной психологии, во-вторых, искать в истории устойчивые отношения, то есть законы и, в-третьих, рассматривать историю не как историю индивидуумов, а как историю институтов и социальных явлений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал