Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беседа седьмая
Благословенный сказал: 1. Мыслью устремленный ко Мне, о Партха, выполняющий йогу, обретший приют во Мне, выслушай, как ты несомненно можешь прийти к конечному познанию Меня. 2. Раскрою перед тобой знание и мудрость во всей их полноте; если познаешь их, не останется для тебя здесь ничего, требующего познания. 3. Среди тысячи людей едва ли один стремится к совершенству; среди успешно стремящихся едва ли один познает Меня в сущности Моей. 4. Земля, вода, огонь, воздух, эфир, душа и Разум[99], а также самость[100], – таково восьмеричное разделение Моей природы[101]. 5. Такова моя низшая природа. Познай мою иную природу, высшую, которая есть элемент жизни, о мощновооруженный, посредством которой держится мир. 6. Познай в ней лоно всего сущего. Я есмь источник возникновения вселенной, и во Мне исчезает она. 7. Нет ничего выше Меня, о Дхананджая. Все нанизано на Мне, как жемчужины нанизаны на нити. 8. Я – и вкус воды, о сын Кунти, Я – и блеск луны и солнца, и Священное Слово[102] в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях. 9. Я – чистый запах земли и свет огня; Я – жизнь всего сущего и подвиг подвижников. 10. Познай Меня как вечное семя всего сущего, о Партха! Я – мудрость одаренных Разумом и блеск всех великолепных вещей. 11. Я – сила сильных, свободных от вожделения и страсти. Во всех существах Я – не противное дхарме желание, о повелитель Бхарат. 12. Знай, что и гармоничные, и деятельные, и ленивые натуры, [103] все от Меня; воистину, не Я в них, а они во Мне. 13. Весь этот мир, введенный в заблуждение тремя названными свойствами, исходящими от трех гун, не знает Меня, Неисчерпаемого, стоящего над ними. 14. Воистину, трудно проникнуть через покров этой божественной Майи, созданной тремя гунами; приближающиеся но Мне переступают эту иллюзию. 15. Творящие зло, заблуждающиеся, худшие среди людей, не приходят ко Мне; Майя[104] лишает их мудрости, и они предаются природе демонов[105]. 16. Есть четыре вида праведных, поклоняющиеся Мне о Арджуна: страдающие жаждущие мудрости, ищущие личных достижений и мудрые, о Владыка Бхарат! 17. Их всех превосходит уравновешенный и беззаветно преданный Мне мудрец; воистину Я дорог, превыше всего для мудрого, и он дорог Мне. 18. Все они благородны, но мудрого Я почитаю подобным Себе; слившись со своих Высшим Я, он устремлен ко Мне, на Верховный Путь. 19. В конце многих рождений, исполненный мудрости приходит ко Мне; «Васудева[106] есть все», – говорит тот, который обладает трудно достижимыми качествами Махатмы[107]. 20. Те, мудрость которых развеяна желаниями, обращаются к иным источникам Света[108], прибегая к внешним обрядам, соответствующим их собственной природе. 21. Я упрочу веру каждого, кто поклоняется таким источникам с непоколебимой верой. 22. Проникнутый этой верой, он молится и получает из того источника, но дарование ему желаемого блага идет от Меня. 23. Воистину недолговечен плод, принадлежащий неразумным. Поклоняющиеся иным источникам Света идут к этим источникам, а возлюбившие Меня идут ко Мне. 24. Лишенные мудрости считают мою непроявленную Природу проявленной, не ведая Моей высшей природы, непреходящей исполненной славы. 25. Скрытый в моей творческой иллюзии[109], не всеми познаюсь Я. Заблуждающийся мир не знает Меня, нерожденного, вечного. 26. И прошедшие, и настоящие, и будущие существа знаю Я, о Арджуна, но Меня не знает Никто. 27. Благодаря иллюзии двойственности, возникшей от притяжения и отталкивания, о Бхарата, все сущее странствует по вселенной в полном заблуждении, о Парантапа! 28. Но люди чистых дел, у которых грех пришел к концу, – они, освобожденные от обманчивой двойственности, поклоняются Мне, верные обетам своим. 29. Стремясь к освобождению от рождения и смерти, прибегая ко Мне, они пришли к познанию Брахмана, к полному познанию Высшего Я и всякого действия. 30. Те, которые знают Меня как познание элементов[110], как познание Светозарных[111] и как познание жертвоприношения[112], те, гармоничные в душе, познают Меня воистину в час ухода[113] своего.
Так гласит седьмая беседа, именуемая: ЙОГА РАСПОЗНАЮЩЕГО ВЕДЕНИЯ
|