Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Во второй половине XIX века






 

После Гражданской войны 1861 – 1865 годов и Реконструкции Юга в конце XIX столетия США становится крупнейшей индустриальной державой мира. Бурный подъём капитализма не мог не отразиться на развитии американской общественной мысли. Большое распространение получили идеи позитивизма, причём в его самой ортодоксальной форме социал-дарвинизма, ведущим теоретиком и пропагандистом которого был профессор Йельского университета У. Самнер. Исключительную популярность приобрели идеи Г. Спенсера. В конце XIX века начинается формирование самобытной американской философии прагматизма, также тесно примыкавшей к позитивизму.

На фоне подъема общественных наук происходит завершающий этап институализации американской исторической науки. В теоретико-методологическом отношении американская историография продолжала испытывать двойное влияние. С одной стороны, немецкого идеалистического историзма в духе Л. Ранке. С другой – позитивизма, который к концу столетия стал господствующей методологией исторического познания. Позитивизм в историографии США получил признание несколько позднее, чем в европейской исторической науке. Поэтому расцвет позитивистской методологии начинается в американской историографии с конца XIX столетия и связан с формированием и деятельностью прогрессистского (экономического) направления во главе Ф.Д. Тёрнером и Ч.О. Бирдом. Особенность американского позитивизма заключалась в том, что для него было характерным требование тщательного и досконального исследования фактов, признание категории причинности, осознание необходимости построения социологической модели общественного развития, утверждения эволюционистского подхода к истории. Вместе с широко распространенной в американском обществознании философией прагматизма позитивизм составил специфическую теоретическую основу, оказавшую большое влияние на историческую науку.

Началась обширная издательская деятельность документов и личных материалов политических деятелей периода войны за независимость. Были предприняты публикации собрания документов о Гражданской войне на суше (1880 – 1901) в 130 томах и Гражданской войне на море (1894 – 1914) в 30 томах. Библиотека Конгресса стала получать обязательный экземпляр каждой выходившей в стране книги. Историю стали преподавать в колледжах, в ведущих университетах: как форма организации учебного процесса появились лекционные курсы и семинарские занятия по истории. Занятие историей стало превращаться в профессию. Тесными были связи с германскими университетами в подготовке научных кадров. В 1884 году была создана Американская историческая ассоциация, к концу XIX века в нее вступили около 200 местных исторических обществ. С 1895 года ассоциация издаёт журнал «Американское историческое обозрение». В американской исторической науке появились авторитетные крупные историки и оформились как направления история первобытного общества (Л.Г. Морган), медиевистика (Г.Ч. Ли – крупный специалист по истории инквизиции).

В ходе и после Гражданской войны 1861 – 1865 гг. американская общественная и историческая мысль были заняты ее осмыслением. Свою версию Гражданской войны отстаивали историки, жившие на рабовладельческом Юге. Бывший президент рабовладельческой Конфедерации Дж. Дэвис создавал образ спокойного Юга, где рабы были лояльны к своим хозяевам, а Гражданскую войну связывал с интересами промышленно развитого Севера. Он заявлял в своей работе «Подъем и падение правительства Конфедерации» (1881), что «рабство – абстрактная проблема, и она даже отвлекает от предмета спора».

С либерально – буржуазных позиций характеризовал Гражданскую войну историк и публицист Хорас Грили (1811 – 1872). Историю Гражданской войны Грили рассмотрел в работе «Американский конфликт» (2 т., 1864 – 1866). Это была первая попытка систематизации фактов истории Гражданской войны, где привлекались газетные публикации, выступления политических деятелей, дебаты в Конгрессе. Грили отверг идею о том, что первоосновой конфликта между северными и южными штатами был конституционный вопрос о правах федерального правительства, и считал главной причиной сецессии рабство. Но он характеризовал отмену рабства как чисто конституционную меру и не рассматривал Гражданскую войну в качестве новой американской революции.

О Гражданской войне также писал Джон Дрэпер (1811 – 1882) – известный физик, химик, физиолог, по социологическим взглядам последователь позитивистов О. Конта и Г.Т. Бокля. Его «История Американской Гражданской войны» (1867 – 1870) в 3 томах была первой попыткой её обобщения. Движущими силами исторического развития Дрэпер считал саморазвитие идей и влияние географической среды. По его мнению, уже в XVIII веке в Северной Америке крепло чувство единства нации, но различный климат на Севере и Юге привел все же к временному возникновению идеи разделения. Жаркий климат Юга породил стремление к использованию рабского труда и созданию аристократической формы правления, а климатическим следствием жизни на Севере была демократия, проникнутая идеями индивидуализма. Стимулами для развития рабства Дрэпер считал также промышленный переворот в Англии, наличие свободных земель на западе США, но важны были, по его мнению, и естественные причины, связанные с различием природно-климатических условий. Вместе с тем, Дрэпер подчеркивал необходимость примирения с Югом. Американцы должны понять, что война была продуктом не личных, а естественных причин.

В последней четверти XIX столетия в американской историографии сложилась англосаксонская школа. Ее ядро составляли американские историки, получившие образование в немецких университетах и воспринявшие там также некоторые общеисторические концепции. Господствовавшее в то время в немецкой историографии малогерманское направление объявило германцев наиболее последовательными носителями идей индивидуальной свободы и ведущей силой европейской истории. Значительное влияние на формирование англосаксонской школы оказал также английский историк Эдвард Фримен с его формулой «История – это политика в прошлом, политика – история настоящего». Фримен распространил, применявшийся в лингвистике, сравнительный метод на изучение истории политических институтов и объяснял сходные черты политического устройства государств в разные исторические периоды происхождением от общего национального корня и расовой общностью.

Представители англосаксонской школы утверждали, что только народы арийской расы создали наиболее демократические конституционные учреждения, сочетающие принципы индивидуализма и сильную государственную власть, местное самоуправление и федерализм. Это политическое наследие англосаксы в пятом веке перенесли в Англию, английские колонисты и пуритане – далее, в Америку. Историки англосаксонской школы стремились даже в колониальной Америке найти связи со старогерманской племенной организацией. В их деятельности теория «американской исключительности» получила свое новое дыхание.

Центром англосаксонского направления стал университет Джона Гопкинса в Балтиморе, а самым его энергичным пропагандистом – Герберт Бакстер Адамс (1850 – 1901). В своих работах «Саксонская десятина в Америке», «Германское происхождение городов Новой Англии» и других он сопоставлял политические организации и земельные отношения в ранних колониальных поселениях Новой Англии и у германцев, описанных Тацитом, и пришел к выводу, что в ранних колониальных поселениях Америки действительно сохранились отдельные элементы сельской общины. Он провел также лингвистической анализ названий городов Северной Германии, Англии и США и пропагандировал расовую общность американских колонистов с древними германцами.

Представители англосаксонской школы преподавали также в Гарвардском, Корнельском и Колумбийском университетах. Джон Фиске (1842 – 1901) из Гарвардского университета даже патетически утверждал, что «наша американская история «восходит к тем дням, когда отважный Арминий в лесах Северной Германии разбил легионы Римской империи». Представители англосаксонской школы провозглашали право и обязанность США распространять свои совершенные политические институты за пределы страны и даже на весь мир.

На рубеже XIX – XX вв. продолжали выходить крупные обобщающие работы по истории США. Новаторским подходом к изучению американской истории отличалась «История американского народа» (8 т.) Джона Мак – Мастера (1852 – 1932), издававшаяся в 1883 – 1913 гг. Она охватывала время от Войны за независимость, которую автор называл революцией, до Гражданской войны 1861 – 1865 гг. Мак – Мастер отошел от традиционных сюжетов освещения исключительно политической истории. Он ставил перед собой задачу описать одежду, занятия, развлечения, литературные каноны, показать изменения нравов и морали и собрал большой материал по истории быта, нравов, духовной культуры, техники, широко использовал в качестве исторического источника газеты, мемуары, письма, дневники. Мак – Мастер расширил круг изучавшихся проблем, в частности рассмотрел колонизацию Запада. Историческое развитие страны в духе позитивистского эволюционизма виделось ему как плавный эволюционный процесс, и даже Война за независимость превратилась под его пером во вполне респектабельную революцию, «соединенную с умеренностью и достоинством, с любовью к законам и порядку», в противоположность «кельтской революции во Франции, где главную роль играло насилие». Главный герой истории США у Мак – Мастера – великий средний класс англосаксов.

Под влиянием позитивизма формируется направление культурной и дипломатической истории. Основателем нового направления в историографии США был Генри Адамс (1838 – 1918). Он также получил историческое образование в Германии. Главный труд Адамса – «История США в период администраций Джефферсона и Мэдисона (1801 – 1817)» (9 т., 1889 – 1891). На мировоззрение Адамса оказала влияние позитивистская философия Конта. Адамс считал, что история может быть изучена в том же самом духе и теми же самыми методами, которыми исследуют строение кристалла. Он сравнивал исторические процессы в обществе с физическими процессами в природе. Он стремился показать развитие американской коллективной психологии и факторы, которые повлияли на ее формирование. Адамс считал, что движущей силой в истории является интеллектуальная элита, а жизнь остальных миллионов людей, не более чем статистика. Адамс пытался также проанализировать международные отношения своего времени. Он изучал политические документы, вникал в личные особенности их авторов, но не обращался к анализу социально-экономических основ внешней политики великих держав и США.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал