Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рихард Штраус и индивидуализм
Несмотря на свой индивидуальный характер и техническое богатство замыслов, музыка Рихарда Штрауса без сомнения очень близка музыке Вагнера. В действительности она представляет расширение и усиление определенных аспектов гениального творения Вагнера, в большей мере с технической точки зрения, и в меньшей - с этической и духовной. Он увеличил гармонический вокабуляр Вагнера, который был и без того невероятно большим и до сих пор этом направлении непревзойдённым, усилив его. Все же он никогда достигает того духовного благородства, которого достиг его знаменитый предшественник. Намеревался Штраус, к примеру, придать, в прямом смысле, духовный характер своей музыке для описания Иоанна Крести ля, трудно сказать. Возможно, что он был под влияние не слишком тонкой иронии к этому особому Бремени. В любом случае музыка, характеризующая Иоанна, более имеет оттенок тевтонской религиозной сентиментальности, чем духовности. Кое в чем упомянутое касается и соответствующего пассажа, слабо напоминающего Мендельсона. Кроме того, есть и другие пассажи где возникает чувство, что Штраус старался быть духовным, но получалось лишь быть слащавым. Эта слащавость также выражена специфически по-немецки, так как Штраус был даже более национально привержен, чем Вагнер. После периода дерзкого вымысла, дикого изобилия и резкого диссонанса, он соскальзывает в самые кричащие примеры патриотически окрашенных созвучий. Как следствие этого, то немецкое расовое мышление получило дальнейшую акцентировку, к подчеркиванию которого.уже много поспособствовало в музыке Вагнера. Штраус повлиял не только на то, что немцы лелеяли теперь еще большее сентиментальное чувство к своей стране, чем это удалось его предшественнику, но через музыку симфонической поэмы «Жизнь героя» грандиозно описав битву и прославив войну и борьбу, создал мыслеформу, которая была использована темными силами как вспомогательное средство, вызвать саму войну. Тогда «Безудержность» его музыки была весьма действенной: первая мировая война нашла свой бесславный конец; без сомнения, она внесла свой вклад и в революционное движение, которое сдвинулось с места поражением немцев. С того времени, как распространилась музыка Штрауса, увеличились революции и социальные перевороты. Нашли свое дальнейшее распространение различные «измы», стремящиеся к большей свободе и к более сильному самовыражению. Посредством связи его дерзких и направленных против условностей гармоний с мелодической наполненостью и экзальтацией, человечество было нагружено эмоционально «гаку что появилось стремление разрушить оковы и стать свободным. Эмоциональное воздействие, несомненно, было усилено и характером некоторых его мелодий. Одни только его диссонансы разбивали закованное в условности мышление. Его доступные мелодии воспламеняли эмоции, которые, в конце концов, побуждали к действию. Как и следовало ожидать, эти и действия принимали различные формы: поэт писал стихотворения с революционным и индивидуалистически выраженным содержанием/ оратор был побуждаем к использованию своего риторического дара для дела свободы писатель обращал внимание на то же самоед художник оставлял без внимания традиции всех.своих предшественников, и даже скульптор не хотел более покоряться требованиям Природы. В какую бы область деятельности мы не направили свое внимание - это желание свободы будет ярко выражено. Что вызвало далее возмущение против законов супружества, и привело, в конце - концов, к требованию беспроблемных разводов. На основе подобных устремлений женщина требовала права наравне с мужчиной, и ее требование было обосновано. Упоминание Штраусе и Вагнера в связи с ослаблением законов о разводе, как будто бы подтверждает мысль многих людей о том, что сильно эмоциональная музыка этих композиторов способна вызывать сильные эротические страсти. Тогда то, что мы называем свободой, правильней было бы обозначить, как право свободного передвижения и повсеместного проживания или распущенность. Хотя мы и отклоняем это последнее обвинение, но мы и допускаем, что есть такие люди, которые сексуально стимулируются, когда слушают музыку Вагнера, и еще в большой степени -музыку Р. Штрауса. Но за это ответственна скорее предрасположенность упомянутых людей, чем сама музыка. Естественно, что музыка такого рода. касается своей силой всего существа, как в его низких, так и в высших элементах. Люди с ограниченной сдержанностью или вообще без эмоциональной сдержанности чувствуют в музыке Штрауса, в отличие от музыки Вагнера, только эмоциональный уровень, а не духовной уровень любви и ввергаются в хаотическое возбуждение. Люди же со сдержанным душевным складом и более высокими склонностями подобных воздействий не испытывают. Духовная любовь подобна высокой октаве в сравнении с эмоционально-опосредованными чувствами любви В человеческих натурах, которые способны к такой любви, звучание низкой ноты вызывает непосредственный отклик более высокой ноты. Ко всему следует добавить, что вышеупомянутые страстные воздействия преходящи. Первый фестиваль Штрауса состоялся в Англии в 1903 году и с тех пор его произведения, за исключением первой Мировой войны, играются все чаще. С того времени стали выходить на передний план те движения, которые стремятся к свободе, включая женщин-борцов за свое право голоса. Но все же, хоть и не так явно, наблюдаются признаки охлаждения к его музыке, она как бы «устаревает» и не возбуждает, как это было раньше, таких сильных эмоции у этих слушателей. И в самой деятельности Штрауса произошли изменения: со времени «Электра» он уменьшил стремительную настойчивость своей музыки и обратился к более мелодичному благозвучию: В «Кавалере роз», который последовал за «Электрой», чувствуется сильное влияние музыки Моцарта. Он обратился к прошлому, и с этого времени наступает перемена в его музыке. В своих поздних произведениях он в любом случае уже больше не «Апостол свободы», так как в некоторых аспектах своего творчества он вернулся к более традиционным формам. Что касается воздействия, которое его музыка будет оказывать на будущее поколение, то это будет зависеть от того, будут его произведения принадлежать к раннему или более позднему периоду творчества. Следует также учесть, что определенная часть немцев проявила явное желание возвратиться к старым формам правления. Хотя теоретически республиканское правление может показаться целесообразнее, они потихоньку склоняются к монархии, так как она романтичнее и более напоминает господство «сильной руки. Те элементы свободы в музыке Штрауса, которые однажды привели к тому, чтобы восстать против аристократичной системы правления, утратили после Штрауса значение; немецкая музыка проявила тенденцию к ультра-диссонантам, потому не будет неожиданностью, если немцы станут раздираемы противоречивыми политическими эмоциями. Рихард Штраус последний, великий немецкий, музыкант, творчество которого мы разбирали более подробно. Мы упустили творчество таких музыкантов как Вебер, Шуберт, рамс и Ригер, хотя оно тоже весьма характерно, и причины для этого таковы: 1.Вебер проявил большее влияние на саму музыку и на других композиторов, преимущественно на Шопена и Вагнера, чем на формирование характера и этических принципов. 2.Воздействие музыки Шуберта, да если они и ответственны за то, что внесли в жизнь любезность, кротость и мягкость, были выражены недостаточно, чтобы оправдать более длительный обзор. 3.Музыка Брамса, главным образом, вариант музыки Бетховена и Мендельсона, что значит, что она выражала более высокие человеческие выражения души и действовала инспирируют на сочувствие. 4.Макс Регер оказал такое же воздействие как Бах, со следующим различием: посредством своих нетрадиционных гармоний он пробуждал соответственно нетрадиционную форму мышления. В нашем исследовании будет удобный случай поговорить и представителям Дэва-эволюции, таких как Шёнберг, но этой теме будет посвящена третья часть книги. Некоторые читатели ранних изданий книги спрашивали меня, почему такие выдающиеся композиторы как, например, Берлиоз, не были упомянуты. Основание для этого видится в том, что некоторые очень именитые композиторы имели большее воздействие на саму музыку, не на этические основы и духовные принципы. Немного людей оспорят гениальность Моцарта, хотя он, если не писал религиозных произведений, то выражал и сублимировал все тривиальности повседневной жизни, потому фактические воздействия его музыки были не велики. Подобное соответствует действительности и у Гайдна, хотя оба этих музыканта могли бы иметь определенное воздействие на музыку. Меня также спрашивали о таких композиторах как Эдгар и Холст. В основании этой книги лежит другое: чтобы она не стала слишком длинной брались композиторы с сильнейшим воздействием по особым направлениям.
|