Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ориентирование на местности
Прежде чем приступить к выполнению работы необходимо ответить на следующие вопросы:
Для того чтобы составить план местности подготовьте приборы и оборудование: 1. Планшет (лист тонкой фанеры или плотного картона размером 25 на 30 см); 2. Линейка (желательно визирная – треугольного сечения); 3. Циркуль-измеритель; 4. Компас; 5. Рулетка ― 10 м; 6. Простой карандаш (твердостью Т или ТМ); 7. Ластик; 8. Набор цветных карандашей; 9. Ручка с черной пастой или гелем; 10. Лист чертежной бумаги формата А4; 11. Скотч или тесьма для прикрепления бумаги и компаса; 12. Перочинный нож.
Основные этапы работы. I. Подготовительный этап: в классе или дома подготовьте необходимое оборудование, материалы и расчеты для работы, для этого: 1. Аккуратно прикрепите на планшет лист чертежной бумаги при помощи липкой ленты (кнопки и скрепки не используйте из-за того, что они могут повлиять на показания компаса); 2. Отступив от каждого края листа по 0, 5 см, прочертите линии рамки плана, шириной примерно 2 мм. Линии рамки будут помогать определению сторон горизонта; 3. В левой верхней части листа прочертите стрелку, параллельную рамке плана, это будет направление «север-юг». Длина стрелки должна быть 3 см; В верхней части стрелки напишите большую букву «С» – она будет указывать направление на север; 4. Рядом со стрелкой «север-юг» на планшете прикрепите компас. Это можно сделать при помощи двухсторонней липкой ленты или тесьмы, плотно привязав компас к планшету; 5. Для измерений расстояний на местности можно применить метод «пар шагов». Для этого на спортивной площадке или другом ровном месте отмеряют 100 м и проходят это расстояние спокойным шагом, считая количество пар шагов под правую ногу. Определив, что в 100 м, например, 70 пар шагов, устанавливаем, что в 10 метрах ― 7 пар шагов. 6. Определите масштаб, в котором вы будете чертить план. Важно учесть, что бы план был не слишком мал, но и не выходил за пределы листа. Для расчета измерьте самое большое расстояние на школьном дворе. Если это расстояние, выраженное в необходимом масштабе, поместиться на листе, то можно продолжить работу, если не поместиться, то уменьшите масштаб. Чаще всего школьный двор можно выразить в масштабе в 1 см ― 10 м, если школьный двор достаточно большой и при этом необходимо, например, нанести еще и пришкольный участок, то масштаб может быть в 1 см ― 20 м и менее. II. Этап измерений на местности и вычерчивание плана. Проводится на местности. Все построения и вычерчивание осуществляются простым карандашом и тонкими линиями (вспомогательными). 1. На школьном дворе выберете место, с которого начнете чертить план. Лучше всего за первую точку взять, например, угол школы или забора; 2. Сориентируйте планшет. Для этого встаньте в выбранной точке школьного двора. Освободите стрелку компаса и установите планшет строго горизонтально, чтобы стрелка свободно вращалась. Поворачивая планшет, добейтесь, чтобы стрелка компаса встала строго параллельно стрелке «север-юг» на листе бумаги. Процедуру ориентирования нужно проводить каждый раз, переходя на новую точку измерений; 3. На листе бумаги простым карандашом отметьте точкой свое местонахождение; 4. Приложите линейку к точке № 1 и визируйте взгляд, то есть прицельтесь по кромке линейки на какой либо объект, например, другой угол школы и проведите тонкую (вспомогательную) линию. При этом планшет должен оставаться неподвижным, чтобы не сбить стрелку компаса (помните, что она должна быть всегда параллельна стрелке на плане); 5. Пройдите по линии прицеливания, измерьте расстояние в парах шагов и отложите его в масштабе на плане при помощи циркуля-измерителя. Отметьте точку № 2. Прочертите линию от точки 1 до точки 2. Это будет стена школы. Сотрите ластиком вспомогательные линии; 6. Повторите эту процедуру, пройдя по всему периметру школы; 7. Для нанесения других объектов на план всегда выбирайте точку вашего местоположения (сейчас это может быть любой угол школы), вновь сориентируйте планшет, провизируйте направление на объект, измерьте расстояние до него и в масштабе отложите на плане. В найденной точке условным знаком отметьте объект визирования; 8. Необходимо нанести все значимые объекты: здания, заборы, дорожки, деревья, кусты и т. д. Избегайте излишней детализации:, не обязательно наносить каждый куст в отдельности или все деревья учебно-опытного участка, можно показать их группами (кустарник, лесопосадка); III. Этап оформления работы. Осуществляется в классе или дома. 1. Цветными карандашами раскрасьте условные знаки в соответствующие цвета. Раскраску площадных объектов лучше делать методом «размывки». Для этого на закрашиваемую площадь перочинным ножом с грифеля карандаша соскребывается цветной порошок, затем деревянной палочкой (спичкой) с намотанной на нее марлей, аккуратно растирается порошок по всей площади. Этот метод позволяет равномерно закрасить поверхность; 2. Когда составление плана будет завершено, в нижней части листа укажите масштаб в 3 видах: численном, именованном и линейном; 3. В верхней части плана крупно напишите его название «ПЛАН ШКОЛЬНОГО ДВОРА»; 4. Аккуратно открепите лист с готовым планом от планшета; 5. Подпишите свою работу в нижнем правом углу рамки.
|